Мастер-класс для педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей»
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Садовникова Галина Сергеевна

Мастер-класс для педагогов

«Игровая деятельность как средство развития речи детей»

 

 

Ни для кого не секрет, что игра – ведущий вид деятельности ребёнка. Само слово проявляется с древнейших времён. Древние греки называли игрой поведение детей, а «игра» дословно переводилось как «предаваться ребячеству». Игра с древнейших времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения.

Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. В творческой сюжетно-ролевой игре совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх. Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Игровая деятельность как средство развития речи детей»

Ни для кого не секрет, что игра – ведущий вид деятельности ребёнка. Само слово проявляется с древнейших времён. Древние греки называли игрой поведение детей, а «игра» дословно переводилось как «предаваться ребячеству». Игра с древнейших времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения.

Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. В творческой сюжетно-ролевой игре совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх. Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: “Доктор слушает больного”, “Папа забивает гвоздь”. “Это у нас шофёр”. Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: "Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку". Таким образом, воспитатель демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и. т. д. В игре могут использоваться предметы, замещающие реальные (палочки, кубики, шарики, и т. п.). Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий. Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. В игре "Магазин игрушек" дети, "купив" игрушку, затем играет с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у "продавца".

Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками ("Ладушки", "Сорока-ворона", "Гули-гуленьки", "Пальчик-мальчик"). Дидактические игры с предметами («Чудесный мешочек»: малыши просто называют предметы, старшие – дают описание).

Например, д. и. «Что лишнее?». Дети определяют лишний предмет, картинку или слово и объясняют причину, по которой оно (это слово) причислено к «лишним».

Например, д. и. «Слова наоборот» предполагает обогащение словарного запаса детей антонимами. В ходе игры воспитанники должны определить по какому признаку необходимо подобрать антоним и только после этого использовать его в тексте.

Безусловно, в речевом развитии дошкольников ведущее место отводится словесным дидактическим играм исходя из того, что они:

- обеспечивают количественное накопление слов (д. и. «Как еще можно сказать?»);

- обеспечивают усвоение социально закреплённого значения слов:

Соотнесение с объектами окружающего мира («Ложка – это ложка…»;

Овладение обобщающими словами на основе существенных признаков (мебель, транспорт и т. п.);

Проникновение в образный строй речи (золотой ковер из листьев, белое пушистое одеяло из снега и т. д.)

- обогащают и активизируют словарный запас дошкольников (введение большего количества слов в практику общения).

Среди словесных игр интересны игры – предположения «Что было бы, если...»«Что бы я сделал, если бы...»«Кем хочу быть и почему?»«Кого я выбрал в друзья?» В таких играх ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия, при этом ребёнок должен сформулировать и правильно построить фразу, сложноподчинённое предложение.

Особое место в речевом развитии дошкольников занимают загадки. Загадки – это такой вид обучающей игры, в которой логическая задача как её особенность выходит на первый план. Дети должны сравнивать, припоминать, догадываться, а это доставляет воспитанникам радость от умственного труда, при этом обогащается и активизируется словарный запас детей.

Подвижные игры

Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные воспитателем, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.

"Лохматый пес", а при знакомстве с медведем - "У медведя во бору".

«Пролетал высоко сокол, обронил перо в осоку. Соколиного пера не найти нам до утра. Скоро солнышко взойдет, кто-то пёрышко найдет»

Вывод: использование большого количества игр в режимных моментах и на занятиях полезно детям и помогает нам, педагогам, выполнить свою главную миссию: создать условия малышам для проживания дошкольного детства с удовольствием и радостью, ибо само дошкольное детство – это не подготовка к школе, не подготовка к жизни, это уже сама жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс  «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей»

1. Приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.2. Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализова...

Доклад для педагогов: «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста ».

Тема доклада: «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста ». Подготовила и провела:Воспитатель Ферафонтова О.А. г.Долгопрудный5.03.2019...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс  для воспитателей ДОУ  «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов «Устное народное творчество как средство развитие речи детей дошкольного возраста»

Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества....