ПРОЕКТ "МНЕМОТЕХНИКА "
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Линченко Виктория Рамазановна

ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА "МНЕМОТЕХНИКА" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. 

  • АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
  • ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
  • ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 
  • ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
  • ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
  • ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТ МЕНМОТЕХНИКА143.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования « Светловский городской округ»- детский сад № 9 «Улыбка» Утверждаю Заведующий МАДОУ МО «СГО» д /с №9 «Улыбка» ________С.А.Шуряшкина Проект « Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников » Подготовила: воспитатель 1 категории Линченко В.Р. Г. Светлый, 2021

Слайд 2

Актуальность проекта «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст. Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение. Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связанных друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет -связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь , нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Слайд 3

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи» , по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается). Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления : конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация. Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства : сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера , А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию. Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники. Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Слайд 4

Цель : Развитие связной речи детей с помощью схем описания и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей. Задачи : • Изучить учебную, справочную, научно – методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники; • Развитие связной монологической речи. • Обогащение словарного запаса детей. • Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний. • Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц , рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки. • Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц . • Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков. • Развитие у детей психических процессов : мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды) .

Слайд 5

Вид проекта: творческий, игровой. Сроки реализации : долгосрочный проект (2021 – 2021 учебный год) . Участники проекта: воспитанники, родители, воспитатель, педагоги. Возраст детей : подготовительная к школе группа. Оборудование : проектор, музыкальный центр, интерактивная доска, ноутбук. Этапы реализации проекта. 1 этап . Организационный (подготовительный) 1. Накопление информации. Мониторинг речевого развития дошкольников. 2. Изучение методической литературы по теме «Мнемотехника для детей» . Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание» , «Дошкольное образование» , «Дошкольная педагогика» . 3. Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных. 4. Методика оценки уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи дошкольников, обработка данных. 5. Разработка проекта по теме «Использование мнемотехники для развития связной речи». 6. Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п. 2 этап. Практический (выполнение проекта) 1. Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц , опорных картинок, алгоритмов. 2. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта. 3. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц . 4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п. 5. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. 6. Изготовление игр, наглядных пособий для детей. 7. Создание детьми своих творческих мини-проектов совместно с родителями. 8. Составление перспективного плана работы «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей».

Слайд 6

Перспективный план работы с детьми в подготовительной к школе группы №6. Сентябрь 1. Работа с мнемотаблицей по теме «Осень» (приложение № 1) . 2. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» (при помощи родителей) . Задачи : Обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях, формирование умения рассказывать по мнемотаблицам , составлять мнемодорожки , расширение и активизация словаря по теме «Осень» , совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам). Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка. Обеспечить развитие способности к наблюдению, воображению, способствовать развитию диалогической речи, речевого слуха. Октябрь 1. Работа с мнемотаблицей «Расскажи о грибах» 2. Пересказ сказки « Заюшкина избушка» по составленной мнемотаблице (приложение № 2) . Задачи : Способствовать развитию связной речи, расширять и обогащать словарный запас детей, совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии. Познакомить детей с простейшей мнемотаблицей и научить составлять пересказ с опорой на нее, продолжать развивать психические процессы : память, внимание, наглядно-действенное мышление; Ноябрь 1. Составление предложений об осени по мнемодорожкам . 2. Работа с мнемотаблицей «Ожидая зиму» (приложение № 3) . 3. Отгадывание загадки, зашифрованной в мнемодорожке . Задачи : Продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами , продолжать развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, подбирая слова-признаки и передавая содержание текста полно и последовательно. Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов. Способствовать развитию наглядно – образного мышления, активизация словаря.

