«Знакомство со звуком и буквой «Ч»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Силкина Юлия Вадимовна

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему:

«Знакомство со звуком и буквой «Ч»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_osnovnaya_chast.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальный детский сад «Сказка»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе

на тему:

«Знакомство со звуком и буквой «Ч»

Подготовила:

Воспитатель группы №15

Силкина Юлия Вадимовна

2020-2021 уч. год

Цель: Познакомить детей со звуком «Ч» и буквой «Ч»

Образовательные задачи:

1. закреплять умения детей выделять звук «ч» из ряда звуков, слогов, слов;

2. упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец);

3. упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4. закрепить в речи детей понятие «слог»;

5. совершенствовать звуковой анализ слов;

6. совершенствовать навык чтения слогов, слов.

Развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание.

Воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к занятиям, вести контроль за собственной речью, формировать навык сотрудничества умение слушать собеседника.

Оборудование:

Предметные картинки для определения звука в слове

Письмо от незнакомки

Сундучок

Буквы - медали

Пособие – часы со стрелкой

Картинка – черепаха

2 мольберта

Буквы карточки (для составления слов), картинки туча, часы

Карандаши цветные

Мягкий кубик (или мяч)

Коробочки с цв. квадратами (для составления схем слов, звуковой анализ)

Полоска для схем

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся, поглядим, друг на друга и больше не будем отвлекаться, а будем заниматься.

Дети: Здравствуйте

Воспитатель:

Давайте повторим правила, которые помогают нам учиться.

Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре

Громко четко говорим

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ты ответить

Не кричи! Только руку подними!

Стук в дверь. Приносят письмо и сундучок.

- Ирина Витальевна, тут почтальон принес вам письмо и какой-то сундучок!

Воспитатель:

Ребята! А это письмо то для вас! Детям группы Солнышко! Прочитаем?

«Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень любите путешествовать, и часто бываете в городе звуков и букв. Вы уже познакомились со многими жителями этого города. В нём есть и мой домик. Посылаю вам сундучок с сюрпризом. Выполните все задания и откройте его. До скорой встречи!»

Ваша незнакомка.

Воспитатель:

Вот какое интересное письмо, да ещё и сюрприз есть. Давайте поставим его на столик и начнем занятие.

Присаживайтесь за столы.

Воспитатель: Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней

«Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает»

Дети: Чаще слышится звук «Ч»

Воспитатель:

Правильно! Сегодня мы познакомимся со звуком «ч» и буквой «че»

Давайте дадим характеристику звуку «ч». Какой он?

- Произнесите звук «ч»

- Звук «ч»  можно пропеть? (почему?) Ему мешают (язык и губы)

Дети: Звук «ч» нельзя пропеть, он согласный.

Воспитатель:

А сейчас, положите ладошку на горлышко и произнесите звук «ч». Наше горлышко спит или работает?

Дети: Наше горлышко спит

Воспитатель:

Если горлышко спит, то звук «ч» - какой?

Дети: Звук «ч» - глухой

Воспитатель:

Молодцы! Всё правильно! (согласный, глухой)

- А ещё звук «ч» всегда мягкий.

Воспитатель:

Юля, опиши полностью звук «ч», какой он, дай ему характеристику.

Ребёнок: Звук «ч», согласный, глухой и всегда мягкий.

Воспитатель:

А если он всегда мягкий, каким цветом мы его будем изображать? (Зелёным)

 Основная часть

Воспитатель:

Ребята приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова.

А вы, хлопайте в ладоши тогда, когда услышите звук Ч, слог со звуком Ч, слово со звуком Ч:

а) ч, с, ч, т, ч, ч, п, к, ч

б) ча, па, чу, ти, чи

в) мяч, палка, почка, чайник, тигр, очки.

Воспитатель: Молодцы! Все были очень внимательны.

 Работа с раздаточным материалом

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите на эту карточку. У вас на столе есть такая же. Возьмите, её пожалуйста.

- Будь внимательным, смотри

Слова со звуком «Ч» назови

И место звука в слове укажи.

Дети:

На этой картинке изображен ключ. В слове ключ «Ч» находится в конце слова.

То же со словами: бочка, черепаха, очки, качели, кирпич, чайник, и т.д..

Воспитатель:

Молодцы! Вы очень хорошо восполнили это задание.

А сейчас выходите на ковёр поиграем в игру «Назови ласково». Становитесь в круг (игра с мячом).

Стул-стульчик (замок, вилка, пенек, бык, помидор, внук, блин, тапки, ветка, диван, батон, шнурок, листок).

Воспитатель:

Молодцы, дети! Хорошо думали и составляли много новых слов!

Беседа (дети садятся за столы)

Воспитатель:

Дети, а что такое слог?

Дети: Слог – это часть слова, в которой есть гласный звук.

