Педагогическая гостиная для родителей: «Развитие детей через ТРИЗ – технологию»
консультация (младшая группа)

Коваленко Елена Александровна

План проведения мероприятия:

  1. Консультация «Развитие детей через ТРИЗ – технологию»;
  2. Показ презентации «ТРИЗ – игры и методические пособия, используемые в ДОУ»;
  3. Мастер – класс для родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией»;
  4. Подведение итогов мероприятия;
  5. Раздача памяток для родителей «Меню красивой речи», «Условия для успешного речевого развития детей».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_gostinnaya_dlya_roditeley.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 детский сад № 6

Педагогическая гостиная для родителей:

«Развитие детей через ТРИЗ – технологию»

Подготовил:

воспитатель

Коваленко Е.А.

Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  1. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
  2. Ознакомить родителей и апробировать систему ТРИЗ – игр, направленных на развитие речи детей.
  3. Помочь родителям создать методическую копилку «Учимся, играя!»

Предварительная работа:

  1. Оформление приглашений для родителей в гостиную;
  2. Создание презентации «ТРИЗ – игры и методические пособия, используемые в ДОУ»;
  3. Подготовка памятки для родителей;
  4. Индивидуальные беседы с родителями на тему «Дидактические игры,  предлагаемые технологией ТРИЗ»

План проведения мероприятия:

  1. Консультация «Развитие детей через ТРИЗ – технологию»;
  2. Показ презентации «ТРИЗ – игры и методические пособия, используемые в ДОУ»;
  3. Мастер – класс для родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией»;
  4. Подведение итогов мероприятия;
  5. Раздача памяток для родителей «Меню красивой речи», «Условия для успешного речевого развития детей».

Ход мероприятия:

  1. Консультация «Развитие детей через ТРИЗ – технологию»

Здравствуйте, уважаемые родители! На очередном нашем совместном мероприятии мы обсудим такой вопрос, как развитие детей с помощью ТРИЗ - игр. Детский возраст – период бурной речевой деятельности, а каждая образовательная деятельность по ТРИЗ – это коллективная игра, творческая работа, а, следовательно, ощущение ребенком радости жизни, которая вызывает прилив сил, дает возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Пусть вас не смущает это странное название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Ведь все грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных людей, которые поняли, что чем раньше начать развивать речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность у детей, тем плодотворнее будет работа и ощутимее результат в дальнейшем.

Занятия по развитию речи детей с использованием ТРИЗ – технологии это импровизация, игра, которая так интересна для дошкольников. Детей здесь не надо искусственно возбуждать, заинтересовывать, а стоит лишь верно почувствовать, чем живет каждый из них, уловить определяющую доминанту занятия – и рождается действие, в котором каждый участвует на равных основаниях.

Именно с помощью технологии ТРИЗ мы решаем проблему развития воображения, речи детей, придумывания детьми рассказов, сказок, решения творческих задач.

  1. Показ презентации «ТРИЗ – игры и методические пособия, используемые в ДОУ».

В нашей группе активно используются методы и приемы, предлагаемые ТРИЗ – технологией. (слайд 1-2). С некоторыми из них мы и хотим вас познакомить, а также поиграть с вами.

Пособие «Гномик»

Данное пособие знакомит ребенка с анализаторами – Помощниками умной головы.

Пособие «Дерево»

Данное пособие знакомит детей с признаками объекта.

В данном пособии символы имен признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (вес, запах и т.д.). В пособии расположили 17 имен признаков, оставили дополнительно пустые ячейки. Данное пособие стало универсальным, так как использовалось в разных видах деятельности и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.

Пособие «Круги Луллия»

Данное пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов, причем круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей способствует тому, что под стрелкой оказываются разные сектора из разных кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях, развивать вариативность воображаемых образов.. Вработе используем  разный принцип заполнения колец.

  1. Мастер – класс для родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией»

На следующем этапе нашего мероприятия мы хотели бы предложить вам игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией.

Игры с анализаторами «СМЕШАРИКИ»

Цель: формирование понятия значимости анализаторов.

Описание игры:

Дети, посмотрите, к нам сегодня в гости пришла «Нюша». Она шла в гости к друзьям и по дороге потеряла всех помощников умной головы. Дети смотрят на схему «Нюши» смотрят каких помощников умной головы потерялись (глаза, руки, уши). Детям предлагается найти поочередно всех помощников по карте(схема маршрута, где спрятаны помощники). Дети находят первого помощника ГЛАЗА, и дают определения помощнику- у меня глаза, глаза смотрят, а умная голова видит и понимает признаки объекта. Прикрепляют к образу «Нюши» глаза. И по такой же схеме дальше ищут остальных помощников:

-руки трогают, а голова понимает признаки объектов;

уши слушают, а голова «слышит» и понимает признаки звуков.