Слайд 7

Декабрь 1. Работа с мнемотаблицей по теме «Зима» (приложение № 4) . 2. Составление мнемосхем для придумывания сказок : «Как ёжик зайца выручил» , «День рождения зайца» . Задачи: Учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц , используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, используя для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки. Учить сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения. Упражнять в описании персонажа с опорой на алгоритм; в составлении предложений по заданной схеме. Январь 1. Работа с мнемотаблицей «Зимний месяц – январь» . 2. Заучивание стихотворения «Елочка» Н. Нищева . 3. Описание и сравнение игрушек по мнемосхеме (приложение № 5) . Задачи: Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Зима» . Совершенствовать умение составлять рассказ по опорным картинкам. Учить детей отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение, закреплять и уточнять знания детей о признаках зимы. Продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему, активизировать словарь по теме «Игрушки» , совершенствовать грамматический строй речи, развивать слуховое и зрительное восприятие. Февраль 1. Составление предложений о зиме по мнемодорожкам . 2. Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза» с помошью мнемодорожки . 3. Проговаривание скороговорок с помощью мнемодорожки (приложение 6) . Задачи : Упражнять детей в образовании родственных слов, формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания; Способствовать образному восприятию стихотворения. Закреплять умение чётко произносить слог, опираясь на мнемокарточку . Продолжать упражнять в чётком произношении чистоговорок .

Слайд 8

Март 1. Работа с мнемотаблицей по теме «Весна» . 2. Составление мнемотаблицы и пересказ сказки «По щучьему велению» . 3. Описание и сравнение птиц по мнемосхеме. Задачи: Продолжать развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, зрительное и слуховое внимание. Учить пересказывать сказку с опорой на мнемотаблицу . Формировать умение составлять описательные рассказы с опорой на мнемосхему. Апрель 1. Работа с мнемотаблицей «Весенние изменения» . 2. Пересказ сказки «Три медведя» по мнемосхеме. 3. Описание и сравнение времен года по мнемосхеме. Задачи: Учить пользоваться графическими изображениями, развивать логику, мышление, внимание; развивать связную речь. Учить детей самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядных моделей. Развивать диалогическую речь в процессе ответов на поисковые вопросы по содержанию прочитанной сказки и карточкам модели. Способствовать развитию связной речи. Май 1. Составление предложений о весне по мнемодорожкам . 2. Заучивание стихотворения С. Есенина «Черемуха» по мнемоквадрату . 3. НОД по развитию речи «Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой» с использованием мнемотаблицы » (приложение № 7) Задачи: Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме. Способствовать развитию процесса запоминания с использованием пиктограммы, обогащать речь детей. Учить отвечать полным предложением, активизировать словарь. Совершенствование грамматического строя речи, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Формировать умение отвечать на вопросы. Развитие диалогической речи.

Слайд 9

Перспективный план работы с родителями. Дата Мероприятия Сентябрь Анкетирование «Правильно ли говорит Ваш ребенок» Совместная деятельность родителей и детей по составлению мнемотаблицы и заучиванию по ней стихотворения Е. Трутневой «Осень» Октябрь Памятка «Принципы работы по мнемотаблице » Ноябрь Родительское собрание на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» (приложение № 8) . Декабрь Привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы мнемотаблицами (приложение № 9) . Январь Консультация «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях» . Февраль Памятка «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (приложение № 10) . Март Акция «Вместе с ребенком» - создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение» (приложение № 11) . Апрель Памятка «Мнемотехника в помощь мамам и папам» Май Поощрение родителей в виде «Благодарственного письма» и поощрение детей медалями «За стремление к знаниям» .

Слайд 10

3. Заключительный. Предполагаемый результат : - совершенствование связной речи - пополнение и активизация словарного запаса детей словами-определениями; - умение договариваться и работать слажено; - умение обратиться к взрослому с вопросом; - умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением; В отношении родителей : - повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы ; - повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе. Трансляция проекта: - Мастер - класс для педагогов ДОУ «Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста» на педагогическом совете (приложение 12, презентация) .

Слайд 11

Использованная литература : 1. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - М., 2009. 2. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб. ,2005. 3. Малетина Н. С. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 2004. №6. – С. 64 – 68. 4. Чохонелидзе , Н. Учим стихи по картинкам. - 2006. 5. Белоусова, С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. - 2005. 6. Белоусова, Л. Е. Весёлые встречи - 2003. 7. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – СПб., 2000. 8. Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи // Дошкольное воспитание. 1999. № 4. – С. 54 - 59. 9. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память // Ребенок в детском саду. 2004. № 2. – С. 59 – 62. 10. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. – С. 16 – 21.