«Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Исакова Лариса Валерьевна

Связная речь-это особая и сложная форма коммуникативной деятельности

С целью развития связной речи дошкольников используются театрализованные игры, сказки, которые позволяют заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить,  развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_svyaznaya_rech.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»

Воспитатель:

                                                                                    Исакова Лариса Валерьевна

 

Цель: эффективность практического  применения  метода наглядного моделирования в процессе  развития связной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:  - совершенствовать диалогическую форму речи;

- развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу)  рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с    последовательно развивающими  событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

  1.  этап  Подготовительный

– предварительная работа  по  двум линиям

а) интеллектуальное  развитие, и,  прежде  всего  развитие  мышления;

б) речевое  развитие:  развитие  понимания  речи, обогащение  лексики, формирование  грамматических  категорий, исправление  произношения. На данном этапе формируются   фразы, являющиеся  первым  шагом к  овладению  связной  речью, в  определённой  последовательности:

а) договаривание  предложений  по  предметным  картинкам и  без  картинок; по  образцу («На диване спит … (кот)»

              б) составление  предложений  по  демонстрации действия  с  помощью  вопросов. Педагог показывает картинку кота  и  показывает движение «идёт», задаёт вопрос «Что делает кот?»;

2 этап:  Начальный  этап (овладение диалогической  речью)

Только  имея готовые  предпосылки  к  формированию  связной  речи  в  виде  сформированной  фразы, можно  сделать  следующий  шаг – приступить  к   работе  над  диалогической речью

Оптимальная  форма  организации работы  по  формирования  диалогической  речи  на  начальном  этапе – это подгрупповые  занятия с 4-5 детьми.

В работе  над  диалогической речью  можно выделить три  задачи:

1) научить детей  отвечать  на  поставленные  вопросы (краткие и полные)

2) научить  постановке  вопросов;

3) воспитывать  способность свободно, непринуждённо  вести  беседу

Обучение  умению  отвечать  на  вопросы

Репродуктивные  вопросы  наиболее  лёгкие, требующие  простых  ответов. (кто? Кто это? Что? Что это? Что делает?)

Вначале  обучения ответы однословные. Постепенно ответы  следует  усложнять, помогая  детям  начинать  ответ с  последнего  слова  вопроса, тем самым, осуществляя   переход к  двухсловным  предложениям.

Кто это?  - Мальчик. Что это?  - Мячик. Что делает кот? — Спит.
Поисковые вопросы  более сложные  и  предполагают использование в  ответах полных  распространённых  предложений (вначале  с  прямым  дополнением  без  предлога, затем  с  косвенными  как с  предлогом, так  и  без  него) ( где? Куда? Откуда? Как? Когда?  В данной ситуации из 2-х вариантов: Где спит кот? Где кот спит? предпочтительнее первый вариант, подсказывающий ответ: Где спит кот? - Кот спит на диване.

Проблемные вопросы  начинаются  вопросительным  наречиями  почему? Зачем?

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему одежду не делают из бумаги?

В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?

3  этап: формирование  монологической  речи

    Задача данного этапа – научить детей  связно  и  последовательно, логически стройно и закончено, точно по употреблению  лексики  и  по содержанию,  правильно  по  грамматическому  оформлению,   самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывание

Обучение   пересказу

        Это  более  лёгкий  вид  монологической  речи,  так  как  он  придерживается  авторской  композиции произведения, в  нём  используются готовые  авторские сюжеты  и готовые  речевые  формы  и  приёмы.

Основные  пути  развития  и  совершенствования   моторики:

- Народные  игры  с  пальчиками (« Ладушки» «Сорока» и др.)

           - Упражнения по обводке контуров, трафаретов, штриховок (героев русских  сказок, потешек)

- Работа  с  ножницами: разрезание  бумаги по  контуру  и без.

- Рисование  несложных  фигур в  воздухе  ведущей  рукой, другой рукой и  обеими руками  вместе.

Работая над развитием речи дошкольников, мы ставим перед собой цель: Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.

Для этого мы решаем следующие задачи:

– Создание в группе развивающей предметно-пространственной среды;

- Развитие всех компонентов устной речи:

-связная речь;

- Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;

Одним из способов планирования связного высказывания  служит ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

самостоятельного анализа ситуации или объекта;

развития замыслов-идей будущего продукта

В своей работе мы используем различные методы и формы: это

Методы речевого общения

Наглядный

Практический

Словестный

Составление описательных рассказов

Развитие связной речи посредством художественной литературы.

