Интегрированное занятие по развитию речи «В сказочном лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Будина Елена Николаевна

Занятие по формированию словаря и грамматически правильной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г. Семилуки Воронежской области

Интегрированное занятие по развитию речи

«В сказочном лесу»

для детей среднего дошкольного возраста

Воспитатель Будина Е. Н.

     

Ссылка на видео: https://youtu.be/i-rh1wt2RT0 

2021 год

Цель: формирование словаря и грамматически правильной речи.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать умение пересказывать сказку, устанавливать причинно-следственные связи в тексте, используя мнемотаблицу;
  • способствовать использованию в речи суффиксов при словообразовании, правильному использованию окончаний существительных, прилагательных (создание уменьшительно-ласкательных форм, множественного числа существительных);
  • способствовать освоению начальных умений звукового анализа слов и развитию фонематического слуха детей (называть слова с заданным звуком, делить слова на слоги);  

Развивающие:

  • поддерживать использование в практике общения элементов объяснительной речи; 
  • обогащать словарь посредством ознакомления детей с дикими животными, особенностями их внешнего вида и поведения;
  • развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильное
  • словопроизношение;
  • закреплять умение образовывать противоположные по смыслу слова;
  • развивать мелкую моторику, конструктивные способности, внимание, память.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к сказкам;
  • поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Предварительная работа с детьми: чтение сказки «Маша и медведь»; рассматривание картинок, чтение стихотворений, отгадывание загадок и беседы о диких животных, их внешнем виде и повадках; игровые ситуации с мягкими игрушками «Зайчик», «Лисичка», «Белочка», «Медвежонок» (обследование, сравнение, составление описательных рассказов); игры с конструктором «Чудо-соты», развивающей игрой «Сенсино».  

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, словесные и дидактические игры.

Материалы и оборудование: Мультимедиа, проектор, ноутбук, магнитофон; презентации PowerPoint «Дикие животные»; видео МР4 «Прогулка в лесу»; костюм «Машеньки», лукошко; искусственная ель, сундучок, «медвежьи следы», клубочек, макеты «ежи», прищепки; два набора фишек, два набора разрезных картинок «Маша», «Медведь»; развивающая игра «Сенсино»,  схемы (по количеству детей), мешочки с фигурками развивающей игры «Чудо-соты» (по количеству детей).

Ход НОД:

Воспитатель: Мы все за руки возьмемся,

                        И друг другу улыбнёмся.

                        Мы пожмем ладошки другу,

                        Побежит тепло по кругу.

Воспитатель: Вот мы и поделились теплом и добром друг с другом.  Ребята, а хотите сегодня отправиться в сказочное путешествие? (ответы детей)

Воспитатель: А у меня есть волшебный колокольчик, который поможет нам попасть в сказочный лес. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять! В лес идем мы погулять!»

Видео MP4 «Лес»

Воспитатель: Смотрите, ребята, какой чудесный лес! Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй лес, чудесный лес, полный сказок и чудес!»

 - Ребята, слышите, как листочки на деревьях шуршат, это сказочный лес с нами здоровается.

Давайте покажем, как шуршат листочки (дети покачивают руками вверху ш-ш-ш). Но вот подул ветерок, и наши листочки оторвались от веточек и полетели (бег по кругу), закружились в хороводе (кружатся на месте), и плавно опустились на землю (приседают).

Воспитатель: Посмотрите, вдалеке на опушке чья-то спряталась избушка (слайд «Избушка»)

Воспитатель: Как вы думаете, кто в ней живет (Рассуждения детей) 

- Давайте тихонечко подойдем к этой избушке. Здесь чьи- то «следы». Они ведут к избушке. Как вы думаете, чьи это следы? (Варианты ответов детей.)

- Отгадайте, кто это: летом гуляет, а зимой спит? (если дети затруднятся с ответом).