Игра «Потрогай предмет, назови какой он по температуре»

Цель: развивать моторику, учить выделять имя признака «температура»

Содержание: дети трогают разные объекты, называя температуру.

Игра «Разложи предметы»

Цель: развивать моторику, учить выделять имя признака «температура»

Содержание: дети трогают разные объекты, называя температуру. Распределяют предметы холодные справа, тёплые слева.

Игра «Интересный вопрос»

Цель: упражнять детей в умении усвоение  признака «температура» с помощью вопросов.

Содержание: Проверить усвоение детьми имени признака «температура» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать о температуре объекта?» Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной головы». Помогут нам определить какой предмет по температуре.

Игра «Угощения»

Цель: развивать моторику, учить выделять имя признака «температура»

Содержание: предложить детям распределить угощения между: малышом, папой, старшей сестрой, мамой, бабушкой (молоко из которого идёт пар, морожено, чай из которого идёт пар, сок, кефир, компот…)

Игра «Волшебные мешочки»

Цель: Развитие мелкой моторики, памяти,  внимания у детей.

Материал: Мешочки  наполненные гречкой, горохом, фасолью, пуговицами - в общем любым мелким наполнителем,  признаки « форма, рельеф, звук, вес»

Ход игры

Ребенок выбрав признак ощупывает мешочек,  описывает свои ощущения, используя лишь тактильный анализатор:

- Я нашел что-то твердое, гладкое, есть острые углы, есть что-то кругленькое, все это я смог определить по признаку(рельеф и форма), и т.д.

Ребенок выбрав  два или три мешочка, с помощью признаков может их сравнить по форме, размеру, весу, звуку.

Ребенок на ощупь  может найти пары одинаковых мешочков по признакам вес, размер, форма, звук.

Что умеют делать наши помощники.

Сформировать понятие о значении органов чувств для живых существ. Учить анализировать, обобщать, делать выводы.Закрепить знания о возможностях анализаторов.

Ход игры.

Игра проводится с применением колец Луллия.

На малом круге расположены символы анализаторов. На среднем и большом кругах – символы имен признаков объектов. Ребенок раскручивает малый круг и подбирает 2 признака, которые различает попавший в сектор анализатор.

5. Подведение итогов мероприятия.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всём!».

        Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, а также дополняет её с получением большей эффективности в результатах.

6.Раздача буклетов для родителей

Уважаемые родители! Надеемся, что информация, полученная сегодня, будет полезна в ваших начинаниях. Всем удачи и до скорых встреч!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Список используемой литературы.

  1. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. «Технология развития связной речи дошкольников» Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004 г.- 62 с.
  2. Корзун А.В. «Веселая дидактика» Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками, 2000 г., 72 с.
  3. Апресова А.Г., Гордова Н.А., Сидорчук Т.А. «Окно в школьный мир» Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5 – 7 лет к обучению в школе. –Ульяновск, 2010г., 168 с.
  4. Мурашковска И.Н. «Развивающие игры.» игра «Теремок». –Рига, 1994 г.
  5. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984г.-243с. 
  6. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с. 
  7. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с. 
  8. Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста.- М, 1998 г. 
  9. Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. сост. Н.И.Ардашева, И.Я.Гуткович, Т.А.Сидорчук, О.Н.Тарасова. -Ульяновск, 1995г. -67с.
  10. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г.- 52с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая гостиная "Здоровые родители - здоровые дети"

Психолого-педагогическая гостиная для родителей...

Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05...

доклад из опыта работы на педагогическом совете "Интеллектуально - эмоциональное развитие детей через восприятие классической музыки"

Использование классической музыки в работе в детьми. Как классическая музыка оказывает огромное влияние не только на развитие музыкальных способностей, но и на развитие интеллектуального, эмоционально...

Семинар-практикум «Познавательное развитие детей через инновационные технологии».

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определили основные принципы обучения детей (ФГОС пункт 1.4.7.).:...

«Познавательное развитие детей через инновационные технологии»

laquo;Познавательное развитие детей через инновационные технологии»...

Мастер класс для педагогов "Развитие анализаторов через ТРИЗ технологию"

Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека, есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условие ...

Развитие речи у детей через ТРИЗ технологии

Данный материал поиожет воспитателям подобрать эффективные техники для развития речи детей дошкольного возраста...