"Игры с элементами ТРИЗ - технологии"
картотека по развитию речи (средняя группа)

Смени цвет, форму, размер (поиграй с признаками)

Цель и задачи: Закреплять умение различать цвет, форму, размер объекта.

Закреплять знание геометрических фигур.

Учить выделять заданный признак и оперировать им.

Ход игры.

Игровое действие – построить поезд из вагончиков-фигур. Сцеплением вагончиков служат карточки-стрелочки с символами признаков, которые нужно изменить. Например, желтый маленький круг – цвет – красный маленький круг – форма – красный маленький квадрат – размер и цвет – синий большой квадрат – и т.д.

1 вариант. Ребенок выбирает первый вангончик-фигуру, ведущий выкладывает карточку-сцепление. Ребенок подбирает геометрическую фигуру в соответствии с признаком или признаками, которые нужно изменить.

2 вариант. Ведущий строит поезд из геометрических фигур. Ребенок между фигурами-вагончиками расставляет карточки-сцепления в соответствии с изменившимися признаками.

3 вариант. Ведущий раскладывает карточки-сцепления. Ребенок расставляет фигуры-вагончики в соответствии с признаком или признаками, которые меняются.

 

Найди пару

Цель: Закрепить умение детей работать по модели «объект – имя признака – значение признака».

 

Ход игры.

Вариант 1. Дети берут по одному символу имени признака и подбирают два объекта с одинаковым или разным значением выбранного признака. Карточки располагаются на планшете.

Вариант 2. Дети получают планшеты с двумя объектами. Задача детей подобрать признак, по которому можно объединить эти объекты по одинаковому или разному значению признака.

Вариант 3. Дети получают картинки с объектами и объединяются в пары по одинаковому или разному значению признака объекта.

           

Игра «Волшебная коробочка»

Цель: развитие тактильного восприятия и речи

Ход игры: объект прячется в коробочку, ребенок ощупывает и по выбранному признаку (рельеф, форма, температура и др., связанные с тактильным анализатором)  описывает – передает следующему…так до тех пор, пока не отгадают.

 

«Домики с признаками»

Цель: закрепление значений признаков, умения описывать различные объекты по признакам

Ход игры:

Ребята выбирают себе домик с определенными признаками и объект. Который и описывают (индивидуально или по подгруппам).

Вариант 2: загадывают объект, описывая по признакам (может отгадывающий сам формулировать вопросы ).

 

Игра «Собери растение»

Цель: формировать обобщённое понятие, что каждый объект состоит из частей.

Описание игры: Найди реальное сочетание и соедини правильно.

Под стрелкой необходимо соединить объект и его часть; рассказать, какую часть объекта показывает стрелка; предложить ребёнку назвать другие части объекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_elementami_triz.docx13.75 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с элементами ТРИЗ - технологии

Смени цвет, форму, размер (поиграй с признаками)

Цель и задачи: Закреплять умение различать цвет, форму, размер объекта.

Закреплять знание геометрических фигур.

Учить выделять заданный признак и оперировать им.

Ход игры.

Игровое действие – построить поезд из вагончиков-фигур. Сцеплением вагончиков служат карточки-стрелочки с символами признаков, которые нужно изменить. Например, желтый маленький круг – цвет – красный маленький круг – форма – красный маленький квадрат – размер и цвет – синий большой квадрат – и т.д.

1 вариант. Ребенок выбирает первый вангончик-фигуру, ведущий выкладывает карточку-сцепление. Ребенок подбирает геометрическую фигуру в соответствии с признаком или признаками, которые нужно изменить.

2 вариант. Ведущий строит поезд из геометрических фигур. Ребенок между фигурами-вагончиками расставляет карточки-сцепления в соответствии с изменившимися признаками.

3 вариант. Ведущий раскладывает карточки-сцепления. Ребенок расставляет фигуры-вагончики в соответствии с признаком или признаками, которые меняются.

Найди пару

Цель: Закрепить умение детей работать по модели «объект – имя признака – значение признака».

Ход игры.

Вариант 1. Дети берут по одному символу имени признака и подбирают два объекта с одинаковым или разным значением выбранного признака. Карточки располагаются на планшете.

Вариант 2. Дети получают планшеты с двумя объектами. Задача детей подобрать признак, по которому можно объединить эти объекты по одинаковому или разному значению признака.

Вариант 3. Дети получают картинки с объектами и объединяются в пары по одинаковому или разному значению признака объекта.

        

Игра «Волшебная коробочка»

Цель: развитие тактильного восприятия и речи

Ход игры: объект прячется в коробочку, ребенок ощупывает и по выбранному признаку (рельеф, форма, температура и др., связанные с тактильным анализатором)  описывает – передает следующему…так до тех пор, пока не отгадают.

«Домики с признаками»

Цель: закрепление значений признаков, умения описывать различные объекты по признакам

Ход игры:

Ребята выбирают себе домик с определенными признаками и объект. Который и описывают (индивидуально или по подгруппам).

Вариант 2: загадывают объект, описывая по признакам (может отгадывающий сам формулировать вопросы ).

Игра «Собери растение»

Цель: формировать обобщённое понятие, что каждый объект состоит из частей.

Описание игры: Найди реальное сочетание и соедини правильно.

Под стрелкой необходимо соединить объект и его часть; рассказать, какую часть объекта показывает стрелка; предложить ребёнку назвать другие части объекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.

Образование на современном этапе развития невозможно представить без использования  современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-д...

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.

   Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, в...

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии

Игры с использованием элементов ТРИЗ технологии развивает речь, логическое мышление, память, воображение....

Мастер-класс для педагогов «В гостях у сказки.» Игры с элементами ТРИЗ технологии»

Цель: практическое освоение игровой технологии ТРИЗ.Задачи:  продолжить знакомство  педагогов с игровыми приемами ТРИЗ технологии; формировать у детей навыки общения друг с другом и со взрос...

Развлечение с родителями «Учимся, играя» (с элементами ТРИЗ технологий)

Развлечение с родителями «Учимся, играя» (с элементами ТРИЗ технологий)...

Развивающие игры с элементами ТРИЗ – технологий «Волшебный поясок»

Развивающие игры с элементами ТРИЗ – технологий «Волшебный поясок»...