Занятие по развитию речи "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи в старшей  группе  на тему «Зимующие птицы»

 

• Развивать и расширять словарный запас у детей по теме –  Зимующие птицы

• Закрепить название зимующих птиц в речи 

• Развивать связную речь  

• Развивать память, внимание, логическое мышление – 

• Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам.  

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

• Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, пальчиковая гимнастика. Закрепить слова: морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая.

Сюрпризный момент – волшебная палочка.

• Наглядные – иллюстрации птиц, дерево с птицами.

• Практические – отгадывание загадок.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление ласковых слов. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: прогулки, наблюдения за птицами, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме, птицах; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: дерево с зимующими птицами, конверт с загадками, картинки зимующих птиц.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: картинки с изображением птиц, птицы из оранжевого картона на каждого ребенка.

Виды деятельности: коммуникативная, чтение худ. литературы, познавательно исследовательская, продуктивная, двигательная.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент 

 Воспитатель:

-Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?

 -Вам нравиться зима? Почему? (Кататься на горках, на санях, лепить снеговиков, играть в снежки)

-Какая погода зимой? (морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая)

Физкультминутка:  «Игра в снежки» (под музыку)

Ребята, посмотрите, ко мне прилетел волшебный «снежок», и он приглашает нас совершить прогулку по зимнему лесу.

 Основная часть:

Воспитатель: Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в зимний лес.

Но чтобы отправится на прогулку в зимний лес нужно одеться потеплее (имитируют одевание (шапка, шуба, валенки)

Готовы?

Дети: Да.

 У меня есть волшебная палочка, но чтоб произошло чудо нужно закрыть глаза и взмахнуть ей, и посчитать до трех.

(Дети закрывают глаза. Звучит запись .)

Мы очутились на полянке.  Какая тишина в лесу. Ребята, а как вы думаете, почему так тихо зимой в лесу.

Дети: Потому что, природа спит,отдыхает,  птицы не поют.

Восптатель: А почему птицы не поют?

Дети: Потому что, многие птицы улетели в теплые края, это птицы перелётные, а те птицы которые остаются зимовать это зимующие птицы, они летят ближе к людям, чтобы люди о них заботились, подкармливали их, им холодно и голодно.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите  нам кто-то оставил  письмо. Давайте откроем его.

(Воспитатель открывает конверт, а в нем загадки.)

Вы любите отгадывать загадки? Сейчас проверим.

 

Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой —
Все равно он будет мой!  (Дятел)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.
                                 (Синичка)

Ходит важно, вперевалку,

И воркует, и клюет. (Голубь)

 Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!

– Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением …
                                 (Ворона)

Непоседа пестрая 
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая. 
(Сорока.)

 

 Молодцы! Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие)

Почему их называют зимующими? (потому, что они остаются зимовать, не бояться холода)

Воспитатель: Ребята, а чем птицы похожи?

Дети: У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.

Воспитатель: Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?

Дети: Они отличаются размером, окраской, по-разному подают голос.

Воспитатель: Ребята, скажите, что могут делать птицы?

Дети: птицы могут летать, прыгать, прилетать, петь, клевать, щебетать, махать, откладывать яйца, высиживать, уничтожать вредных насекомых

Воспитатель: Нуждаются ли птицы зимой в нашей помощи? Почему?

Дети: Птицы очень нуждаются в нашей помощи, потому что под снегом трудно найти себе корм.

Воспитатель: Чем мы можем подкормить птиц зимой?

Дети: Их можно угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала.

Физкультминутка «Снегири» Н. Нищева

Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)

В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)

Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)

Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Улететь хотят. (боковые взмахи руками)

- Кыш! Кыш! Улетели !

За метелью! За метелью!

Составление описательных рассказов о зимующих птицах

Воспитатель  предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:

Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами.

Затем воспитатель  предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.

Пальчиковая гимнастика: «Дятел»

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Ребята на нашей полянке выросло, волшебное дерево, на котором живут зимующие птицы. Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – это солнышко.

Игра «Назови ласково»

Птица – птичка, синица – синичка, снегирь – снегирек, голубь – голубка, воробей – воробышек, сова- совушка, (звучит голос птиц)

Надеюсь, что птички услышали наши ласковые, добрые слова. И обязательно прилетят к нашим домам, порадуют нас своим пением. Ну а нам пора в группу. Закрываем глазки. Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.

Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили?

Дети: Мы сегодня говорили о зимующих птицах.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно еще раз картинки и запомните этих птиц, а я прочитаю вам стихотворение:

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы,

И чтоб они жили по – прежнему с нами

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Воспитатель: Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело. (звучит фонограмма «Песни птиц»)

Игра «Дорисуй»

А сейчас я вам предлагаю раскрасить птиц, которых мы видели в сказочном зимнем лесу.

Рефлексия: Сегодня вы просто молодцы. Рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей  группе  на тему «Зимующие птицы»

• Развивать и расширять словарный запас у детей по теме –  Зимующие птицы

• Закрепить название зимующих птиц в речи 

• Развивать связную речь  

• Развивать память, внимание, логическое мышление – 

• Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам.  

