Отчет к педсовету «Стимуляция речевого общения у детей раннего возраста при рассматривании картин и иллюстраций»
методическая разработка

Садовникова Татьяна Яковлевна

Воспитатели могут воспользоваться этим материалом для изучения по плану самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад для детей раннего возраста №29 «Рябинка»

Отчёт к педсовету на тему:

«Стимуляция речевого общения у детей раннего возраста при рассматривании картин и иллюстраций»

                                                Подготовила в-ль

                                                                                         Садовникова Т.Я.

 Е. И. Тихеева подчёркивала, что картинкам и картинам «как фактору умственного развития ребёнка должно быть отведено почётное место с первых лет его жизни». Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы представления, ими вызываемые менее ярки, чем те, которые даёт им жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определённы, чем образы вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех её проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Поэтому картины так ценны и значение их так велико. Детей нашей группы мы начали набирать летом 2012 года. В первые дни адаптации дети, отрываясь от родителей, сильно плакали, мы старались отвлечь их от плача разными видами деятельности. Одни дети успокаивались во время игр с водой, дидактическими игрушками, другие – отвлекались от плача при рассматривании предметных картинок, картинок с простым сюжетом, иллюстраций в книжках. Во время рассматривания картинок и иллюстраций у многих детей развивалась пассивная речь, а у Светы М., Миланы М., Ксюши Р. появлялась даже активная. Например, при рассматривании картинок с домашними животными они называли: гав – гав (собачка), мяу (кошка) и т.д. В начале 2012 - 13 уч. года провели мониторинг развития речи детей. Результаты оказались очень слабые. 14% детей имели средний уровень развития, 86% детей -  низкий уровень развития. Активная речь была развита только у Светы М., Миланы М., Ксюши Р., а у остальных -  пассивная. По результатам мониторинга поставили для себя следующие задачи:

1. Расширять запас понимаемых слов;

2. Формировать умение называть простые слова и словосочетания;

3. Отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Что делает?»

4. Выражать просьбу словами.

Одной из наиболее эффективных и продуктивных форм работы является непосредственная образовательная деятельность. Многие знания о предметах дети получают в быту, однако без уточнения и закрепления в непосредственной образовательной деятельности они остаются неполными, т.к. предметы домашнего обихода быстро становятся привычными, теряют новизну. А вот непосредственная образовательная деятельность с картинками, на которых отображены знакомые детям предметы, воспринимаются ими с интересом. Такая непосредственная образовательная деятельность делает педагогический процесс более содержательным, разнообразным, давая возможность развивать речь, мышление и познавательную активность детей. Содержание непосредственной образовательной деятельности определяется программным материалом, расписание непосредственной образовательной деятельности предусматривает переход от простого к более сложному. Таким образом, на следующую неделю непосредственная образовательная деятельность повторяется с усложнением, а потом закрепление. В начале показывали детям предмет: мяч, петушок и т.д., давали возможность внимательно рассмотреть его, обследовать. Затем показывали картинку и говорили: «Аня, смотри, это петушок. Петушок кричит: «Ку – ка – ре - ку». Покажи, где петушок?» Сначала занятия проводили небольшими подгруппами (3 – 4 человека). Учили детей находить изображения предметов или объектов: «Где кошка?», «Где петушок?»; по просьбе «Найди куклу», «Принеси и назови» и т. д. Число картинок, используемых на одном занятии, увеличивали до 6 – 8. Показывая картинки малышам, обращали внимание не только на объект, но и на изображение действий. Например, «Катя, что делает кошка?» «Пьёт молочко»; «Маша, что делает собачка?» «Спит» и т.д. Поэтому на 2 г. ж. мы показывали детям картинки с простым сюжетом. Вначале мы рассказывали о том, какие персонажи нарисованы на картинке, что они делают. Например: «Мальчик играет с собакой», собачка радуется, встаёт на задние лапки, виляет хвостиком. При повторном рассматривании картинки, говорили: «Давайте внимательно посмотрим и расскажем, что нарисовано на картинке. Миша, кто это? Правильно, это мальчик и девочка. Что делает мальчик? Что делает девочка?» Работа по рассматриванию картинок проводилась и в самостоятельной деятельности. Картинки мы с детьми не только рассматривали, но и использовали их при игре в лото. Малыши подбирали картинки ориентируясь на цвет или величину изображений. Например, Стёпа, дай мне картинку, где красная машина, а теперь – где зелёная. Рита, на этой картинке мячик большой, а на этой – маленький. Очень нравится детям раннего возраста чтение потешек с использованием фланелеграфа. В конце 2 г. ж. мы заметили, что наблюдается положительная динамика в освоении детьми речи: одни начинают говорить, чётко произносят слова (Света М., Милана М., Даша Ч., Ангелина Д., Маша К., Катя К.), другие – Мирослав И., Стёпа П., Гена Ф., Катя Т. Хорошо понимают речь, но говорят мало. Серьёзные изменения в развитии речи произошли у Алёши Ф. Он начал говорить сложными предложениями, умел рассказывать сказки по иллюстрациям в книге. В течение всего 2 г. ж. мы проводили работу с родителями. В начале учебного года провели родительское собрание на тему: «Меня понимает только мама», где родители Гены Ф. поделились опытом семейного воспитания по развитию речи. В январе для родителей детей 2 г. ж. была проведена педагогическая гостиная «Заставим язычок и пальчики трудиться», где родителей познакомили с пальчиковыми играми, которые они -могут использовать в играх со своими детьми. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, несомненно помогает в организации речевых занятий дома. Работа с семьёй на 2 г. ж. велась постоянно, ведь именно в этот период начинает формироваться самостоятельная речь. Так же беседовали с родителями об основных особенностях и задачах развития речи, знакомили с основными условиями, приёмами и методами развития речи детей. Советовали в самостоятельную деятельность малышей вносить картинки, книги с красочными, несложными иллюстрациями, беседовать вместе с детьми по ним, стараться, чтобы ребёнок отвечал на вопросы упрощённым словом, фразой или коротким предложением. В работе с родителями использовали папки – передвижки: «Как помочь ребёнку заговорить», «Слова рекою льются», «Учимся играя» и другие. Также предлагали родителям познакомиться с консультациями «Первые слова», «Как развивать речь детей» и другие. За лето родители помогли оснастить группу, приносили яркий интересный материал, красочные книжки по возрасту, купили картинки с разными видами росписей, из которых мы сделали альбом. Также на 3 г. ж. мы стали использовать новый вид картин – настенных. Они отражают знакомый, но хорошо развёрнутый сюжет «Дети играют в кубики», «Таня и голуби», «Таня не боится мороза» и другие. Дети учатся опираться на жизненные ситуации, оживляя их в памяти. При рассматривании картин у детей развивается потребность выражать свои впечатления словом. При рассматривании картины «Таня и голуби» даём понятие «время года» - малышам оно ещё не доступно, т.к. их опыт ещё невелик. Однако, они замечают, что падают листочки, Таня надела тёплую одежду. «Так бывает, когда приходит осень – говорим мы.» И продолжаем говорить об этом времени года. В результате работы с детьми мы увидели значительные улучшения развития речи детей к началу 3 г. ж. Дети усвоили название предметов, действий, обозначение некоторых качеств и состояний, у них появилась способность обобщения. Слово у детей начало ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру, внешнему виду (например: слово «кукла» обозначает: кукла большая и маленькая, девочка и мальчик). Мы заметили, что стало значительнее число высказываний, в которых дети хотят уточнить цель, причину и следствие заинтересовавших их ситуаций. Рассматривая в книжках иллюстрации автомобиля задаём вопрос: Владик, куда вы с мамой и папой ездили на машине? Владик отвечает на огород. А что там растёт? Во что вы собирали? Зачем поливали? Развитие познавательной активности детей пытаемся также стимулировать при помощи художественной литературы, подбора загадок, стихов, соответствующих возрасту детей. Особенно детям нравятся стихи А. Барто, К. Чуковского. У них уже есть любимые. Дети с удовольствием слушают, а Даша рассказывает: «Добрый доктор Айболит…» Многие дети, такие как Катя К., Гена Ф., Алёша Ф., Ангелина Д., Мирослав И., Даша Ч., Маша К., Рита Ф., Катя Т., Вася З. знают стихи из серии «Игрушки». Они жалеют Мишку, потому что он хороший, успокаивают Таню, которая плачет. С удовольствием слушают и пытаются сами рассказывать сказки: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и т.д. Особенно этот интерес повышается, когда они имеют возможность использовать фигурки настольного театра, фланелеграфа, театра «Томик», при этом у них значительно стимулируется речевая активность. В январе, для ребят другой группы, мы показали сказку «Теремок», где малыши с удовольствием выполняли движения, играли роль мышки, зайки, лисички и т. д. Во время непосредственной образовательной деятельности музыка Ольга Римовна использует картинки музыкальных инструментов, сюжетные картинки по разным временам года, а потом все вместе поём про это песенку: «Осень» Михайленко, «Пришла зима» Р. Раухвергера, «Дед Мороз» Филиппенко, «Зима» Карасёвой и т. д. В высказываниях детей появились трёх и четырёхсловные предложения. Например, Маша К.: «Кукла хочет спать», Вася З. «Я поставил машину в гараж» и т. д. В речи детей в обращении ко взрослому появились вопросительные слова. Например: «Что ты сейчас делаешь? Мы пойдём сегодня гулять?» Все дети стали говорить больше. В повседневной жизни обращаются к сверстникам, взрослым, хотя раньше не проявляли инициативы в речевом общении. Они называют по имени отчеству персонал группы, по имени всех детей, знают размеры, форму предметов, немного путаются в цвете. Малыши уже способны воспринимать сюжетные картинки, у них появился интерес к чтению, рассказыванию, почти все самостоятельно или с помощью взрослого исполняют песенки, потешки. Во время обследования детей логопедом (в октябре 2013 года) четверым детям был поставлен диагноз ЗРР (Мирослав И., Аня В., Тимофей Б., Георгий М.) На данное время только Георгий М. и Мирослав И. остаются на низком уровне развития. На 3 г. ж. работа с родителями продолжилась. В начале учебного года было проведено родительское собрание на тему: «Меня понимают все», где родители активно участвовали, отвечали на вопросы, делились опытами семейного воспитания (Котины, Федины, Захаренковы). В ноябре родители вместе с музыкальным руководителем подготовили сказку «Курочка Ряба», где активно участвовали и дети. Мониторинг речевого развития на начало учебного года у детей 3 г. ж. показал, что 31% детей имеют высокий уровень развития, 48% - средний, а 21% - низкий уровень развития. Исходя из мониторинга поставили для себя задачи на будущее:

  1. Продолжать работу по развитию речи с отстающими детьми (Мирослав И., Аня В., Тимофей Б., Георгий М.);
  2. Продолжать работу с родителями через индивидуальные беседы, консультации, папки – передвижки, родительские собрания, семинары – практикумы.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы развития речи и стимуляции речевой активности у детей раннего возраста.

Как заставить молчуна заговорить? Предлагаемые приемы помогут родителям неговорящих детей добиться от них активных "высказываний" в естественной домашней обстановке....

«Коммуникативно-речевое общение неговорящих детей раннего возраста»

В детском саду, в котором я работаю, сложный контингент воспитанников. Это дети раннего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами, с тяжелыми нарушениями речи, с синдромом Дауна.   Речь ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи ранний возраст. Тема: рассматривание картины из серии «Домашние животные». Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин

Конспект образовательной деятельности  по развитию речи ранний возраст. Тема: рассматривание картины из серии «Домашние животные». Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР...

Стимуляция речевой активности у детей раннего возраста

практические советы родителям, направленные на стимуляцию речи детей раннего возраста...

Коммуникативно-речевое общение неговорящих детей раннего возраста

   Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кудесница»  компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга Ком...

Приёмы стимуляции речевой активности и речевого общения у детей дошкольного возраста

Развитие речи - одна из важнейших, специфически человеческих форм коммуникации. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Язык представляет собой грандиозную по своей сложности...