Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Домашние животные и их детёныши"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Глушкова Наталья Алексеевна

Активизация и расширение словаря, расширение глагольной лексики,  развитие умения производить сравнительный анализ; закрепление знаний о частях тела животных. Воспитание у каждого ребенка умений слушать совместно с группой рассказы других детей. Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_domashnie_zhivotnye_i_ih_detyonyshi.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Домашние животные и их детёныши»

Цели: Активизация и расширение словаря, расширение глагольной лексики,  развитие умения производить сравнительный анализ; закрепление знаний о частях тела животных. Воспитание у каждого ребенка умений слушать совместно с группой рассказы других детей. Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин.

Наглядность: карточки по теме «Домашние животные и их детёныши»; серия сюжетных картин «Неудачная охота» (Гомзяк О.С.); игрушки — котенок и дерево.

Ход занятия

I.        Отворилась тихо дверь,

        И вошел усатый зверь,

        Сел у печки, хмурясь сладко,

        И умылся серой лапкой.

        Берегись, мышиный род,

        На охоту вышел...   (кот.)

(Из коробочки логопед достает игрушечного кота и предлагает детям оставить его в гостях на все занятие.)

-        Какие ещё животные живут в хозяйстве у людей?

-        Как называются эти животные? (Домашние).

-        Сегодня мы поговорим о домашних животных.

II.        1. Беседа по теме.

-        Какие животные считаются домашними?

-        Почему их так называют?

-        Назовите домашних животных и расскажите, какую пользу они приносят людям.

-        Чем питаются домашние животные?

-        Чем покрыто тело овцы (шерстью), свиньи (щетиной), коня (шёрсткой)?

-        Как люди ухаживают за домашними животными? (Кормят, поят, чистят, моют, лечат и т.д.)

-        Как называется большая группа коров (стадо), коней (табун), овец (отара)?

-        Как называется человек, который пасёт стадо? (Пастух.)

-        Как называются мама и папа у щенка (собака, пёс), котёнка (кошка, кот), телёнка (корова, бык), жеребёнка (лошадь, конь), козлёнка (коза, козёл), поросёнка (свинья, кабан), ягнёнка (овца, баран), крольчонка (крольчиха, кролик)?

III. 1.        Кот Вася хочет рассказать нам историю о том, как он однажды охотился. Но история эта, ребята, зашифрована, и вы должны догадаться сами, что произошло с Васей. (Логопед выставляет серию сюжетных картин, в которой «зашифрована» история «неудачной охоты» Васи.)

2. Игра «Составь предложение».

Дети составляют предложения по демонстрируемым логопедом действиям.

Выставляется игрушечное дерево. Логопед помещает игрушечного котенка: на дерево; под дерево; за дерево; перед деревом; около дерева и т.д.

Дети составляют предложения: «Кот Вася сидит под деревом», «Кот Вася спрятался за дерево» и т.д.

3. Беседа по картинкам.

- Ребята, давайте «расшифруем» историю кота Васи, а затем спросим у него, правильно ли мы его поняли.

- Какое время года изображено на картинках? (Осень).

- Почему вы так думаете? (Потому, что на деревьях желтые листья, а птицы, за которыми охотится Вася — воробьи — зимующие.)

- Что делает Вася?

- Почему он обратил внимание на воробьев?

- Какая мысль пришла ему в голову?

- Как Вася поднимается по стволу дерева? (Тихо, бесшумно, крадучись.)

- Заметили его птицы?

- Почему охота у Васи не удалась?

 

4.        Физкультминутка. «Кошка».

Осторожно, словно кошка,

Я легко со стула спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

А теперь крадусь, как кошка,

Спинку я прогну немножко.

Я из блюдца молочко,

Полакаю язычком.

Действия по тексту.

Руками легонько коснуться пола.

5.        Составление рассказа детьми.

Коллективное составление рассказа детьми, с помощью логопеда, по картинкам. Логопед начинает рассказ, а дети продолжают. После совместного составления рассказа дети составляют рассказ индивидуально. При этом дается установка на то, что рассказ не нужно воспроизводить точно.

Примерный рассказ

После Вкусного обеда кот Вася решил почистить шерстку. Пригревало тусклое осеннее солнышко. Вася уютно расположился под деревом. Вдруг его внимание привлекли птичьи голоса. Это воробьи завели между собой спор. Кот тихо подошел к дереву и стал бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали спорить. Вася был уже совсем близко к своей цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Вася оказался на земле. Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.

6.        «Кто на кого похож?»

-        На кого из лесных зверей похожа собака (на волка), свинья (на кабана), конь (на оленя и лося), кот (на рысь), кролик (на зайца)?

7.        «Сравни лошадь и корову»

Логопед выставляет изображения лошади и коровы.

-         Назовите части тела у коровы и у лошади.

-        Что есть у коровы и чего нет у лошади? (Рога, вымя.)

-        Что есть у лошади и чего нет у коровы? (Грива.)

-        Сравните у этих животных ноги и хвосты. Чем они отличаются?

-        Почему у лошади ноги длиннее, чем у коровы?

-        Для чего корове вымя?

8.        «Кто как голос подаёт?»

-        Расскажите, как домашние животные подают голос. Что делает кошка — ... (мяукает), собака - ... (лает), корова — ... (мычит), лошадь — ... (ржёт), свинья - ... (хрюкает), овца - ... (блеет).

9.        - Как называется помещение, где живут коровы, - ... (коровник), овцы - ... (овчарня), кони - ... (конюшня), свиньи - ... (свинарник), кролики - ... (крольчатник), разные домашние животные - ... (хлев)?

