Доклад на тему: "Развитие речи и речевого общения у детей раннего возраста"
материал по развитию речи на тему

Лукашенко Татьяна Алексеевна

Предварительный просмотр:

Доклад воспитателя Лукашенко Т.А. на тему: «Развитие речи и речевого общения у детей раннего возраста»

В системе дошкольного образования обучение родному языку, развитие речи занимают ведущее место.

Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания.

Анализируя педагогическую литературу я сделала вывод, что для развития речи необходимо учесть следующие условия. Их вы видите на экране

«Ощущения и восприятия – первая ступень познания мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений… Сенсорное, и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий»  (Тихеева И.И. Развитие речи детей.)

При установлении общения ребенка со взрослыми необходимо выполнение двух обязательных условий:

  1. обеспечить частое общение воспитателя с каждым ребенком
  2. воспитывать у детей потребность в общении со взрослыми.

основные задачи развития речи на протяжении всего дошкольного возраста вам представлены на экране. А задачи по развитию речи в раннем возрасте по программе «от Рождения до школы», под  редакцией  Н.Е. Вераксы вы можете более подробно изучить в представленном вам буклете.

Всем известно, что развитие речи неразрывно связано с художественными произведениями.  Припевки, потешки, песенки – первые художественные произведения, которые слышат дети с самого раннего возраст. Взрослые используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.

Термин «фольклор» впервые был введен английским ученым Уильямом Томсом (англ. WilliamThoms) в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и т. д.), так и материальной (жилье, утварь, одежда) культуры народа.

Русский фольклор — собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось.

        Устное  народное  творчество-это  все  то, что  люди  передавали  из  уст  в уста, от одного человека к другому, от  поколения к поколению на  протяжении  веков. Устное – нет письменных источников (тогда не было печатных книг), поэтому существуют варианты разных произведений.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».

Пополнение и изменение предметно-развивающей среды группы сразу привлекло внимание детей. Они с радостью шли в «книжный дом» рассматривали иллюстрации, пересказывали содержание знакомых потешек, сказок.

Режимные моменты также часто спровождалисьпотешками. напрмер

Предлагаю вам посмотреть Видио с умыванием

Вся работа с произведениями включает несколько этапов.

1 этап – Предварительная работа - знакомство  с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки

На этом этапе необходимо как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.

2 этап – Знакомство с художественным произведением

Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.

3   этап - Повторение потешек, сказок,..- повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время. Это помогает закрепить и расширить знания детей

  1. этап – Внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности

Использование этих приемов помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность.

ЯИспользую малые формы фольклора не только в повседневной деятельности и на занятиях по развитию речи, но и вдругих продуктивных видах деятельности. На занятии лепка – лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки».На рисовании рисуем «колобок». Для того, чтобы вызвать положительный настрой к занятию используем загадку, обыгрываем песенкой.

Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.

Я работаю в детском саду совсем недавно. Моим наставником стал педагог с большим стажем. Предлагаю вам посмотреть отрывки открытого занятия Чикуновой Галины Владимировны

Благодаря этой систематичной, планомерной работе мои дети в прошлом учебном году научились понимать речь взрослого, выполняют словесную инструкцию. Многие вступают в диалог со взрослыми и детьми, обращаются с просьбой. На занятиях могут слушать знакомые произведения без показа иллюстраций, помогают воспитателю подговаривать сказки и потешки при пересказе. А также активно рассказывают об изображениях на картинках, игрушках, о событиях из своей жизни.

А я собрала подборку потешек, которой с вами охотно поделюсь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»

В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста....

«Коммуникативно-речевое общение неговорящих детей раннего возраста»

В детском саду, в котором я работаю, сложный контингент воспитанников. Это дети раннего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами, с тяжелыми нарушениями речи, с синдромом Дауна.   Речь ...

Статья на тему «Речь и речевое общение с детьми раннего возраста»

Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспекти...

Коммуникативно-речевое общение неговорящих детей раннего возраста

   Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кудесница»  компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга Ком...

Отчет к педсовету «Стимуляция речевого общения у детей раннего возраста при рассматривании картин и иллюстраций»

Воспитатели могут воспользоваться этим материалом для изучения по плану самообразования...