доклад из опыта работы на педагогическом совете "Интеллектуально - эмоциональное развитие детей через восприятие классической музыки"
консультация

Использование классической музыки в работе в детьми. Как классическая музыка оказывает огромное влияние не только на развитие музыкальных способностей, но и на развитие интеллектуального, эмоционального и самое главное - нравственной сферы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_portal_s_entyabr.docx19.36 КБ
Файл konsultatsiya_portal_s_entyabr.docx19.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 8

Подготовила: музыкальный руководитель

Шивко Л.В.  1 квалификационная категория

«Главное, к чему я стремился, -

 это вызвать в детях ясное понимание

 и ощущение того, что музыка (как и все искусства)

не простое развлечение и не добавление,

 не «гарнир» к жизни, которой можно пользоваться

 или не пользоваться по своему усмотрению,

а важная часть самой жизни,

 жизни в целом и жизни каждого отдельного человека».

 В.А. Сухомлинский

       Дошкольный период – самый благотворный для осмысления окружающего. На детском восхищении, на детском «ах», должны основываться решения познавательных и эстетических задач.

       Ощущение красоты возникает у ребенка очень рано, когда он делает первые шаги по родной земле. И уже в это время важно подсказать ему: остановись, взгляни вокруг, прислушайся, как это прекрасно. Первые впечатления от встречи с музыкой живут очень долго, порою всю жизнь.       Музыка – мощное средство воздействия на человека, его эмоции.     Заложенный в том или ином произведении заряд художественных переживаний повергает человека в печаль или вызывает у него радостное настроение, вдохновляет на свершение великих дел или подталкивает к бессмысленным разрушениям и варварству. А классическая музыка бесценна именно тем, что несет слушателям идеи гуманизма, благородства, пронизана пафосом борьбы добра со злом и торжества справедливости. Ее авторы умели облечь свои идеи в художественные формы, пережившие века и ставшие в полном смысле бессмертными. Волшебные мелодии, рожденные 100, 200 лет назад и сегодня вызывают чувство радостной встречи у наших современников.

       Слушая вместе с детьми классическую музыку, каждый раз открываешь для себя ее новый смысл, новое звучание, удивляясь тому, что и в твоей собственной душе есть уголки, в которые ты сам еще не заглядывал.

       Работая над темой «Знакомство детей с классической музыкой», я пришла к выводу, что при выборе для занятия какого-либо музыкального произведения, не столь важна его форма, музыкальный язык, а тот смысл, который оно в себе несет – любовь к природе, матери, просто любовь, доброту, нежность. Решая на занятиях по восприятию классической музыки многосторонние задачи: развитие музыкальных способностей, мышления, памяти, воображения, активного творческого начала, в каждом ребенке осуществляется самое главное и нужное в наше время бездуховности – нравственное воспитание.

       Постепенно расширяя у детей круг их музыкальных познаний на произведениях высокохудожественного вкуса, решаю задачи развития способностей к эмоциональному образному восприятию музыки, анализу содержания музыкального произведения, формирования творческой познавательной активности.

       Как ввести ребят в мир музыкальных образов? Я нашла, по моему мнению, наиболее эффективное решение – опора на принцип образно-игрового вхождения в музыку, т.е. создание на занятиях атмосферы, которая требует от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. А чтобы дети полюбили классику, заинтересовались ею, чтобы заработала детская фантазия, воображение и забила ключом творческая активность, необходимо проводить доминантные занятия по восприятию классической музыки. Включать в такие занятия произведения, прошедшие проверку временем, поколениями, чтобы решались те нравственно-эстетические задачи, которые может решить только высокое искусство.

       Вынеся занятия по восприятию классической музыки в отдельные, у меня появилась возможность без спешки и суеты приобщать детей к музыкальной культуре: рассказывать о композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах. Ненавязчиво, незаметно дать понятие оперы, балета. А в общем - научить культуре слушания музыки. Одно из важных достоинств таких занятий – общее чувство радости, раскомплексованности, самоценности каждого ребенка. Все это выражается в суждениях, движениях, в мимике. Дети на таких занятиях чувствуют себя комфортно и получают заряд положительных эмоций.

