Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Марущак Ульяна Анатольевна

Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, дезартрией и другими особенностями развития.

Для специалистов, работающих с данной категорией детей, очевидно, что нарушения речи становятся не самостоятельным дефектом, а входят в состав других, более сложных расстройств психического и интеллектуального развития ребенка и влекут за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

Поэтому успешными оказываются коррекционные занятия, которые включают элементы и сенсорного воспитания и комплекса кинетических, барических, кинестетических, вкусовых, тактильных, слуховых и зрительных ощущений.

Среди неговорящих детей можно выделить подгруппу, в которой недостаточность представлений о целостном образе предмета является одной из причин отсутствия речи.

Следовательно, включение максимального количества сохранных анализаторов способствует появлению в активной речи новых слов.

Опыт работы с такими детьми показал, что применение в коррекционной работе полисенсорного подхода позволяет более успешно стимулировать речевое общение неговорящих детей.

Стимуляция речевого общения с помощью сенсорного воспитания состоит из следующих этапов: зрительное восприятие; слуховое восприятие; тактильное восприятие; восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, вкусовые и весовые ощущения.

Неговорящий ребенок должен иметь возможность не только выслушать и рассмотреть картинку, но и подержать, понюхать, поиграть или попробовать на вкус реальный предмет.

Общение с ребенком носит не только речевой, но и иной характер — с помощью взгляда, мимики лица и жестов, прикосновений. Формирование и укрепление эмоционального контакта между мной и ребенком — вот главная задача данной деятельности.

Этап «Развитие зрительного восприятия»

Зрительное восприятие лица и образа человека - первоначальный навык, которым должен овладеть неговорящий ребенок. Необходимо научить ребенка удерживать контакт «глаза в глаза», быть готовым к дальнейшему сотрудничеству.

Например

Упражнение «Покажи как!»

Педагог предлагает выбрать из нескольких игрушек одну и выполнить с ней простое действие (прокатить мяч, посадить куклу, снять колечко с пирамидки и т. д.).

Или такое Упражнение «Разноцветные картинки»

Перед ребенком раскладываются карточки четырех основных цветов и предметные картинки (красная ваза, желтый банан, синий мяч, зеленый лист). Дается инструкция«Положи картинку на карточку такого же цвета и назови!»

Этап «Развитие слухового восприятия»

Безречевые дети не обращают внимания на говорящего с ними взрослого, не прислушиваются к его голосу, интонации, часто не реагируют на свое имя. Поэтому успех работы в этой зоне возможен лишь при создании высокого эмоционального фона занятия.

Упражнение как «Угадай, что звучит»

Предлагаем вниманию ребенка несколько предметов. Манипулируя с ними (стук карандашом о стакан, громыхание коробкой с кнопками, переливание воды из бутылочки в чашку и т. д., он обращает внимание на звуки, издаваемые предметами, дает образцы звукоподражаний (кап-кап, тук-тук и т д.). Затем педагог прикрывает предметы ширмой, и ребенок отгадывает, что звучит или гремит, обозначая действие словом.

В зоне развития слухового восприятия должна быть коробка со звучащими игрушками, шумящими предметами, музыкальными инструментами.

Этап «Развитие тактильного восприятия»

Значение влияния развития тактильных ощущений на активизацию речевых навыков и работу мозга в целом невозможно переоценить. У ребенка стимуляция мыслительной деятельности происходит при активном вовлечении рук и пальцев. Развитие тактильного восприятия позволяет ребенку точнее сравнивать, различать и объединять предметы и явления окружающего мира.

К примеру такое Упражнение «Потрогай и назови!»

Педагог предлагает ребенку взять с подноса мелкие игрушки с различной фактурной поверхностью (пушистый цыпленок, резиновая собачка, металлическая машинка, пластилиновый комочек). Педагог называет предметы, описывает качество поверхности и поощряет самостоятельное высказывание ребенка.

Или Упражнение «Перышко»

Педагог дотрагивается пером до разных частей тела ребенка, называя их, комментируя ощущения (мягко, нежно, ласково, приятно). Ребенок повторяет слова и действия за взрослым.

Для поднятия настроения и улучшения эмоционального фона ребенка можно щекотать перышком между пальцами, его шею. Вариант упражнения — выполнять те же действия, предложив закрыть глаза.

Упражнение «Азбука вкуса»

Педагог вместе с ребенком рассматривает, пробует и называет предметы предлагая запомнить их вкус (сладкий мед, горький лук, кислый лимон, соленый огурец и т. д.). По возможности к каждому вкусу подбирается предметная картинка.

Игры на развитие слухового, зрительного, тактильного и других видов восприятия вызывают у детей большой интерес, способствуют преодолению негативизма и обеспечивают повышенный эмоциональный фон занятий. Таким образом, лучше закрепляются новые сведения в памяти и речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и значение начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми.

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражан...

Методическое пособие по коррекционной работе с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции

Методическое пособие по коррекционной работе  с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции...

Значение сенсомоторного воспитания в работе с безречевыми детьми

Сенсорное воспитание - основа лексической работы и личностного развития; включение максимального количества сохранных анализаторов способствует более успешной актуализации. Знание, не подкреплённые чу...

«Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми».

Рекомендации родителям. Стимуляция речевого развития с помощью сенсорного воспитания. Перечень примерных упражнений....

Отчет к педсовету «Стимуляция речевого общения у детей раннего возраста при рассматривании картин и иллюстраций»

Воспитатели могут воспользоваться этим материалом для изучения по плану самообразования...

Буклет для родителей и педагогов "Игры и упражнения, направленные на стимуляцию речевого общения"

Примерно до 7 лет мозг ребёнка работает как устройство для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них основываясь непосредственно на...

Опыт работы "Система коррекционной работы с безречевыми детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата"

Опыт содержит описание коорекционной работы с безречевыми детьми со сложной структурой дефекта старшего дошкольного возраста....