Развитие речи у детей через ТРИЗ технологии
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Беляева Татьяна Алексеевна

Данный материал поиожет воспитателям подобрать эффективные техники для развития речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_triz.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно»

 Альберт  Эйнштейн. 

ТРИЗ – (Теория Решения Изобретательских Задач). Поможет сделать процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим. Она создана не для того чтобы вытеснить другие методы, а чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.

Ситуация:

Предположим, что в детском саду у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие. ТРИЗ в детском саду будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском саду могут доставить удовольствие и самому педагогу.

Многие воспитатели используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об этом.

Основными целями ТРИЗ - образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.

При решении триз-задач используются следующие приемы:

  1. Метод Робинзона Крузо (МРК)

Научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.

Суть игры хорошо схватывают детки от 6 лет. Поэтому, даже если еще не читали книжку, то рассказываем кратко, кто такой Робинзон, чем он знаменит, и начинаем играть.

Представим себе, что мы путем телепортации оказались на необитаемом острове, вот прямо так, как были. С собой, конечно, ничего не успели взять – ни спичек, ни телефона, ни палатки.

Шаг №1

Определиться с потребностями: что самое необходимое, без чего не обойтись ни минуты на необитаемом острове?

После обсуждения составляем список, он может выглядеть приблизительно так:

1.Безопасность

2.Вода

3.Еда

4.Инструменты

5.Крыша над головой

6.Возможность подать сигнал

Шаг №2

Продолжаем путешествие по новой территории. И тут за поворотом мы видим корабль, который недавно затонул у берегов нашего острова. Подойдет любой простой предмет в неограниченном количестве: карандаши, тарелки, ботинки, чайники, яйцерезки… Как мы можем использовать этот ресурс, чтобы обеспечить себе безопасность, добыть пищу и воду, а еще, подать сигнал о своем местоположении? Как можно использовать размер, форму, физические и химические свойства наших объектов, их составные части?

Шаг№3

Обсудить и оценить найденные способы, выделяя самые неожиданные и интересные. Полученные идеи записать или зарисовать.

  1. Мозговой штурм (МШ)

Перед детьми ставится изобретательская задача. Воспитанники же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.

Существует  несколько    разновидностей  мозгового  штурма.

  • Синектика – объединение  разнородных  элементов. Синектика  предусматривает  применение  четырех  приемов:
  • Прямая  аналогия – «Подумайте, как  решается  задача, похожая  на  данную».
  • Личная  симпатия или  эмпатия – (Попробуйте  войти  в  образ  данного  в  задаче объекта  и  рассуждайте  с  его  точки  зрения».
  • Символическая аналогия - «Дайте  в  двух  словах образное  определение  сути  задачи.
  • Прием  фантазирования – «Представьте, как  бы  вы    эту  задачу  решили, если  бы  были  сказочными  героями»
  • Метод  фокального  объекта (МФО) Признаки  несколько  случайно  выбранных  объектов  переносятся  на  рассматриваемый (фокальный,  то  есть    находящийся  в  фокусе  внимания)  объект, в  результате  получается  необычное  сочетание. Метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств.
  • Морфологический анализ (МА)

Выявление  всех   возможных  вариантов  решения  данной  проблемы, которые  могут   быть  упущены  при  простом  переборе  вариантов.

  1. Системный  анализ- (системное  мышление  ,или многоэкранное мышление –автор Г.С.Альтшуллер)

Творческое  мышление многоэкранно,  оно  не  замыкается  на  рассматриваемых  объектах, то  есть  человек  мыслит  о  явлении ,событии  в  определенной  системе,  при  этом он  осуществляет  анализ  не  только  системы, но  и  подсистемы надсистемы  а  также  представляет  явление  в  настоящем  прошедшем  и  будущем

  1. Графическая аналогия.

Умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив из них общие признаки;

  1. Модель «Создай паспорт»

Используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.