       В свободных движениях под музыку, ребенок может себя выразить, не оглядываясь на педагога. Предварительно получив сведения о ее характере и настроении, каждый выстраивает и показывает свой образ. Свободное движение позволяет избавиться от комплексов, угловатости, появляется уверенность, дети выстраивают свой внутренний мир через движения. Особенно им нравится изображать образную музыку – «Баба Яга», «Балет невылупившихся птенцов» М.Мусоргского, «Слон», «Лебедь», «Аквариум» К.Сен-Санса и др.

       Так, Рита и Дима – очень робкие дети, постепенно стали себя проявлять в таких движениях, подходя со всей творческой серьезностью к такого рода заданиям. Более подвижные дети (Алина, Лена), выражая сначала суетливость в движениях, бездумность, со временем изменили отношения к занятиям как к забавной игре, а появился здоровый, творческий поиск в разнообразии движений, отвечающих образному содержанию музыки.

       Беседы о музыке и последующие высказывания детей о ней, обогащают язык ребенка. Соприкосновение с поэзией поэтов-классиков, ведь прекрасная музыка нерасторжима с поэтическим словом, также помогает понять музыкальное произведение, обогатить свой собственный язык.

       В своих высказываниях, беседах использую много описательных слов для обозначения характера, настроения. Побуждаю детей к их запоминанию, а затем использованию в своей речи. Если в начале года дети с трудом выражают свои мысли о музыке, (2-3 человека могут с трудом ответить на мои вопросы, особенно такой: «Что ты себе представляешь под эту музыку?»), то к концу года стараются наперебой высказаться и представляют под музыку очень любопытные истории. Часто обращаюсь к личному опыту детей. Слушая «Маму» П.Чайковского, дети с горящими глазами рассказывали о своей, а Юра даже всплакнул, так его переполняли чувства.

       Опираюсь на одно из самых любимых занятий детства – рисование. Сначала это задания: нарисовать то , что услышал каждый в музыке(дается яркая, образная музыка). Попробовала соединить понятия краски и звука – яркие краски – радостные звуки, темные краски – грубые звуки. Или если тебя захватила музыка, звучание разливается, ширится – краска растекается цветным пятном. Потом пробую предложить нарисовать себя в услышанной музыке – это более сложное задание. Рисунки детей помогают мне заглянуть во внутренний мир каждого, увидеть то, что не было сказано словами, даже в некотором роде судить о психологической комфортности каждого.

       Давая детям сведения о композиторах, о музыкальных жанрах, инструментах оркестра, о понятиях оперы, балета, путешествую с ними по страницам «Детского альбома», рассматриваю «Картинки с выставки», участвую в «Карнавале животных» и мн.др. - тем самым обогащаю их опыт и знания.

       Часто использую прием оркестровки музыкального произведения.

       Давая детям домашнее задание – нарисовать что-то по услышанной музыки, узнать побольше о каком-то животном или явлении, сочинить сказку по впечатлению от услышанного, узнала, что и родители заинтересовались такими занятиями. Они удивлены энтузиазмом, любознательностью своих детей, открыли новые грани их фантазии, узнали от детей новое для себя.

       Такие занятия требуют постоянной кропотливой, подготовительной работы. Все навыки, умения в движении, в игре на детских музыкальных инструментах, разучиваются и отрабатываются на музыкальных занятиях и вне их. Огромную помощь мне в этом оказывают воспитатели. Я провожу консультации по использованию того или иного материала для рассказа детям, а также рекомендую музыкальные произведения для дополнительного слушания.

       С тех пор, как я вплотную стала заниматься с детьми слушанием классической музыки, заметила изменения в детях, в их поведении, общении. А главное – изменение их духовного мира.

       Таким образом, говоря об использовании классической музыки в работе с детьми, можно утверждать, что она оказывает огромное влияние не только на развитие музыкальных способностей, но и на развитие интеллектуальной, эмоциональной и самое главное – нравственной сферы детей.

       Слушая классическую музыку, человек познает себя и, прежде всего, познает в себе Человека с большой буквы, который гуманен, милосерден, преодолевает в себе все плохое. В этом ему и помогает музыка.

       Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство. Именно к этому я стремлюсь в своей работе.

 

«Музыкальное воспитание –

это не воспитание музыканта, а,      

прежде всего, воспитание человека».

В.А. Сухомлинский.




Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 8

Подготовила: музыкальный руководитель

Шивко Л.В.  1 квалификационная категория

«Главное, к чему я стремился, -

 это вызвать в детях ясное понимание

 и ощущение того, что музыка (как и все искусства)

не простое развлечение и не добавление,

 не «гарнир» к жизни, которой можно пользоваться

 или не пользоваться по своему усмотрению,

а важная часть самой жизни,

 жизни в целом и жизни каждого отдельного человека».

 В.А. Сухомлинский

       Дошкольный период – самый благотворный для осмысления окружающего. На детском восхищении, на детском «ах», должны основываться решения познавательных и эстетических задач.

       Ощущение красоты возникает у ребенка очень рано, когда он делает первые шаги по родной земле. И уже в это время важно подсказать ему: остановись, взгляни вокруг, прислушайся, как это прекрасно. Первые впечатления от встречи с музыкой живут очень долго, порою всю жизнь.       Музыка – мощное средство воздействия на человека, его эмоции.     Заложенный в том или ином произведении заряд художественных переживаний повергает человека в печаль или вызывает у него радостное настроение, вдохновляет на свершение великих дел или подталкивает к бессмысленным разрушениям и варварству. А классическая музыка бесценна именно тем, что несет слушателям идеи гуманизма, благородства, пронизана пафосом борьбы добра со злом и торжества справедливости. Ее авторы умели облечь свои идеи в художественные формы, пережившие века и ставшие в полном смысле бессмертными. Волшебные мелодии, рожденные 100, 200 лет назад и сегодня вызывают чувство радостной встречи у наших современников.

       Слушая вместе с детьми классическую музыку, каждый раз открываешь для себя ее новый смысл, новое звучание, удивляясь тому, что и в твоей собственной душе есть уголки, в которые ты сам еще не заглядывал.

       Работая над темой «Знакомство детей с классической музыкой», я пришла к выводу, что при выборе для занятия какого-либо музыкального произведения, не столь важна его форма, музыкальный язык, а тот смысл, который оно в себе несет – любовь к природе, матери, просто любовь, доброту, нежность. Решая на занятиях по восприятию классической музыки многосторонние задачи: развитие музыкальных способностей, мышления, памяти, воображения, активного творческого начала, в каждом ребенке осуществляется самое главное и нужное в наше время бездуховности – нравственное воспитание.

       Постепенно расширяя у детей круг их музыкальных познаний на произведениях высокохудожественного вкуса, решаю задачи развития способностей к эмоциональному образному восприятию музыки, анализу содержания музыкального произведения, формирования творческой познавательной активности.

       Как ввести ребят в мир музыкальных образов? Я нашла, по моему мнению, наиболее эффективное решение – опора на принцип образно-игрового вхождения в музыку, т.е. создание на занятиях атмосферы, которая требует от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. А чтобы дети полюбили классику, заинтересовались ею, чтобы заработала детская фантазия, воображение и забила ключом творческая активность, необходимо проводить доминантные занятия по восприятию классической музыки. Включать в такие занятия произведения, прошедшие проверку временем, поколениями, чтобы решались те нравственно-эстетические задачи, которые может решить только высокое искусство.

       Вынеся занятия по восприятию классической музыки в отдельные, у меня появилась возможность без спешки и суеты приобщать детей к музыкальной культуре: рассказывать о композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах. Ненавязчиво, незаметно дать понятие оперы, балета. А в общем - научить культуре слушания музыки. Одно из важных достоинств таких занятий – общее чувство радости, раскомплексованности, самоценности каждого ребенка. Все это выражается в суждениях, движениях, в мимике. Дети на таких занятиях чувствуют себя комфортно и получают заряд положительных эмоций.

       В свободных движениях под музыку, ребенок может себя выразить, не оглядываясь на педагога. Предварительно получив сведения о ее характере и настроении, каждый выстраивает и показывает свой образ. Свободное движение позволяет избавиться от комплексов, угловатости, появляется уверенность, дети выстраивают свой внутренний мир через движения. Особенно им нравится изображать образную музыку – «Баба Яга», «Балет невылупившихся птенцов» М.Мусоргского, «Слон», «Лебедь», «Аквариум» К.Сен-Санса и др.

       Так, Рита и Дима – очень робкие дети, постепенно стали себя проявлять в таких движениях, подходя со всей творческой серьезностью к такого рода заданиям. Более подвижные дети (Алина, Лена), выражая сначала суетливость в движениях, бездумность, со временем изменили отношения к занятиям как к забавной игре, а появился здоровый, творческий поиск в разнообразии движений, отвечающих образному содержанию музыки.

