Материал по теме ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Побережная Елена Валерьевна

Материал по лексической теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_po_teme_domashnie_zhivotnye.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Домашние животные»

 
Пальчиковая гимнастика.

Домашние животные   

Довольна корова своими телятами,             Кем же довольна свинья? Поросятами!

Овечка довольна своими ягнятами,            Довольна коза своими козлятами,

Кошка довольна своими котятами,             А я довольна своими ребятами!
Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.

Веселая встреча

Здравствуй, котенок!                И здравствуй, утенок!

Здравствуй, козленок!              Здравствуй, веселый,

Здравствуй, щенок!                  смешной поросенок!   
Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.

Лошадка

Вот бежит лошадка,                       Только скачет

Сделана из ватки,                          взад-вперёд,

Она кашки не ест,                          взад-вперёд,

 Молочка не пьёт,                           взад-вперёд.   
Всеми пальцами одной руки быстро постукивать по ладошке другой руки.

Артикуляционная гимнастика.

В разные дни недели выполняем различные комплексы.
Материал для артикуляционной гимнастики взят из книги
О. А. Новиковская «Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи»

«Кошка»
Кошка очень любит молоко, она его лакает из блюдца язычком. Вот так...

 Высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения, при этом ладони рук можно сложить в виде чаши и, поднеся ее к лицу, изобразить, что это миска с молоком.

Кошка молоко лакала,
После ротик облизала.

 Круговым движением языка облизать губы.

Умылась кошка и пошла на охоту.
Возле норки лежит,
Мышку в норке сторожит.
Вылезет мышка из норки, а кошка ее — хвать! И поймает. Вот так...

Губы в улыбке, медленно высовывать изо рта кончик языка, затем «поймать мышку» — прикусить язык зубами (язык изображает мышку, а зубы — кошку).

Кошку Мурку мы похвалим,
Бантик розовый подарим. Вот такой...
Открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть в виде горки и «выкатить» изо рта наружу, затем прикусить язык, находящийся в таком положении, верхними зубами; зажатая между зубами часть языка будет напоминать бантик.
 
«Собака»
Собака тоже умеет лакать языком.
Так она ест суп и кашу, пьет воду и молоко.
Из миски полакала, ротик облизала.
Круговым движением языка облизать губы.

А теперь в будке лежит,
Дом хозяйский сторожит,
Рычит и лает, в дом чужого не пускает.
Оскалить зубы, сжать кулаки, поднять согнутые в локтях руки вверх, громко и длительно произнести звук [Ы].

Хорошо собака службу несет.
Мы ее за это угостим косточкой: «Грызи, собачка».
Оскалить зубы, а затем щелкнуть ими несколько раз подряд, при этом можно держать перед ртом два прижатых друг к другу кулака, изображающих косточку.
 
 «Лошадь»
Лошадь большая и сильная, она может возить людей и тяжелые грузы. Мы тоже сядем на лошадку и поскачем. Вот так: «Но, но!»
Цокать языком сначала в медленном темпе, потом в более быстром, и наконец опять в медленном. При этом спину выпрямить, а руками «держать» воображаемые поводья.

Приехали. Остановим нашу лошадку.
Произнести: «Тпру», за счет вибрации губ.
Надо нам лошадку напоить и накормить:
«На, лошадка, ешь сено».  Жует лошадка сено.
Пожевать кончик языка, одновременно произнося слоги: «Та-та-та...»

А теперь напоим лошадку водой.
Вытянуть губы трубочкой и втянуть в себя воздух.

А теперь послушай и отгадай, что я сейчас буду делать: кормить лошадку («На!») или погонять ее («Но!»).
Если взрослый говорит: «Но!», то малыш цокает языком и изображает, что держит в руках вожжи. Если взрослый говорит: «На!», то ребенок протягивает руки вперед, как будто кормит лошадку, а затем демонстрирует прием самомассажа языка — жует высунутый изо рта кончик языка.
 
«Корова»
Вот коровка пришла —
Молочка принесла.
Подоим коровку.
Несколько раз произнести звук [С], одновременно совершая движения руками вверх-вниз, как при дойке коровы. Кулаки то сжимаются, то разжимаются.

Спасибо тебе, коровушка, за молоко,
А мы угостим тебя вкусным хлебушком.
Ешь на здоровье.
Жует коровка хлеб.
Вот так...
Зубами пожевать кончик языка, одновременно произнося слоги: «Та-та-та».

А вместе с коровкой пришел ее ребенок —
Маленький теленок.
Глупый маленький бычок,
Он жует свой язычок.
«Похлопать» кончик языка губами, одновременно произнося слоги: «Пя-пя-пя».

Ты не жуй свой язычок,
Глупый маленький бычок.
Попей лучше молока парного.
Попил теленок молока, почмокал губами,
Почмокать губами.

А потом замычал: «Му-у-у».
Повторить звукоподражание с различной интонацией.

Голосовая гимнастика

Му – му - му! Му – му - му!
Дети, молока кому?
 
Мяу - мяу! - кот пищит,
У меня живот болит.
 
Бе-бе-бе – кричит овечка,
Стоя около крылечка.
 
Мычит корова: Му да му!
Я травки сочной  поищу.
 
Ав-ав-ав – собачка лает.
В дом чужого не пускает!
 
Ой, бычок, ты бычок,
Золотистый бочок.
Не бодайся, не мычи:
Ты иди, не топочи.

Дыхательная гимнастика

Носом дёргает собачка. Фу!
Невкусно пахнет жвачка.
Очень глубоко взять дыхание через нос. Следить, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохнуть через рот. Это упражнение очень активизирует дыхательный аппарат, осуществляя хороший массаж связок активной воздушной струей.
 
Дует ветер-озорник,                     
Пыль взметая на дорожке.                   
И от ветра наутёк
Припустилась наша кошка.
Положить руки на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы передняя стенка живота поднялась. Выдох плавно производится через рот. При этом живот опускается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется длительно произносить звукосочетание «фуууууу».

Координация речи с движением   

«Лошадка»
Я люблю свою лошадку,             
Поглаживание ладонью по голове воображаемой лошадки,

Причешу ей шерстку гладко.          
Поглаживание ладонью по спинке воображаемой лошадки,
Гребешком приглажу хвостик            
Поглаживание ладонью по хвостику воображаемой лошадки.   

И верхом поеду в гости.                 
Бег по кругу с высоким  подниманием колена, руки держат воображаемые поводья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по теме "Домашние животные"

Задания по лексической теме "Домашние животные" подобраны и систематизированы с учетом ФГТ, могут использоваться на разных возрастных группах с учетом речевых возможностей детей....

Методический материал на тему " Домашние животные "

Методический материал предназначен для использования его на занятии по окружающему миру - познание...

Лексический материал по теме: "Домашние животные зимой"

Лексический материал по теме: "Домашние животные зимой" предназначен для родителей. Подробное доступное изложение материала позволит эффективно организовать закрепление лексической темы дома...

Лексико-грамматический материал по теме : " Домашние животные" в схемах и таблицах

Представленный материал имеет вид схем и таблиц, что способствует прочности запоминания, дает возможность использовать таблицы как справочный материал для логопедической практики и является наиболее н...

Иллюстративный материал по теме :"Домашние животные"

Материал предназначен для родителей и воспитателей детей раннего возраста. Крупные и красочные иллюстрации увлекут ваших детей....

Наглядный материал по теме "Домашние животные"

Подборка наглядного материала по теме "Домашние животные"...

Счётный материал по теме «Домашние животные» (кошки и собаки)

Счётный материал может быть использован для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности, для работы с детьми с задержкой психического развития на занятиях по формированию элеме...