  1. Сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко)

Последовательность этапов сочинения загадки: Выбрать объект, про который будет придумываться загадка. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта. Исключить объекты, обладающие такими же признаками. Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной).

  1. «Пиктограммы»

Зашифруйте схематическими рисунками слова, которые я назову: солнце, луна, платье, иголка, нитка, портной, цветы, небо, звезды, дождь. Повторите все слова, которые я вам назвала. (Дополнительные вопросы: назовите существительные женского рода, существительные единственного числа, определите лексическое значение слов «иголка», «звезда» и т.д.) А сейчас я предлагаю Вам очутиться в сказке. Кого мог встретить придуманный нами ромашковый персонаж? (Портного.)

Методы составления сказок:

Метод каталога:

Метод  разработан профессором  Берлинского  университета Э.Кунце в 1932  г.  Суть  его  заключается в построении  связного  текста  сказочного  содержания  с  помощью  выбранных  наугад  выбранных  носителей (персонажей,  предметов, действий)  и  т.д. Рекомендуется  научить  детей  составлять  логически  связный  текст,  в  котором  добро  побеждает  зло. Действия  должны  происходить  в  определенном  месте  и  времени.

Алгоритм  составления  сказки

- Педагог  выбирает  книгу,  с  помощью которой  будет составляться  сказка

- Задает  детям  вопросы :

Пример. Задав  первый  вопрос  «Жил-был (кто?), воспитатель  открывает  книгу  на  любой  странице  и  предлагает  ребенку  указать  пальцем  на  любое  слово. Допустим  он  выбрал  слово « пенек». Педагог  говорит: «Жил-был  пенек!  Значит, история  будет  про  пенек  ,который  попал  в  беду» Ответ  на  следующий  вопрос  ищется  на  любой другой   странице   книги. Если  наугад  выбранное  слово  не  соответствует  нужной  части  речи,  его  необходимо  переделать  или  попросить  ребенка  показать  другое  слово  на  этой  же  строчке. Надо  стремиться  включить  в  текст  создаваемой  истории словосочетание  или  все  предложение,  слово  из  которого выбрал  ребенок.

- Дети  с  помощью  педагога «собирают» в  единое  целое  ответы,  найденные  в  книге.

- Придумывают  название  получившейся  сказки.

- Один  или  несколько  детей  (  по  желанию)  восстанавливают  текст.

- Организуется  продуктивная  деятельность.

«Волшебная  дорожка»

 При  построении  этой  модели используется  один  из  вариантов  морфологического  анализа. В  основе  многих  сказок- действия какого-либо  героя; он  путешествует (совершает  действия)  с  определенной  целью,  при  этом  взаимодействует  с  другими  объектами(преодолевает  препятствия, решает  задачи,  изменяясь  при  этом  сам  и  меняя объекты  взаимодействия), и  многому  может  научиться. В  конце  сказки  эти  изменения  фиксируются  и  выводится  правило,  которое  может  быть  сформулировано  достаточно  обобщенно: «Результат  путешествия  зависит  от  цели  героя  и  выводов,  которые он  сделал  после  взаимодействия  с  другими  объектами»

Если  же  герой  по  сюжету  сказки имеет  цель  ,решает  творческие  задачи  при  взаимодействии  с  окружающим,  изменяется  сам,  делает  выводы  из  жизненных  уроков,  то  его  действия  приводят  к  положительному  результату. Примером  может  служить  Герда  из  сказки Г.Х.Андерсена «Снежная  королева». Она,имея  достойную  цель,  оказывает  положительное  влияние  на  окружающих. Испытания, через  которые  проходит  девочка,  позволяют  ей  реализовать  свой  нравственный  положительный  потенциал. И  в  заключение  получить  вознаграждение  за  труды.

Алгоритм  составления  сказки

§  Выбор  главного  героя

§  Определение  его  характера,мотивов  и  цели  поступков

§  Выбор  объектов  взаимодействия

§  Описание  действий  главного  героя,  которые  он  совершает  для  достижения  цели. Последовательное  фиксирование  изменений,  происходящих  с  ним  при  взаимодействии  с  другими  объектами,  описание  реакции  этих  объектов.