- Почему вы думаете, что это следы медведя, а не зайца? (большие)

- Давайте осторожно пройдем по этим следам. Покажите, как ходит медведь. (Дети движениями имитируют походку медведей).

- Вы правильно угадали, здесь живет медведь, и следы были чьи?  (медвежьи).

Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь сундучок. Посмотрим, что там.

(В сундучке два набора разрезных картинок, два набора фишек и клубочек). Давайте выберем фишку, разделимся на две команды и соберем картинки.  

Дети собирают картинки.  

Воспитатель: Что у нас получилось? (Маша и медведь). Молодцы! А теперь давайте попробуем вспомнить, что же произошло с Машенькой. 

Презентация. Работа с мнемотаблицей (слайд 1)

Воспитатель: Ребята, а как Маша звала подружек? (Ау-ау!)

Входит Маша (с лукошком)

Маша: Ау! Здравствуйте, ребята! Хорошо, что я вас повстречала. Опять я заблудилась!

Воспитатель: Не волнуйся, Маша, мы тебе поможем, покажем дорогу! А сейчас приглашаем тебя погулять и поиграть с нами. (слайд 2)

Маша: С удовольствием, отгадайте мою загадку: «Ползун ползет, иголки везет».  (Еж)

Воспитатель: А какие иглы вы знаете? (швейные, сосновые, еловые, медицинские). Чем похожи все иголки? (они острые, колючие, тонкие). Маша: Есть у ежика и елки очень колкие …(иголки),

             В остальном на елку еж совершенно …(не похож).

             Ты ежа не трогай лучше, потому что он …(колючий).

             У папы - ежа иголки длинные и толстые, а у ежат - …(короткие и тонкие)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то спрятался под листочками. Да здесь ежиная семья! Ребята, но что-то с ними не так.

Маша: Наши ежи растеряли свои иголки.

Игра с прищепками

(Из картона сделаны фигурки ежей, дети пристегивают иголки-прищепки)

Маша: Ну вот, мы и помогли ежиной семье. 

Воспитатель: Ребята, давайте назовем, папа – … (еж), мама – … (ежиха), дети – … (ежата).

Маша: Молодцы! Вы знаете, у меня много друзей среди диких зверей. Послушайте, как я к ним обращаюсь. (На экране появляется лиса). Лисичка, лисонька. (слайд 3)

Упражнение «Назови ласково»

На экране появляются животные, а дети называют их ласково.

Белка – … (белочка), волк – … (волчок), медведь – … (медведюшко), заяц – … (зайчик, зайчишка, заинька, зайка).

Пальчивая гимнастика «Дикие животные»

- Дикие животные водятся в лесу,

(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)

- Здесь увидеть можно волка и лису,

(Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)

- Зайца и медведя, белку, кабана.

(Последовательно соединять пальцы правой и левой рук.)

- Прячет всех надёжно

(Сжимать и разжимать пальцы в кулак на обеих руках.)

- Лесная тишина.

(На уровне лица растопырить пальцы обеих рук – «спрятаться»)

Дидактическая игра «Кто где живет?»  (слайд 4)

Лиса живёт в … (норе) 

Медведь живёт в … (берлоге) 

Белка живёт в … (дупле)

Волк живет в… (логове)

Заяц живёт под … (кустиком)

Еж живет в… (норе)

Маша: Лось живёт в лесу, но у него нет жилища. Он лежит прямо на земле, под деревом.

Упражнение «Скажи наоборот»

Лось большой, а зайчик … (маленький).

Белка слабая, а волк … (сильный).

У лисы хвост длинный, а у зайца … (короткий).

Зайчик трусливый, а медведь … (смелый)

Ежик колючий, белка … (пушистая).

Белка маленькая, а медведь … (большой).

Волк сильный, а зайчик … (слабый).

Дидактическая игра «У кого кто?» (слайд 5)

(Дети называют детенышей животных)

Как-то раннею порой звери шли на водопой

За мамой ежихой, катился – … (ежонок),

За мамой зайчихой прыгал … (зайчонок),

За мамой бельчихой прыгал … (бельчонок),

За мамой волчицей крался … (волчонок),

За мамой лисицей шел … (лисенок).