-        У кого из домашних животных есть рога (у коровы, у быка, у козы, у козла, у овцы и т.д.), хвосты, когти, копыта?

-        Где живут коровы, овцы, собаки, коты, свиньи, кони?

-        Какие предлоги вы использовали в ответах?

10.        - Кто разводит птиц - ... (птицевод), коней ... (коневод), свиней - ... (свиновод), овец — ... (овцевод), собак - ... (собаковод), кроликов - ... (кроликовод).

11. «Назови ласково».

-        Назовите ласково всех животных и их детёнышей. (Козочка, лошадка, поросёночек и т.д.)

12.        «Один — много» 

-        Представьте, что на рисунке всех животных и их детёнышей не по одному, а много. Представили?

-        Теперь скажите, кто здесь нарисован? (Кошки, собаки, телята и Т.Д.).

13.        «Придумай кличку».

-        Придумайте клички детёнышам домашних животных, чтобы по ним можно было определить их характер и внешний вид. Например, котёнок: Игрунчик (потому что любит играть), Царапка (царапается), Рыжик (рыжий), Тигрёнок (полосатый) и т.д.

Аналогично подбираются клички жеребёнку, щенку, крольчонку, козлёнку,телёнку.

14. «Отгадай загадку». 

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится Блюдце с тёплым молочком!

(Кошка)

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца.

Ест и пьёт он из корытца.

(Поросёнок)

Я копытами стучу, стучу.

Я скачу, скачу.

Грива вьётся на ветру.

Кто это?

(Конь)

Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, грызёт морковку.

(Кролик)

Кто ни в жару,

Ни в стужу

Не снимает шубу?

(Овца)

Идёт мохнатый,

Идёт бородатый,

Рожками помахивает, Бородкой потряхивает, Копытами постукивает.

(Козёл)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.

(Собака)

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

(Осёл)

-        О ком были загадки?

IV. 1. Беседа по теме «Домашние птицы».

-        Для чего люди разводят птиц?

-        Как называется помещение, где живут куры, утки и индюки? (Куры живут в курятнике, гуси – в гусятнике, утки – в утятнике, индюки – в индюшатнике, разные птицы живут на птичьем дворе).

-        Чем питаются эти птицы? (Домашние птицы питаются по- разному: куры и индюки любят сухой корм (зерно, семена), а водоплавающие гуси и утки предпочитают рыбку, водных обитателей, водоросли).

-        Как называются птенцы курицы (цыплята), утки (утята), гусыни (гусята), индюшки (индюшата)?

-        Как называются папа и мама у цыплёнка (курица и петух), гусёнка (гусь и гусыня), утёнка (утка и селезень), индюшонка (индюк и индюшка, или индейка)?

-        Что умеют делать птицы? (Клевать, пить, летать, плавать, кричать, ходить.)

        2.        «Кто как голос подаёт?»

-        Скажите, как подают голос птицы. Что делает курица (кудахчет), утка (крякает), гусь (гогочет), петух (кукарекает), цыплёнок (пищит), индюк – “бл-бл-бл” - болобочет.?

3.        «Отгадай загадку»

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

                                     (Гусь)

Он носом в землю постучит, Взмахнёт крылом - и закричит. 

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.

                                  (Петух)

Съем червя, попью водицы, Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко, Ребятишек угощу.

                             (Курица)

Весь день на воде,

А водой не насытится.

                 (Утка)

Удивительный ребёнок: Только вышел из пелёнок, Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

                                (Утёнок)

Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

Может превратиться.

                               (Яйцо)

Жёлтые комочки,

Лёгкие, как вата,

Бегают за квочкой.

Это кто?.. (Цыплята)

Плавает, шипит, гогочет.

У нее есть гусята. Кто это?

                                (Гусыня)

-        О ком были загадки?

        4.       «Назови лишнее»

Выделить лишнее понятие и объяснить его:

Курица, индюк, ворона, утка;

Петух, селезень, индюк, гусыня;

Цыпленок, гусь, утенок, индюшонок.

5. «Правда или нет?». Хлопни в ладоши, если я скажу неправильно и исправь меня.

“У утки на голове есть красивый красный гребешок”.

“У петуха три лапы”.

“У курицы на ногах перепонки”.

“Гусь не умеет плавать”.

“Петух – это водоплавающая птица”.

V.         Итог занятия.

-        О ком мы сегодня говорили?

-        Что вы узнали о домашних животных?

-        Для чего их заводят люди?

-        Чью историю вам пришлось расшифровывать?

-        Какие особенности вы узнали об охоте кошек?

-        Давайте спросим у Васи: так ли было все на самом деле? (Логопед «спрашивает» у игрушечного котенка и говорит, что Вася очень удивлен, как точно дети расшифровали его историю.)

-        Что вам показалось трудным? Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Домашние животные и их детёныши»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Домашние животные и их детёныши» предназначен для развития всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о домашних животных и их детён...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе"Животные жарких стран"

Занятие по развитию речи,направленое на закрепление знаний детей о животных других стран....

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние животные и их детёныши»

Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных: где живут, как голос подают, какую пользу приносят; знать названия детёнышей и семью; образовывать существительные множественного числа; развиват...

13.12.2022 г. Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние животные и их детёныши» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние животные и их детёныши» (подготовительная группа)...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние животные и их детёныши» (подготовительная группа)

Цель: закрепить и уточнить знания детей о домашних животных: где живут, как голос подают, какую пользу приносят; знать названия детёнышей и семью; образовывать существительные множественного числа; ра...