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

• Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, пальчиковая гимнастика. Закрепить слова: морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая.

Сюрпризный момент – волшебная палочка.

• Наглядные – иллюстрации птиц, дерево с птицами.

• Практические – отгадывание загадок.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление ласковых слов. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: прогулки, наблюдения за птицами, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме, птицах; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: дерево с зимующими птицами, конверт с загадками, картинки зимующих птиц.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: картинки с изображением птиц, птицы из оранжевого картона на каждого ребенка.

Виды деятельности: коммуникативная, чтение худ. литературы, познавательно исследовательская, продуктивная, двигательная.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент 

 Воспитатель:

-Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?

 -Вам нравиться зима? Почему? (Кататься на горках, на санях, лепить снеговиков, играть в снежки)

-Какая погода зимой? (морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая)

Физкультминутка:  «Игра в снежки» (под музыку)

Ребята, посмотрите, ко мне прилетел волшебный «снежок», и он приглашает нас совершить прогулку по зимнему лесу.

 Основная часть:

Воспитатель: Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в зимний лес.

Но чтобы отправится на прогулку в зимний лес нужно одеться потеплее (имитируют одевание (шапка, шуба, валенки)

Готовы?

Дети: Да.

 У меня есть волшебная палочка, но чтоб произошло чудо нужно закрыть глаза и взмахнуть ей, и посчитать до трех.

(Дети закрывают глаза. Звучит запись .)

Мы очутились на полянке.  Какая тишина в лесу. Ребята, а как вы думаете, почему так тихо зимой в лесу.

Дети: Потому что, природа спит,отдыхает,  птицы не поют.

Восптатель: А почему птицы не поют?

Дети: Потому что, многие птицы улетели в теплые края, это птицы перелётные, а те птицы которые остаются зимовать это зимующие птицы, они летят ближе к людям, чтобы люди о них заботились, подкармливали их, им холодно и голодно.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите  нам кто-то оставил  письмо. Давайте откроем его.

(Воспитатель открывает конверт, а в нем загадки.)

Вы любите отгадывать загадки? Сейчас проверим.

Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой —
Все равно он будет мой!  (Дятел)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.
                                 (Синичка)

Ходит важно, вперевалку,

И воркует, и клюет. (Голубь)

 Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!

– Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением …
                                 
(Ворона)

Непоседа пестрая 
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая.
(Сорока.)

 Молодцы! Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие)

Почему их называют зимующими? (потому, что они остаются зимовать, не бояться холода)

Воспитатель: Ребята, а чем птицы похожи?

Дети: У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.

Воспитатель: Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?

Дети: Они отличаются размером, окраской, по-разному подают голос.

Воспитатель: Ребята, скажите, что могут делать птицы?

Дети: птицы могут летать, прыгать, прилетать, петь, клевать, щебетать, махать, откладывать яйца, высиживать, уничтожать вредных насекомых

Воспитатель: Нуждаются ли птицы зимой в нашей помощи? Почему?

Дети: Птицы очень нуждаются в нашей помощи, потому что под снегом трудно найти себе корм.

Воспитатель: Чем мы можем подкормить птиц зимой?

Дети: Их можно угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала.

Физкультминутка «Снегири» Н. Нищева

Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)

В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)

Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)

Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Улететь хотят. (боковые взмахи руками)

- Кыш! Кыш! Улетели !

За метелью! За метелью!

Составление описательных рассказов о зимующих птицах

Воспитатель  предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:

Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами.

Затем воспитатель  предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.

Пальчиковая гимнастика: «Дятел»

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Ребята на нашей полянке выросло, волшебное дерево, на котором живут зимующие птицы. Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – это солнышко.

Игра «Назови ласково»

Птица – птичка, синица – синичка, снегирь – снегирек, голубь – голубка, воробей – воробышек, сова- совушка, (звучит голос птиц)

Надеюсь, что птички услышали наши ласковые, добрые слова. И обязательно прилетят к нашим домам, порадуют нас своим пением. Ну а нам пора в группу. Закрываем глазки. Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.

Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили?

Дети: Мы сегодня говорили о зимующих птицах.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно еще раз картинки и запомните этих птиц, а я прочитаю вам стихотворение:

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы,

И чтоб они жили по – прежнему с нами

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Воспитатель: Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело. (звучит фонограмма «Песни птиц»)

Игра «Дорисуй»

А сейчас я вам предлагаю раскрасить птиц, которых мы видели в сказочном зимнем лесу.

Рефлексия: Сегодня вы просто молодцы. Рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Птицы.»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ«Птицы.»...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

занятие познавательное развитие "день птиц"

Занятие по познавательному развитию...

Занятие по развитию речи «Птицы весной».

Цель занятия:Закрепить название весенних месяцев и признаков природы.Различать и называть птиц, используя в ответе «перелетные птицы».Учить загадывать и отгадывать загадки.Основная задача:...

Конспект занятия по развитию речи "Птицы зимой".

План-конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе....

Занятие по развитию речи "Птицы"

конспкет занятия по развитию речи по теме "птицы" во второй младшей группе...