       Беседы о музыке и последующие высказывания детей о ней, обогащают язык ребенка. Соприкосновение с поэзией поэтов-классиков, ведь прекрасная музыка нерасторжима с поэтическим словом, также помогает понять музыкальное произведение, обогатить свой собственный язык.

       В своих высказываниях, беседах использую много описательных слов для обозначения характера, настроения. Побуждаю детей к их запоминанию, а затем использованию в своей речи. Если в начале года дети с трудом выражают свои мысли о музыке, (2-3 человека могут с трудом ответить на мои вопросы, особенно такой: «Что ты себе представляешь под эту музыку?»), то к концу года стараются наперебой высказаться и представляют под музыку очень любопытные истории. Часто обращаюсь к личному опыту детей. Слушая «Маму» П.Чайковского, дети с горящими глазами рассказывали о своей, а Юра даже всплакнул, так его переполняли чувства.

       Опираюсь на одно из самых любимых занятий детства – рисование. Сначала это задания: нарисовать то , что услышал каждый в музыке(дается яркая, образная музыка). Попробовала соединить понятия краски и звука – яркие краски – радостные звуки, темные краски – грубые звуки. Или если тебя захватила музыка, звучание разливается, ширится – краска растекается цветным пятном. Потом пробую предложить нарисовать себя в услышанной музыке – это более сложное задание. Рисунки детей помогают мне заглянуть во внутренний мир каждого, увидеть то, что не было сказано словами, даже в некотором роде судить о психологической комфортности каждого.

       Давая детям сведения о композиторах, о музыкальных жанрах, инструментах оркестра, о понятиях оперы, балета, путешествую с ними по страницам «Детского альбома», рассматриваю «Картинки с выставки», участвую в «Карнавале животных» и мн.др. - тем самым обогащаю их опыт и знания.

       Часто использую прием оркестровки музыкального произведения.

       Давая детям домашнее задание – нарисовать что-то по услышанной музыки, узнать побольше о каком-то животном или явлении, сочинить сказку по впечатлению от услышанного, узнала, что и родители заинтересовались такими занятиями. Они удивлены энтузиазмом, любознательностью своих детей, открыли новые грани их фантазии, узнали от детей новое для себя.

       Такие занятия требуют постоянной кропотливой, подготовительной работы. Все навыки, умения в движении, в игре на детских музыкальных инструментах, разучиваются и отрабатываются на музыкальных занятиях и вне их. Огромную помощь мне в этом оказывают воспитатели. Я провожу консультации по использованию того или иного материала для рассказа детям, а также рекомендую музыкальные произведения для дополнительного слушания.

       С тех пор, как я вплотную стала заниматься с детьми слушанием классической музыки, заметила изменения в детях, в их поведении, общении. А главное – изменение их духовного мира.

       Таким образом, говоря об использовании классической музыки в работе с детьми, можно утверждать, что она оказывает огромное влияние не только на развитие музыкальных способностей, но и на развитие интеллектуальной, эмоциональной и самое главное – нравственной сферы детей.

       Слушая классическую музыку, человек познает себя и, прежде всего, познает в себе Человека с большой буквы, который гуманен, милосерден, преодолевает в себе все плохое. В этом ему и помогает музыка.

       Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство. Именно к этому я стремлюсь в своей работе.

 

«Музыкальное воспитание –

это не воспитание музыканта, а,      

прежде всего, воспитание человека».

В.А. Сухомлинский.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки"

Данная исследовательская работа является результатом моих многолетних  поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей,  к музыкальному искусству начиная...

Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие классической музыки под названием «Беседы в музыкальной гостиной»

Образовательная деятельность с детьми  подготовительной  к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие  классической музыки под названием"Беседы в музыкально...

Доклад из опыта работы на тему: «Обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 20 «РО...

Эстетическое развитие старших дошкольников через восприятие классической музыки

Для гармонического эстетического развития дошкольников необходима взаимосвязь с литературой и художественным искусством. Восприятие классической музыки может произойти через эмоции, но необходимо чтоб...

статья " воображения и мышления детей через восприятия классической музыки."

   Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства....

Доклад из опыта работы: Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности.

  Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени: это проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, распространен...