§  Подведение  итога-результата  изменений  героя (героев)  и  выведение  жизненных  правил.

§  Придумывание  названия  получившейся  сказки.

«Волшебный  треугольник»)»

( составление  сказок конфликтного  типа)

                              Дети  усваивают,что  в  сказочных  текстах борьба  между  отрицательными  и  положительными  героями  заканчивается  в  пользу  добра; что  в  конфликте  добра  и  зла,как  правило,учавствует  посредник-волшебник, волшебный  предмет  и  т.п.Это  можно  изобразить   в  виде  треугольника,  на  углах  которого  расположены  объекты  сказки (схемы  или  картинки); герой  положительный,герой  отрицательный  и  волшебный  предмет.Например в  мультфильме «Кот  в  сапогах»-Кот в  сапогах,Людоед,Волшебная дубинка.

Основой  при  создании  текста  является  взаимодействие  двух  героев  в  определенном  поле (месте,где  разворачиваются  события).

Как  правило,  оно  обозначается картинкой  или  словом  внутри  треугольника. Развитие  сюжета  происходит  через  усиление  одной  из  составляющих (  например,у  положительного  героя  появляется  друг) или  ослабление  (волшебный  предмет  потерялся). Основное  жизненное  правило  заключается  не  в  приоритете  какой-либо  составляющей ,  а  в  создании  равновесия  при  взаимодействии  между  персонажами.Если  же  конфликты  происходят,  то  их  надо  решать  таким  образом,чтобы  от  этого  не  страдал  окружающий  мир.

Алгоритм  составления  сказок

§  Определение  места, в  котором  будут  происходить  события

                

§  Выбор  положительного  и  отрицательного  персонажей. Объявление  Волшебства (использование   ТПФ)

§  Определение  взаимодействия (борьбы)  отрицательного  и  положительного  персонажей  за  обладание  волшебным  предметом  для  реализации  своих  целей.

§  Разрешение конфликта (использование  ресурсов)

§  Придумывание  названия  сказки.

Составление сказок описательного типа

В сказках, созданных человечеством, можно выделить модель текстов, в которых есть достаточно подробное описание жизни героя, его изменение во времени. У героя должно быть детство, в котором закладываются основы дальнейшей жизни. А в зрелом возрасте героя описываются случаи его испытания на стойкость, выносливость. Из этого можно сделать выводы, что такие сказки показывают: никогда ничего не бывает просто так, все имеет достаточно четкую причинно-следственную связь. (ПР: "Сказ про Илью Муромца").

Модель сказки-описания наилучшим образом отрабатывается на "чудесном экране" (системном операторе):

Место, где герой учился делу

Место, где осуществляет герой свое дело

Место, в котором есть помеха действиям героя

Герой в детстве, который учится этому делу

Герой и его главное дело

Герой, противостоящий внешним обстоятельствам, мешающим ему делать свое дело.

Черты характера, качества личности и умения героя в детстве

Черты характера, качества личности и умения героя при выполнении главного дела

Черты характера, качества личности (изменение их) и умения героя при взаимодействии с окружением

Цель: освоение детьми модели сказки описательного типа (герой должен чему- то научиться в детстве, в зрелом возрасте совершенствовать свое мастерство, противостоять при этом внешним обстоятельствам, мешающим его деятельности).

Сказка-описание, построенная по данной методике, позволяет заложить первые представления о качествах и стиле жизни творческой личности, описанных в Теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Базовый алгоритм

Выбор какого-либо героя в детском возрасте.

Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому-либо роду деятельности и желание этим заниматься.

Описание становления взрослого человека, который хорошо делает свое дело.

Порча кем-либо дела героя.

Решение творческих задач героя.

Продолжение главного дела.

Вывод жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей.