Художественная литература является одним из основных средств речевого

развития ребенка. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой мы знакомим детей с различными жанрами детского фольклора,со стихами и рассказами.

Связная речь-это особая и сложная форма коммуникативной деятельности

С целью развития связной речи дошкольников используются театрализованные игры, сказки, которые позволяют заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить,  развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.

Развитие речевого общения через игровую деятельность

Через игру мы побуждаем детей к общению друг с другом. А сюжетно-

ролевая игра способствует:

- закреплению навыков пользования инициативной речью( это такая речь, в которой учащийся показывает умение привлечь внимание собеседника, начать разговор, предложить тему)

- совершенствованию разговорной речи,

- обогащению словаря,

-формированию грамматического строя языка и т. д.

Для успешного решения задач по развитию связной речи можно предложить  детям систему творческих заданий. Я учила детей составлять загадки, ориентируясь на признаки и действия предметов. Например: круглый, резиновый, прыгает (мяч); птица, а не летает(петух).

С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей.  Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память,  можно использовать   приемы фантазирования на  прогулке, наблюдая за «живыми» облаками, мы с детьми задумывались над тем, куда они плывут? Какие вести несут? Почему тают? О чем мечтают? О чем расскажут?

Для обучения связной речи допустимо использовать схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Создавать картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Постепенно формировать у детей обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые они ориентировались в самостоятельной речевой деятельности.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
             предметные картинки;

силуэтные изображения;

геометрические фигуры.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка,  жёлтый круг-колобок, т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.)
.

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ.

      - Каких животных ты видишь на этой картинке? - Волка, медведя и лису.

- Что ты знаешь о волке? - Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.

- А что ты можешь сказать о медведе? - Он большой, коричневый, зимует в берлоге.

- А что ты знаешь о лисе? - Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.

- Где ты видел этих зверей? - В зоопарке, там они живут в клетках.

- Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.

Модель сказки «Репка» по условным заместителям

Цель: Учить пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей.

Задание: Самостоятельно выстроить правильную цепочку  с помощью условных заменителей, в которой все герои  должны быть расположены в правильной последовательности из разных геометрических фигур

Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки воспитателем. Например, воспитатель  рассказывает детям сказку “Репка”,а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент. Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Лиса и колобок»”, “Колобок” и т.п.

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа. На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

определение взаимосвязи между ними;

объединение фрагментов в единый сюжет

РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

выделение значимых объектов картины;

рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

объединение мини-рассказов в единый сюжет.

Ребята, об осени не только пишут стихи, но и картины. Обратите внимание на доску. - Какое время года изображено на картине? - Почему вы так думаете? - Посмотрите, а какое небо на картине? - Какими стали листья на деревьях? красными, желтыми, разноцветными. Осень украсила деревья. Осенью часто идут дожди, и птицы улетают в тёплые края.

ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ(21 слайд)

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание.

Картина, (в нашем случае «начало зимы») предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.  Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

Воспитатель может составить беседу с детьми. Ребятки, скажите мне, что происходит зимой в природе? Что изменилось? У меня есть вот такие волшебные картинки, которые вам помогут.

Наступила зима! повсюду  лежит снег. Морозно! Реки покрыты льдом. Деревья без листьев, словно в белые шубки нарядились. Птиц стало меньше.

При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас. Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

величина;

цвет;

форма;

материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

как он используется (какую пользу приносит)?

за что нравится (не нравится)?

Чем похожи предметы на картинке? (цветом)

Чем отличаются? (размером)

ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ

Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Это умение противоположно навыку составления пересказов.  Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается воспитателем;

воспитатель предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;

конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа.

При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям: - она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка; - сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста; - на картине должно быть небольшое число действующих лиц; - она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

 Воспитатель  просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

Какой приближался праздник?

Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?

Расскажи, какая была ёлка.

Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.

Чем дети украсили ёлку?

Для чего в комнату принесли лестницу?

Что прикрепила к макушке ели девочка?

Куда дети посадили игрушечного деда мороза?

В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей Воспитатель задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, особым видом  в работе по обучению детей  связной   речи  являются приёмы  мнемотехники. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, и, конечно, развитие речи.

Одним из эффективных методов  развития  связной речи  ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения -  синквейна .  Синквейн  с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

 Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам диагностики уровня ...

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам диагностики уровня сформи...

Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования

Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования...

Проект «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»

Мы стремимся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, её объём и характер становятся главным показателем успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, труд...

Консультация для воспитателей « Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»

« Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»...

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания....