Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)
Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми
Скачать:
Предварительный просмотр:
Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми
Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, дезартрией и другими особенностями развития.
Для специалистов, работающих с данной категорией детей, очевидно, что нарушения речи становятся не самостоятельным дефектом, а входят в состав других, более сложных расстройств психического и интеллектуального развития ребенка и влекут за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.
Поэтому успешными оказываются коррекционные занятия, которые включают элементы и сенсорного воспитания и комплекса кинетических, барических, кинестетических, вкусовых, тактильных, слуховых и зрительных ощущений.
Среди неговорящих детей можно выделить подгруппу, в которой недостаточность представлений о целостном образе предмета является одной из причин отсутствия речи.
Следовательно, включение максимального количества сохранных анализаторов способствует появлению в активной речи новых слов.
Опыт работы с такими детьми показал, что применение в коррекционной работе полисенсорного подхода позволяет более успешно стимулировать речевое общение неговорящих детей.
Стимуляция речевого общения с помощью сенсорного воспитания состоит из следующих этапов: зрительное восприятие; слуховое восприятие; тактильное восприятие; восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, вкусовые и весовые ощущения.
Неговорящий ребенок должен иметь возможность не только выслушать и рассмотреть картинку, но и подержать, понюхать, поиграть или попробовать на вкус реальный предмет.
Общение с ребенком носит не только речевой, но и иной характер — с помощью взгляда, мимики лица и жестов, прикосновений. Формирование и укрепление эмоционального контакта между мной и ребенком — вот главная задача данной деятельности.
Этап «Развитие зрительного восприятия»
Зрительное восприятие лица и образа человека - первоначальный навык, которым должен овладеть неговорящий ребенок. Необходимо научить ребенка удерживать контакт «глаза в глаза», быть готовым к дальнейшему сотрудничеству.
Например
Упражнение «Покажи как!»
Педагог предлагает выбрать из нескольких игрушек одну и выполнить с ней простое действие (прокатить мяч, посадить куклу, снять колечко с пирамидки и т. д.).
Или такое Упражнение «Разноцветные картинки»
Перед ребенком раскладываются карточки четырех основных цветов и предметные картинки (красная ваза, желтый банан, синий мяч, зеленый лист). Дается инструкция: «Положи картинку на карточку такого же цвета и назови!»
Этап «Развитие слухового восприятия»
Безречевые дети не обращают внимания на говорящего с ними взрослого, не прислушиваются к его голосу, интонации, часто не реагируют на свое имя. Поэтому успех работы в этой зоне возможен лишь при создании высокого эмоционального фона занятия.
Упражнение как «Угадай, что звучит»
Предлагаем вниманию ребенка несколько предметов. Манипулируя с ними (стук карандашом о стакан, громыхание коробкой с кнопками, переливание воды из бутылочки в чашку и т. д., он обращает внимание на звуки, издаваемые предметами, дает образцы звукоподражаний (кап-кап, тук-тук и т д.). Затем педагог прикрывает предметы ширмой, и ребенок отгадывает, что звучит или гремит, обозначая действие словом.
В зоне развития слухового восприятия должна быть коробка со звучащими игрушками, шумящими предметами, музыкальными инструментами.
Этап «Развитие тактильного восприятия»
Значение влияния развития тактильных ощущений на активизацию речевых навыков и работу мозга в целом невозможно переоценить. У ребенка стимуляция мыслительной деятельности происходит при активном вовлечении рук и пальцев. Развитие тактильного восприятия позволяет ребенку точнее сравнивать, различать и объединять предметы и явления окружающего мира.
К примеру такое Упражнение «Потрогай и назови!»
Педагог предлагает ребенку взять с подноса мелкие игрушки с различной фактурной поверхностью (пушистый цыпленок, резиновая собачка, металлическая машинка, пластилиновый комочек). Педагог называет предметы, описывает качество поверхности и поощряет самостоятельное высказывание ребенка.
Или Упражнение «Перышко»
Педагог дотрагивается пером до разных частей тела ребенка, называя их, комментируя ощущения (мягко, нежно, ласково, приятно). Ребенок повторяет слова и действия за взрослым.
Для поднятия настроения и улучшения эмоционального фона ребенка можно щекотать перышком между пальцами, его шею. Вариант упражнения — выполнять те же действия, предложив закрыть глаза.
Упражнение «Азбука вкуса»
Педагог вместе с ребенком рассматривает, пробует и называет предметы предлагая запомнить их вкус (сладкий мед, горький лук, кислый лимон, соленый огурец и т. д.). По возможности к каждому вкусу подбирается предметная картинка.
Игры на развитие слухового, зрительного, тактильного и других видов восприятия вызывают у детей большой интерес, способствуют преодолению негативизма и обеспечивают повышенный эмоциональный фон занятий. Таким образом, лучше закрепляются новые сведения в памяти и речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/20/picture-49675-1563648976.jpg)
Особенности и значение начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми.
Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражан...
Методическое пособие по коррекционной работе с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции
Методическое пособие по коррекционной работе с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-191736-1359492229.jpg)
Значение сенсомоторного воспитания в работе с безречевыми детьми
Сенсорное воспитание - основа лексической работы и личностного развития; включение максимального количества сохранных анализаторов способствует более успешной актуализации. Знание, не подкреплённые чу...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/24/picture-908702-1490369058.jpg)
«Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми».
Рекомендации родителям. Стимуляция речевого развития с помощью сенсорного воспитания. Перечень примерных упражнений....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-669724-1442943193.jpg)
Отчет к педсовету «Стимуляция речевого общения у детей раннего возраста при рассматривании картин и иллюстраций»
Воспитатели могут воспользоваться этим материалом для изучения по плану самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/19/picture-917783-1700412429.jpg)
Буклет для родителей и педагогов "Игры и упражнения, направленные на стимуляцию речевого общения"
Примерно до 7 лет мозг ребёнка работает как устройство для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них основываясь непосредственно на...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/20/picture-1049177-1700494181.jpg)
Опыт работы "Система коррекционной работы с безречевыми детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата"
Опыт содержит описание коорекционной работы с безречевыми детьми со сложной структурой дефекта старшего дошкольного возраста....