Конспект занятия по речевому развитию Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» для детей подготовительной группы
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;
- Продолжать расширять словарь новыми словами, активизировать речь;
- Совершенствовать грамматический строй речи фразеологическими оборотами
Развивающие:
- Совершенствовать умение составлять рассказ с зарисовкой картинок с последовательно развивающимся действием.
- Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
- Развивать зрительное восприятие внимания, способность обобщать.
- Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества
- Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_rr_yabloko_i_rassvet.docx903.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 41 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербург

Конспект занятия по речевому развитию

Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

для детей подготовительной группы

Воспитатель:

высшей квалификационной категории

Соломка Валентина Николаевна

Санкт-Петербург

2021 год

Конспект по речевому развитию в подготовительной группе

Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;

- Продолжать расширять словарь новыми словами, активизировать речь;

- Совершенствовать грамматический строй речи фразеологическими оборотами

Развивающие:

- Совершенствовать умение составлять рассказ с зарисовкой картинок с последовательно развивающимся действием.

- Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

- Развивать зрительное восприятие внимания, способность обобщать.

- Развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

- Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества

- Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работа:

Обучение работе по мнемотаблицам.

Учить давать характеристику звукам

Формирование умения делить слова на слоги.

Словарная работа

Оборудование: опорные картинки, цветные карандаши, раскраски «Яблоня с яблоками»на каждого ребёнка.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам:

"Будет интересно!”

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

На занятии наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

И всё …(слышат).

Голова хорошо … (думает).

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Загляни в осенний сад

Чудо — мячики висят.

Красноватый, спелый бок

Ребятишкам на зубок.

Рассмотрим яблоки:

Какие они по внешнему виду? (красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые)

По размеру? (Большие, маленькие, огромные)

По запаху? (ароматные, душистые)

По вкусу? (вкусные, сладкие, сочные, нежные)


Воспитатель: Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал учитель, директор школы Василий Сухомлинский (показ портрета). Этот человек был не только прекрасным учителем, но и известным писателем. Он всю жизнь проработал в школе, написал много статей и около 30 книг о воспитании. Называется рассказ «Яблоко и рассвет»

Рассказ

Маленький Миша часто приходил в сад к своему дедушке Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.

А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

- Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

- Нет, - ответил дедушка, - яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.

Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

- Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, - сказал дедушка.

- Нет, дедушка… Лучше завтра.

- Почему?

- Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Воспитатель: Вам понравился рассказ? Как называется рассказ? Кто главные герои?

Воспитатель: Вы внимательно слушали, все слова понятны?

Объяснение фразеологических оборотов.

Что такое рассвет?  (Время суток перед восходом солнца.)

Не мог отвести глаз – долго смотрел, любовался

когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)

Не мог одолеть – не мог победить, побороть

когда так говорят? (когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)

Собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что-то сделать

когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)

Дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления)

Воспитатель: Я предлагаю вам научиться пересказывать этот рассказ. Вы знаете для того чтобы пересказ получился полный и красивый, нам необходимо составить план, на который вы будете опираться при пересказе. И помогут нам в этом картинки. Я для вас приготовила картинки, а вы помогите мне по ним составить план нашего рассказа

Воспитатель: Как звали мальчика, который приходил к дедушке в сад? (Миша)

Воспитатель: Как звали дедушку? (Корней)

Воспитатель: Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_2.png

Воспитатель: От чего Миша не мог отвести глаз, когда приходил к дедушке в сад?

Воспитатель: Какое было яблоко? (огромное, белое)

Воспитатель: Где находилось яблоко? (На самой верхушке одной яблони)

Как развивалось дальше действие? (Миша попросил дедушку сорвать яблоко).

Воспитатель: Разрешил дедушка сорвать яблоко?

Воспитатель: Какое условие поставил дедушка?

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_3.png https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_4.png

Воспитатель: Дедушка предложил Мише прийти на рассвете и работать в саду (4 картинка – рассвет, вода, пчела, срез веточки)

Воспитатель: Выполнил Миша условие дедушки?

Воспитатель: А почему Миша не мог выполнить условие дедушки? (ленился)

Воспитатель: Когда он собрался в сад?

