Современные технологии развития речи детей старших групп ДОО.
статья по развитию речи (старшая группа)

Данилова Галина Викторовна

Речь -. неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности для детей в том числе и в речевом развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии развития речи детей старшей группы ДОО

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности.

Речевое развитие –  это процесс сложный, творческий. Одной из предпосылок развития учебной деятельности является развитие речевой активности дошкольников. Основным показателем уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте».

К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника.  Образовательные технологии, которыми могут воспользоваться не только специалисты (учитель-логопед, дефектолог), но и воспитатели в группах общеразвивающей направленности:

1. Технологии развития артикуляционной моторики:

  • комплексы самомассажа «Веселые щечки»;
  • точечный массаж;
  • артикуляционная гимнастика с использованием «Артикуляционного куба».

2. Технологии развития мелкой моторики:

  • кинезиотерапия (игротренинг);
  • литотерапия (камешки «Марблс»);
  • арт-терапия: пескотерапия, нетрадиционные формы изобразительной деятельности;

3. Технологии развития фонематического слуха.

  • музыкотерапия;
  • темпоритмический тренинг;
  • фонематическая гимнастика.

4. Технологии формирования речевого дыхания

  • элементы технологии биологической обратной связи (диафрагмально-релаксационный тип дыхания);
  • дыхательные тренажеры.

5. Технологии развития лексико-грамматических компонентов и связной речи:

  • синквейн-технология;
  • сказкотерапия;
  • кейс-технологии.

Список литературы:

  1. Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие [Текст] / В.М. Акименко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 105с
  2. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии [Текст] / В.М. Акименко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 109с
  3. Баннов, А.М. Учимся думать вместе [Текст] / А.М. Баннов. – М.: Интуит.ру, 2007. – 136с
  4. Гин, А.А. Приемы педагогической техники [Текст] / А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2003. – 122с
  5. Душка, Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников / Н.Д Душка // Логопед. – 2005. – С.34 – 39.
  6. Л.В. Филиппова Сказка как источник творчества детей. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 288с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Одной из предпосылок развития учебной деятельности детей является их умение правильно и красиво говорить. Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности речевого разв...

«Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО (из опыта работы воспитателя)».

В дошкольном возрасте развивается речь - это главная форма общения. Путь, через который проходит ребёнок впервые годы жизни, поистине грандиозен. Речь маленького ребёнка формируется от общения с окруж...

Статья: "Современные технологии развития речи детей средней группы ДОУ "

  В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. В настоящее время разви...

Современные технологии развития речи детей подготовительной к школе группы ДОО.

Современные технологии развития речи детей подготовительной к школе группы ДОО....

Статья на тему: "Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО".

Становление личности начинается в детстве в процессеобщения и совместной с взрослым и со сверстникамидеятельности. Первостепенное значение при этом имеетовладение родным языком, родной речью....

Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО

Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтом...

«Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО (из опыта работы воспитателя)».

Дошкольном возрасте развивается речь - это главная форма общения. Путь, через который проходит ребёнок впервые годы жизни, поистине грандиозен. Речь маленького ребёнка формируется от общения с окружаю...