Название сказки и воспроизведение шагов ее создания.

Методические рекомендации

Рекомендуется проанализировать знакомые сказки: чем герой увлекался раньше и как это влияет на сегодняшнее его дело. Если в сказках неявно прописано детство героя, то необходимо его домыслить и составить небольшой рассказ.

ПР1: Наф-Наф и его детство. У кого он научился быть таким трудолюбивым и разумным.

ПР2: Кем станет в будущем Витя, если он сейчас уже изобретателен и смело борется со злыми силами ( Новогодние приключения Маши и Вити).

Первые сказки описательного характера лучше всего составлять про знакомых сказочных героев.

ПР: История про Бабу Ягу.

Однажды в одном городе жила маленькая девочка. Звали ее Гая. Она всегда была капризная, жадная, отбирала игрушки у других ребят в песочнице. Она не слушалась маму и папу и делала им все на зло. Однажды мама приготовила вкусный обед на день рождения Гаи, девочка все съела сама и никого не угостила. Мама с папой и гости обиделись. Они стали ей говорить, что так делать нельзя. Гая топала ногами, кричала, плакала и убежала из дома в лес. Там она построила себе избушку и стала в ней жить. Когда девочка подросла, она стала делать пакости. Зверята все время отгоняли ее от себя, поэтому она ушла далеко в глухой лес, где не было детей, а были только совы. Она забыла, как ее зовут, поэтому придумала себе новое имя - Яга. Так она жила очень долго, много всего плохого делала, она не любила никого, и никто ее не любил. Однажды в лесу решили построить красивый город. Пришли строители и увидели, что стоит избушка, вся в паутине. Пока Баба Яга ходила-бродила по лесу, они ее дом отремонтировали, посадили цветы, убрали мусор. Когда Баба Яга подошла к дому, то она его не узнала, ей стало стыдно грязной заходить в такой дом, поэтому она помылась, причесалась, одела новое платье и пошла ухаживать за цветами. Тут она вспомнила свое имя, и написала на доме "Здесь живет Гая Ивановна". Иногда она вспоминала о своих плохих делах, но делать их не делала, потому что кругом строился красивый город, и это ее радовало.

Главным героем описательных сказок может быть человек, владеющий каким-либо ремеслом. ПР: Иванушка, который умеет плести хорошо корзины.

Разработка сюжета идет следующим образом:

В доме есть дедушка, который очень хорошо умел плести корзины

Дом у реки, где рядом растут ивы

Дом, речка и ивы, погубленные злым Суховеем

Мальчик Ванечка, интерес к деятельности деда

Иванушка Плетет корзины

Иван спасает деревья

Помощь деду, любовь к нему, внимательность

Трудолюбие, упорство, сильные крепкие руки, доброе сердце

Бойцовские качества (борьба с Суховеем)

Ожидаемые результаты

Дети осваивают модель описательного типа сказки, в которой основным жизненными правилами являются:

Для того, чтобы делать какое-либо дело, нужны определенные свойства личности или черты характера.

Свойства человека закладываются в детстве под влиянием кого-нибудь или чего-нибудь.

Когда человек делает какое-либо дело, то ему могут мешать внешние обстоятельства, и он должен уметь противостоять им и отстаивать свои интересы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.

Образование на современном этапе развития невозможно представить без использования  современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-д...

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.

   Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, в...

Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05...

Конспект НОД по развитию речи с элементами игровых ТРИЗ - технологий для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Автомобиль»

использование игровых ТРИЗ-технологий делают занятие интересным и вовлекают детей в совместное обучение и исследование...

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии

Игры с использованием элементов ТРИЗ технологии развивает речь, логическое мышление, память, воображение....

Педагогическая гостиная для родителей: «Развитие детей через ТРИЗ – технологию»

План проведения мероприятия:Консультация «Развитие детей через ТРИЗ – технологию»;Показ презентации «ТРИЗ – игры и методические пособия, используемые в ДОУ»;Мастер ...