Воспитатель: Что он сначала сделал, придя с сад?

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_5.png https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_6.png

Воспитатель: Что происходило дальше? (Миша собрался с силами, пришел на рассвете, налил пчелам воды, срезал сухие веточки) (6 картинка)

Что взошло на небе? (Утренняя звезда) (7 картинка - солнце)

Воспитатель: Что произошло, когда Миша выполнил всю работу?

Воспитатель: Что случилось с Мишей, когда он подошел к заветной яблоне?

Воспитатель: Что увидел Миша?

Воспитатель: Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым)

Воспитатель: Что сказал дедушка, когда все условия были выполнены?

Воспитатель: Почему мальчик не стал рвать яблоко? 

(еще раз захотел увидеть рассвет)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_7.png https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_8.png

Воспитатель: Ну вот, вы мне помогли составить план.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем и вспомним и покажем, что делал Миша в саду (прибежал, налил воды, срезал веточки)

Физминутка: «Яблоко»

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Руку протяните, (протянули руки вперед)

Яблоко сорвите. (руки вверх)

Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать. (подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

-План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ ещё раз, чтобы вы лучше его запомнили.

Пересказ «Змейкой» (последовательно, друг за другом)

Теперь попробуйте пересказать этот рассказ по опорным картинкам. Давайте представим, как Миша и дедушка разговаривали (диалог) О чем попросил Миша? А что ответил дедушка? Давайте разыграем сценку.

- Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай.

- Нет, дедушка… Лучше завтра.

- Почему?

- Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Физминутка:

В саду фруктовом яблоня (машут руками над головой) 
Посажена была. («сажают» яблоню) 
Она цветами белыми (руки подняты вверх, ладони изображают бутон) 
Весною расцвела. («цветок» распускается) 
Следил наш старый дедушка, (изображают дедушку) 
Известный садовод, 
Чтоб наливала яблоня (машут руками над головой) 
Румяный сладкий плод. (пощипывают щеки)

III. Рефлексия

Вопросы к детям:

Воспитатель: Молодцы! У вас получился хороший пересказ. Ну, а наше занятие подходит к концу.

Давайте вспомним, как называется рассказ, с которым я вас познакомила? Кто написал рассказ?

1. Что понадобилось Мише, чтобы сорвать яблоко? (потрудиться-налить пчелам воды, срезать сухие веточки)

2. Почему Миша не стал срывать яблоко?

3. Яблоко в рассказе было… (огромное, белое, нежное). А какие яблоки встречались вам?

Как вы считаете, у вас получилось пересказать этот рассказ? А что вам помогло при пересказе этого рассказа?

4.У меня есть для вас предложение вечером раскрасить раскраски к этому рассказу, которые я вам подарю, чтобы оформить альбом.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_5.png



https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_4.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_8.png


https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_7.png


https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_3.png


https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_6.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/05/s_5c7ebfa36095b/1106867_8.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?»

Занятие систематизирует у детей представление об осени в лесу, расширяет, уточняет и активизирует словарь детей; способствует развитию произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, ...

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию речи  Пересказ рассказа Сутеева В.Г. "Чей это гриб?"по опорным картинкам...

План-конспект занятия по речевому развитию пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Целью данной работы являетя: Формирование представления  о последовательном пересказе текста с наглядной опорой....

Конспект НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (для детей подготовительной группы)

Конспект непрерывной образовательной деятельности будет полезен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (для детей подготовительной группы)

Цель:  совершенствование умения пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Задачи :Образовательная: дать представления о том, как...

Открытое интегрированное занятие по речевому развитию и изобразительной деятельности «Чародейкою Зимою околдован лес стоит...» для детей подготовительной группы

Цель:Создание композиции на тему «Зимний пейзаж».Задачи:- Продолжать знакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства;- Закреплять умения детей внимательно слушать воспитателя и ...

Конспект занятия по речевому развитию "Пересказ рассказа при помощи сюжетной картины "Вот так покатался!""

Цель: Продолжать формировать связную речь.Задачи:Образовательные: Продолжать учить пересказу по картине с проблемным сюжетом; учить составлять связные, грамматически верные, распространенные предложен...