Конспект образовательной ситуации по развитию речи с использованием игровой технологии с элементами ТРИЗ в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хабибрахманова Айгуль Рафисовна

Конспект образовательной ситуации  по развитию речи с использованием игровой технологии с элементами ТРИЗ в старшей группе. Создание условий для развития речи и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.акреплять умение называть части, размер, форму; цвет; назначение и т.д; продолжать учить сравнивать объекты; соединять логической цепочкой предметы и признаки; продолжать знакомить с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков»; развивать двигательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_triz.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОС по развитию речи с использованием игровой технологии с элементами ТРИЗ в старшей группе.

Тема: «Веселая карусель».

Цель: создание условий для развития речи и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- воспитывать культуру общения: умение внимательно слушать вопросы воспитателя, отвечать на вопросы, соблюдая очерёдность, слушать собеседника, не перебивая;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость,

- активизировать словарный запас, продолжать учить формулировать ответы на поставленный вопрос, выражать свои мысли;                                                           - закреплять умение выполнять правила игры в дидактических играх;                                                            - закреплять умение называть части, размер, форму; цвет; назначение и т.д;

- продолжать учить сравнивать объекты; соединять логической цепочкой предметы и признаки;

- продолжать знакомить с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков»;

- развивать двигательную активность.

Материалы и оборудование:

 «Веселая карусель», карточки с изображением имен признаков объекта, объекты (виноград, мяч, кубик, яблоко и т.д.), ИКТ, солнышко, лучики, ММЧ (модель маленького человечка), разноцветные полоски, карточки с изображением различных предметов.

Предварительная работа: знакомство со схематическим обозначением признаков объекта; знакомство с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков».

 Организационный момент.

В.: Доброе утро! Я вам говорю!

Доброе утро! Я всех вас люблю!

      Ход ОС.

 ( Дети полукругом сидят на стульчиках)

- Ребята, помните, мы недавно смотрели мультфильм про Винни Пуха? И он любил ходить в гости по утрам. А вы любите ходить в гости ? (да). Я предлагаю вам отправиться в гости к одному нашему другу. А кому – не скажу. Пусть будет сюрпризом. Наш друг живет в Волшебной стране. Пойдем в гости? Ребята, вы готовы? (да)

- Итак, отправляемся в Волшебную страну. Встаньте в круг, закройте глаза. Возьмитесь за руки. Представьте себе, что у нас вырастают крылья на спине и волшебная музыка проносит нас сквозь облака.

(Включается сказочная музыка)

- Вот мы и прибыли в сказочную страну. Откройте глаза.

-Ой, ребята, а здесь солнышко (на мольберте). Как думаете, оно какое? (грустное). Как мы можем его развеселить? (Поиграть)

- Мы с вами сейчас поиграем в одну интересную игру. Называется «Веселая карусель». Наше Солнышко увидит нас и засияет.

Игра «Веселая карусель» ( по закреплению имен признаков объекта). (Дети выбирают объект (виноград, телефон и т.д.). На раз, два, три – дети бегут по кругу. Затем на раз, два, три – замри, останавливаются и встают около карточек. Задают по очереди вопросы и отвечают на них.

- Виноград (телефон, кубик, книга и т.д.) какого ты цвета?

- Виноград, какой ты формы?

- Виноград, что с тобой делают?

- Виноград, какой ты температуры?

- Виноград, какой ты влажности. (Рельеф, вкус, запах, части, и т. д.)

(Переворачиваю картинку с солнышком)

-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно? (ласковое, теплое, горячее, красивое, и т. д.)

- Хорошо. А сейчас продолжим наш путь. Нас ждет наш друг.

(Под музыку змейкой идут за воспитателем).

Подходят к мольберту.

В.: - Посмотрите, кто нас встречает? (Маленький Человечек). Помните, недавно мы о них разговаривали. Кто это такие? (Маленькие человечки являются «кирпичиками», из которых состоят вещества, явления).

- Посмотрите, у Человечка (далее –МЧ) есть волшебные разноцветные дорожки. Он очень любит с ними играть. Потому что превращается  в разные цвета. Как ему это удается? Какой он? (Прозрачный).

- Верно.  Он прозрачный.

- Обратите внимание вот на эти верхние дорожки. Они вам что-нибудь напоминают? Что? (Солнце, небо,…).

- Давайте, рассмотрим первую дорожку. Какой он? (Белый)

- Что может быть белым? (Снег, сахар, соль…)

- МЧ перешел на другую дорожку. Каким он стал? (Синим)

-Как синий по-татарски? (Зәңгәр)

     - Что может быть синим? (Небо, цветок, море,...)

     - МЧ решил прогуляться по зеленой дорожке.Что бывает зеленым? (Травка, дерево,...)

     - Как зеленый по-татарски? (Яшел)

     - Играем с желтым цветом. Как будет по-татарски желтый? (Сары)

Что бывает желтым? (Лимон, солнце, цыпленок,..)

- Хорошо. Значит, какого цвета здесь дорожки? Да, белый, синий, зеленый, желтый. Посмотрите внимательно на них. Какого времени года эти цвета?