Воспитатель: Да, правильно. А ещё -  сколько в слове гласных, столько и слогов. Молодцы!

Буду я сейчас водить

Буду слоги говорить

Слоги нужно так поставить

Чтобы слово получить.

Пр.: Сы-ча, чок-су, ка-чаш, чо-пле, ка-точ, ки-оч

Воспитатель:

Отлично справились!

А сейчас встаньте возле стульчиков, немного отдохнём

Физкультминутка с договариванием «Это тоже я могу»

- Кто скажите, сможет дети

 Повторить движенья эти?

1 Руки вверх я подниму

Д (хором) – Это тоже я могу!

2 Вправо – влево разведу!

3 И как птица полечу!

4. Головою поверчу

5. А потом присяду – встану

6. И несколько не устану

7. Я попрыгаю немного

8. И пешком пойду в дорогу

9. Если надо побегу

10. Все на свете я могу

Воспитатель:

Немного отдохнули, а сейчас сядет тот, кто чистоговорку произнесет.

1. Ча-ча-ча дай мне калача

2. Чу-чу-чу я гулять хочу

3. Чи-чи-чи красные кирпичи

4. Чо-чо-чо ох как горячо

5. Ач-ач-ач пришел врач

6. Оч-оч-оч уже скоро ночь

7. Чу-чу-чу молоточком стучу

8. Уч-уч-уч повернулся ключ

9. Чи-чи-чи пироги в печи

10. Ча-ча-ча горит в комнате свеча

5. Знакомство с буквой «Ч»

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, что это.

Дети: Это Буква «Ч»

Воспитатель:

На что похожа буква «Ч»?

Дети: Буква «Ч» похожа на крючок, на перевернуты стульчик, на цифру 4.

Воспитатель:

Да мы правильно решили

«Ч» мы пишем как четыре.

Только с цифрами друзья

Буквы путать нам нельзя.

- Напишите букву «Ч» носиком в воздухе. (У буквы «Ч» короткий загнутый крючок находится слева, а прямая палочка справа)

А теперь напишите карандашом в воздухе.

А сейчас отгадайте-ка загадку

Что за чудо? Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо.

Ходит чудо по дороге

Голова торчит, да ноги.

(Черепаха) 

Воспитатель: Возьмите листочки, на которых нарисована черепаха. На панцире у черепахи написаны буквы «Ч», но написаны они правильно и неправильно. Обведите только те буквы «Ч», которые написаны правильно. (Слева крючок, справа палочка).

Составление слогов с буквой «Че»

Плакат с изображением часов

Воспитатель:

Посмотрите на часы

С одной стрелочкой они

Буква «Ч» на стрелку встала

И по кругу побежала

Она к гласным подошла

С ними слоги назвала

Чи-Ча-Чу-Че-Чо

- Ребята, на наших часах нет гласных букв Я и Ю, которые смягчают согласные звуки. Буква «Ч» с ними не «дружит», потому что сама всегда обозначает мягкий звук. Звук «Ч» всегда мягкий. Каким цветом мы будем его обозначать? (зеленым).

Воспитатель: Дети подвиньте к себе белые полоски и корзинки с цветными квадратами. И давайте составим схему слова ЧАСЫ.

Вызвать ребенка для проверки у доски.

- сколько звуков получилось в слове часы?

Воспитатель:

Вызвать двух человек к доске для составления слов из букв.

Перед вами два мольберта, возле каждого лежат буквы. Вам необходимо составить слово из букв по картинке, пока ребятам не говорите что у вас за картинка. Они прочитают, что у вас получится.

-Похлопать за правильное задание.

Подведение итогов

- Ребята, а вы догадались, от кого нам сегодня пришло письмо. (От буквы «Ч»)

- Давайте вспомним, что мы сегодня про неё узнали?

- Какая она? (Буква «Ч» обозначает - Согласный звук, всегда мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом)

- А сейчас давайте посмотрим, что же за сюрприз она нам приготовила.

Открываешь сундучок. Достаешь медали (Буквы).

Может быть, вы ещё придумаете слова со звуком «Ч», о которых мы не говорили сегодня на занятии и если придумаете, то обязательно поделитесь друг с другом.

Спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в логопедии. Знакомство со звуком и буквой - О -.

Конспект занятия для ознакомления детей в старшей группе со звуком и буквой - О -....

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой И"

Тема: звук [и], буква и.Цели:-познакомить детей с гласным звуком  [и],-познакомить детей с буквой и,-познакомить детей с термином «предложение», с его графическим изображением,- развитие вн...

НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой И"

Тема: звук [и], буква и.Цели:-познакомить детей с гласным звуком  [и],-познакомить детей с буквой и,-познакомить детей с термином «предложение», с его графическим изображением,- развитие вн...