Упражнение «Какая? Какой?» (слайд 6)

Воспитатель: Машенька, скажи Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая, красивая)

Заяц какой? (трусливый, длинноухий, маленький, пушистый, серый)

Медведь какой? (косолапый, неуклюжий, большой, сильный, коричневый)

Белка какая? (проворная, быстрая, пушистая, рыжая)

Волк какой? (злой, сердитый, зубастый, страшный, серый)

Ежик какой? (колючий, забавный, милый, незаметный, серый)

Развивающая игра «Сенсино»

Предварительно раскладываются немагнитные фишки одного набора по одной в норки. Магнитные фишки ставятся на магниты. Задание: найти на магнитах и на ощупь в одной из норок животное, в названии которого заданный первый звук.

Маша: Найти животное, в названии которого первый звук «мь» (медведь)

Воспитатель: Определите, сколько слогов в слове «медведь».

Маша: Ребята, давайте присядем и отдохнем на этой полянке (приготовлены схемы). Из конструктора «Чудо-соты» давайте выложим фигуры животных, которые живут в лесу.

Из лукошка достает мешочки с деталями,  раздает детям.

Дети выполняют задание.

Маша: В этом лесу растет волшебное дерево. У того, кто дотронется до него, сразу исчезают все его недостатки. Злой станет добрым, грубый – …  Помогайте мне.

Игра «Назови наоборот»

Грубый – …(вежливым), неряшливый – …(аккуратным), ленивый – …(трудолюбивым), рассеянный – …(внимательным), трусливый – …(храбрым), грустный  – …(весёлым).  

Видео MP4 «Лес»

Воспитатель: Но, к сожалению, нам уже пора возвращаться.

Маша: Мне тоже пора домой. Меня ждут бабушка и дедушка.

Воспитатель: Спасибо, Маша! Мы с ребятами замечательно провели время. Вам было интересно? (ответы детей). Дорогу домой тебе поможет найти этот клубочек.

Маша: Спасибо, ребята! До свидания!

Воспитатель: Давайте поблагодарим сказочный лес: «Спасибо лес, чудесный лес полный сказок и чудес!». А чтобы попасть нам в детский сад, давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова: «1, 2, 3, 4, 5 – мы в детском садике опять» (Звенит колокольчик).  

Использованные материалы:

  1. Занятия по развитию речи для детей 3 – 5 лет / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-integrirovanogo-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-v-mladshe-srednei-grupe-v-gosti-k-skazke-tri-medvedja.html
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/puteshestvie-v-skazochnyi-les-1236559.html
  5. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-na-temu-dikie-zhivotnye-v-srednei-grupe.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.

Конспект занятия по развитию речи с использованием  интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...

Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группы по теме "Деревья наших лесов"

Расширить представление детей о деревьях;  учить согласовывать прилагательные с сущуствительными....

Интегрированное занятие по развитию речи "Прогулка по зимнему лесу"

Занятие построено в форме игры, дети находят предметы в "зимнем лесу" при помощи художественного слова (стихотворений, загадок)....

Интеграционное занятие по развитию речи "В сказочном лесу"

Развитие образности речи с помощью лексических и грамматических упражнений, обучение подбору к словам антонимов, синонимов; обогащение словаря эпитетами, сравнениями, фразеологизмами; развивитие...

Интегрированное занятие по развитию речи "Однажды в лесу" с использованием ИК технологий в средней группе

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Однажды в лесу».  Задачи:1.Учить пересказывать рассказ.2. Активизировать в речи слова, обозначающие действия (глаголы).3. Формировать пред...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: «Как ёжик выручил зайца».

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии.Путешествие по сказочному осеннему лесу.Сочинение сказки на тему: «Как ёжик в...