Статья на тему "Значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей"
статья по развитию речи (старшая группа)

Метс Анастасия Алексеевна

Всем известно,что игры с пальчиками стимулируют развитие речи, развивают мозг ребенка, стимульруют развитие творческих способностей,фантазии малыша. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда,когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Для развития интереса ребенка к пальчиковым играм нужно находить и придумывать пальчиковые игры с интересным сюжетом. Для детей со средней группы и старше в статье есть интересная пальчиковая игра "Медвежата".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_palchikovaya_gimnastika_dlya_detey_5-6_let.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают ум ребенка.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

 тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризной и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.

Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Тренировке движений пальцев рук можно уделить 1,5- 2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях. Упражнения с детьми могут проводить логопед,  воспитатель  и даже  родители.

Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми пропорциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание стоит уделить тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект.

Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

Пальчиковая гимнастика - мощный стимул для развития речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Начиная со старшей группы мы начали использовать тетради-штриховки для подготовки руки к письму. У каждого ребенка своя тетрадь, он может работать в ней самостоятельно в свободное время. Такие тетради мы называем «Веселыми прописями». Затем, готовые прописи-штриховки со специально подобранными графическими упражнениями (штриховка, обвод контуров, проведение различных линий, раскрашивание предметов и др.). В тетради в крупную клетку помимо штриховки задаем писать графические диктанты, используем  для работы книгу Олеси Жуковой «Графические диктанты». Наш опыт свидетельствует, что работа в таких тетрадях не только доставляет детям удовольствие, но и эффективно развивает мелкую моторику.

Для родителей на сайте сада вывешиваются  консультации на темы: «Взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста в развитии мелкой моторики рук», «Пальчиковая гимнастика как основа подготовки руки ребенка к письму», «Играем пальчиками – развиваем речь».

Итак, организуя предметно – развивающую среду и создавая условия для речевого развития детей, мы, прежде всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постараться донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе мы используем накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Считаем, что для развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление.

И поэтому мы используем следующие приемы:

Систематичность и планомерность проведения пальчиковой гимнастики.

Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам.

Последовательность – от простого к сложному.

Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.

Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным.

Кроме пальчиковой гимнастики, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности. В нашей группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение. Начиная с младшей группы, мы организовали специальную полочку по изобразительной деятельности. Она оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной творческой деятельностью.

Постарались “привить” детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.

Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. Мы ее мяли, рвали, разглаживали, резали – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т. д.) мы нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику.

При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует: 1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. 2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической. 3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру. 4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными. 5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе).

7. Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом, затем показ устранять.

Предлагаю интересную пальчиковую гимнастику –сказку: «Медвежата»

Медвежата»

«Есть в лесу под елкой хата,      - Руки «домиком»

Там живут два толстых брата,    - Руки в кулаки, поднять большие пальцы

Этот брат – Потап,     - Показать один большой палец

Этот брат – Игнат.       - Показать другой

«Здорово, Игнат – Здорово, Потап».   - Покивать пальцами

Рано вставали,                

Песни распевали,

«Брум – Брум – Брум – Брум - Брум»

Это песня Потапа,     - Вращение большим пальцем

«Хрум - Хрум - Хрум - Хрум - Хрум»

Это песня Игната.                               - Вращение другим большим  пальцем.

А вот так поют оба брата:

«Брум – Хрум- Брум – Хрум- Брум» - Пальцы перекрещиваются, меняя вперед

«Брум – Хрум- Брум – Хрум- Брум»  правый,   вперед левый

Попели – кушать захотели.

Мы пойдем в закрома

Там малина-ягода,

По дорожке шлеп – шлеп,  - Ладонями по коленям поочередно правой и левой рукой

По мосточку топ – топ,   - Кулачками по коленям поочередно правой и левой рукой

А по кочкам – прыг – прыг,  - Одновременно кулачками «прыжки»

Вниз по горке шмыг – шмыг,  - Пальцами как ножками вниз с колен

А вот и закрома.   - Наклон вперед – лежа грудью на  коленях

А в закромах – темно,    - Повороты головой, не поднимаясь, вправо – влево

Не видно ничего,

Где корзина Потапа, - Руками перед собой «О»

Где корзина Игната.

А вот и корзина.  - Выпрямляясь, руки в «О»

Тяжела корзина,

Вкусна малина. - Языком облизывать губы, чмокать губами перед пальцами щепоткой

Хватит Игнат, - «Грозить» пальцем правой рукой

Хватит Потап, - «Грозить» пальцем левой рукой

А то животы заболят.  - Гладить живот по часовой стрелке

Мы на горку шмыг – шмыг, - Пальцами по коленям снизу вверх

Мы по кочкам прыг – прыг, - Кулаками «прыжки» по коленям

По мосточку топ – топ, - Кулаками поочередно «шаги»

По дорожке шлеп – шлеп,   - Ладонями поочередно шлепки по коленям

А вот и наш дом, - ладони в «домик»

Мы в нем живем,  

Зашли, а на столе медок стоит, - «Облизываемся»

Эта чашка Потапа,  - Правой ладошкой «чашечка»

Эта чашка Игната, - Левой ладошкой чашку

Хватит, Игнат, хватит, Потап, - «Грозить» пальцами пр. и лев. Руки

А то животы заболят. –гладить живот по часовой стрелке

Вот кроватка Потапа, - Подогнуть большие пальцы и закрыть остальными пальцами

Вот кроватка Игната, - Подогнуть большие пальцы и закрыть остальными пальцами

Ложитесь-ка спать, медвежата. -Дети ложатся на колени и закрывают глаза

Одеяльцами укрылись.


Источник: http://logoportal.ru/kompleksyi-palchikovoy-gimnastiki/.htmlhtml