Д.: - Белый – это зима

       Синий – весна.

       Зеленый – лето

       Желтый – осень

       

В.: - Замечательно. Посмотрите теперь на нижние дорожки. Что вам напоминают эти цвета? (Радугу)

Воспитатель ставит МЧ на разные цвета и спрашивает, каким он стал, и что может быть таким. Например, МЧ стал оранжевым; оранжевым бывает апельсин; фиолетовым – баклажан, цветок и т.д.

В.: - У этого МЧ есть друзья. Очень, очень много друзей. И они живут во всем, что нас окружает. Это – твердые, жидкие, газообразные человечки. Хотите тоже в них превратиться и поиграть? (Да)

- Для того, чтобы поиграть, вам нужно будет вспомнить, какие они.

- Итак, превращаемся в твердых МЧ. Как они стоят? (Близко-близко друг к другу). Шевелятся? (Нет). Почему? (Потому что МЧ очень твердые). А МЧ, которые живут в жидкостях, какие они? (Стоят рядом, не держатся, могут касаться плечами или локтями).  А МЧ, которые живут в газах? То есть, газообразные? Какие они? (Очень подвижные, веселые, на месте не стоят, любят прыгать, играть).

- Хорошо, вспомнили, молодцы!

- А теперь, ребята, я хочу. Чтобы вы все превратились в молоко. Какое оно? (Жидкое)

- Молоко налили в кастрюлю. (Твердое)

- Кастрюлю с молоком поставили на плиту и молоко закипело. Там образовались веселые МЧ. (Газообразное)

- На улице пошел такой сильный дождь и потекли ручьи (Жидкое).

- За лесом поднимается туман (Газообразное).

- Резко похолодало и ручейки на улице превратились в лед (Твердое).

- Хорошо, ребята. Оказывается, вода может видоизменяться. В жидком виде – это вода; в твердом виде – лед, в газообразно виде – туман, пар.

- Наши мч такие шаловливые. Некоторые вышли из своих домиков, а вернуться не могут. Потому что забыли, какие они- твердые, жидкие или газообразные. Что теперь делать? (Помочь им найти свои домики).

Игра «Подбери домик».

(на спинках 3 стульев приклеены 3 схемы мч (твердые, жидкие, газ-ые). Напротив стульев лежат 3 обруча – «домики» мч. Нужно взять карточки и встать в подходящие «домики».)

- Молодцы, вы всем ч помогли.

  Теперь все превращаемся в веселые льдинки, плывущих по реке. Возьмитесь за руки. Поплыли.

(Звучит веселая музыка. Дети змейкой идут за воспитателем).

Перед ними- Теремок).

Игра «Теремок».

В.: Ребята, посмотрите, МЧ приготовили нам игру. Игра  называется «Теремок». Я вам раздам карточки. Суть игры очень простая. Есть теремок                    (в нашем случае – перевернутая «веселая карусель»), есть хозяин теремка (любая карточка с предметом). Например, это яблоко. Остальные герои сказки (карточки по очереди) стучатся в теремок. Хозяин обещает их пустить, но только если они скажут, чем они на хозяина теремка похожи. Вы должны сравнить рисунки, выявить какой-то общий признак. Каждый последующий гость становится хозяином теремка. (Карточки: яблоко, конфета. Чайник, лодка, шкаф, ковер, петух, перец, воздушный шар).

В.: - Молодцы, ребята. Мы сегодня с вами весело поиграли. А мч  прощается с нами. Его ждут друзья. Нам тоже пора возвращаться в детский сад.

Заключительная часть.

В.: - Закройте глаза и возьмитесь за руки. Пускай волшебная музыка перенесет нас обратно в детский сад.

     - Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Да)

     - Скажите, какое доброе дело мы сегодня сделали? (развеселили солнышко, помогли мч).                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с использованием игровых технологий "В гостях у сказки"

Конспект НОД с объдинением ОО Развитие речи, художественно-творческой, двигательной....

Конспект ООД по развитию речи с использованием игровых технологий для детей среднего дошкольного возраста на тему:«Сказочный лес».

Этот материал предназначен для среднего дошкольного возраста. Занятие помогает воспитателю в решении таких воспитательных и образовательных задач, как :-  формировать понятия о звуках, которые пр...

Конспект НОД по развитию речи с использованием игровых технологий во второй младшей группе "Сорока-Белобока"

Цель данного занятия: развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать способ решения практических задач....

Конспект НОД по развитию речи с использованием игровых технологий в подготовительной группе.

Конспект НОД (интегрированное) по развитию речи с использованием игровых технологий в подготовительной группе. Воспитатель: Пар...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности Развитие речи с использованием игровых технологий по Теме: «Путешествие в Африку»

Тема НОД: «Путешествие в Африку»Направление и образование и развития (образовательная область)Речевое развитие (чтение художественной литературы)Цель: Создать условия для развития театрали...

Конспект НОД по развитию речи с использованием игровых технологий и элементов ТРИЗ на тему «Путешествие в страну сказок» в младшей группе

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие...