Методика обуения детей дошкольного возраста пересказыванию
консультация по развитию речи

Нечаева Оксана Викторовна

Пересказ литературных произведений в детском саду - это средство развития речи. Небольшая консультация для воспитателей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию . МДОУ №93 Воспитатель Нечаева Оксана Викторовна.

Слайд 2

Пересказ — это творческое воспроизведение литературного текста Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками.

Слайд 3

Обучение пересказу способствует: 1) обогащению словарного запаса. 2) развитию внимания, памяти, мышления. 3) совершенствуется произношение. 4) усваиваются нормы построения предложений и целого текста. 5) воспитываются положительные качества личности: доброта, отзывчивость.

Слайд 4

Пересказ литературных произведений в детском саду - это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста. Это более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет, готовые речевые формы и приемы.

Слайд 5

Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения 3 – 4 года 4 – 5 лет 5 – 6 лет 6 – 7 лет Дети способны понимать и отвечать на вопросы небольшой по объему сказки, рассказа. Добавляются элементы пересказа. Многократно прочитанные тексты дети запоминают наизусть, но самостоятельный рассказ еще не доступен. Задачи подготовительного этапа: Учить следить за развитием событий в рассказе (сказке). Учить называть и сочувствовать героям произведения. Учить частично воспроизводить текст с помощью воспитателя. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Дети пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Организуются специальные занятия по обучению пересказу. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого. Дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы. Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.

Слайд 6

Требования к литературному тексту для пересказа: 1) доступное, понятное детям содержание; 2) разнообразие жанров; 3) четкая композиция; 4) простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств; 5) небольшой объем; 6) произведение должно развивать в ребенке положительные черты личности.

Слайд 7

Типовая структура занятия по пересказу: 1) Подготовка детей к восприятию нового произведения. 2) Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям. 3) Подготовительная беседа (анализ произведения). • определение сюжетной линии (основной прием: вопрос – ответ); • определение и уточнение грамматически оформленного содержания (как о чем-либо говорится в тексте) 4) Повторное чтение, обобщающее результаты разбора. 5) Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста ( неколько секунд). 6) Пересказ (3—7 человек). 7) Анализ пересказов детей.

Слайд 8

приемы обучения детей пересказу: 1) рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе; 2) использование загадок, пословиц, потешек , стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа; 3) наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей. 4) пересказ по цепочке: один начинает другой продолжает. 5) инсценировка сказки.

Слайд 9

Итог: Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. От него зависят и успехи обучения в школе и общение со сверстниками и взрослыми. Не секрет, что хороший рассказчик является душой компании. Но даже взрослые люди не всегда могут интересно пересказать содержание книг или кинофильмов. Этому умению нужно обучать с детства, чем мы с вами и занимаемся.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию

Методические рекомендации по обучению детей пересказыванию...

«Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Пересказ – это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи; - это сложна...

«Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию»

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками....

Презентация "Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию»

В методике разработаны многие приемы пересказа, связанные с ознакомлением художественной литературой (игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др). ...

Консультация для воспитателей на тему: «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию»

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучен...

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пе...