Речевые пятиминутки в режимных моментах с детьми 5-7 лет с ОНР
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Войтехович Юлия Александровна

Речевые пятиминутки в режимных моментах с детьми 5-7 лет с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_pyatiminutki.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Ручеёк» комбинированного вида

Речевые пятиминутки для режимных моментов в детском саду с детьми 6-7 лет с ОНР

(зимний период)

        Подготовила

Войтехович Ю.А.

Г.о.г. Выкса

Логопедические пятиминутки - это комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи.

Логопедические пятиминутки служат для занятий воспитателей с детьми, содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом.

Использование логопедических пятиминуток, начиная с младшего возраста, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия. Это могут быть игры на развитие слухового внимания и памяти. Такие игры полезны не только детям с речевыми нарушениями, но и детям с нормой речевого развития.

Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в НОД, подвижных игр на прогулке или в свободное время по второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют занятия по автоматизации и дифференциации звуков.

Тема «Зима. Зимующие птицы»

Упражнение «Подскажи словечко». Развитие речевого слуха. Развитие чувства рифмы.

Ты с модницей этой конечно знаком:

Вертушке на месте никак не сидится –

Все хватает своим сюртуком

И шапочкой синей гордится…. (синица)

От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг

И к зиме не улетает

На далекий знойный юг.

Пусть покроют снега груды

И пригорок, и пустырь –

Раз красавец прилетел к нам,

Житель Севера… (снегирь)

Упражнение «У кормушки». Совершенствование грамматического строя речи

(употребление в речи  предлогов)

Поместить на магнитную доску изображение дерева с кормушкой и выполнить действия с контурным изображением зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги. Например:

  • Снегирь летит к кормушке
  • Синица улетает от кормушки
  • Свиристель сидит над кормушкой и т.п.

«Мебель»

Упражнение «Обставим квартиру». Совершенствование навыка слогового анализа слов.  

Игра проводится на магнитной доске. Плоскостные изображения мебели помещаются на доску. Воспитатель предлагает детям рассмотреть мебель, назвать ее, разделить слова – названия мебели на слоги. Под каждое изображение помещается такое количество фишек, сколько слогов в данном названии.

Упражнение «Подскажи словечко». Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов.

 

Костя в комнату вошел,

И поставил сок…(на стол)

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки… (в буфете)

Маша в комнату вспорхнула,

Шарф и плащ взяла… (со стула)

Катя вынула жирафа,

Мяч и гномика… (из шкафа)

Закатила барабан

Наша Оля…(под диван)

Книжку новую Ивана

Я достал… (из-под дивана)

Если хочет Миша спать,

Он приляжет… (на кровать)

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть … (на стуле)

Почитать хотим мы если,

То развалимся … (на кресле)

«Посуда»

Упражнение «У белочки в гостях». Развитие связной речи. Развитие зрительного внимания.

Воспитатель помещает на магнитную доску изображение белочки и праздничного стола. Он объясняет, что белочка ждет гостей и накрывает на стол. Взрослый просит детей запомнить, что белочка поставила на стол. Затем дети должны закрыть глаза, а воспитатель меняет местами посуду на столе. Открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось. Например:

  • Белочка поменяла местами сахарницу и масленку
  • Вместо чайника белочка поставила на стол кофейник
  • Белочка убрала со стола чашку и т.п.

«Новогодний праздник»

Игра на внимание «Хлопни в ладоши»

Хлопните в ладоши, если услышите слова, относящиеся к теме «Новый год»:

хоровод, елочка, диван, Снегурочка, гирлянда, радуга, мишура, облака, праздник, подарки, Африка, костюмы, стихи, песни ...

Упражнение «Подскажи словечко». 

Снег на улице: «Ура!», на дворе стоит…. (Зима)

И свисает низко-низко с крыши хрупкая …. (Сосулька)

Мир раскрашен белым цветом, так бывает только….(Зимой)

В эти дни нас ждет веселье, чудный праздник… (Новый год)

Он с седою бородой. Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес, кто же это? (Дед Мороз)

В кружок ребята собрались и  дружно за руки взялись.

Так возле ёлки в Новый год  все дети водят...(Хоровод.)

«Транспорт»

 

Лото «Транспорт». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Каждый ребенок получает карточку, разделенную на четыре  части. У воспитателя – стопка картинок с изображением транспорта. Воспитатель показывает картинку, дети рассматривают ее. Картинку получает тот, кто первым разделит название картинки на слоги. Победителем считается тот, кто первым получит четыре картинки.

 

Скороговорки

У тракториста с трактором разные характеры. Трактор бурчит, тракторист - молчит. Трактор мочит, тракторист - бурчит.

У Миши машина. У машины шина

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

 

В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

За деревней с утра тарахтят трактора.

«Профессии»

Упражнение «Помоги Незнайке». Звуковой анализ слов КОК, ВРАЧ. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

По предложению воспитателя дети рассматривают изображения кока и врача, а потом выполняют звуковой анализ этих слов и выкладывают их звуковые схемы.

Кок (синий, красный, синий)

Врач (синий, синий, красный, зеленый)

 Затем дети рассказывают о звуковом составе каждого слова:

 - В слове КОК 3 звука, 2 согласных и 1 гласный: К – твердый согласный звук, О – гласный звук, К – твердый, согласный звук.

- В слове ВРАЧ 4 звука, 3 – согласных, и 1 – гласный. В – согласный, твердый звук, Р –согласный, твердый, А – гласный звук, Ч – согласный, мягкий звук.

 По аналогии проводится упражнение на разные лексические темы

Составление и анализ предложений о профессиях (с опорой на картинки). Развитие связной речи. Совершенствование навыка анализа предложений. Например:

«Маляр красит стену валиком»

- В этом предложении 4 слова: маляр, красит, стену, валиком

«Труд на селе зимой»

Лото «Профессии». Деление на слоги слов-названий профессий. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Каждый ребенок получает игровое поле, разделенное на четыре  части. В первой части один квадрат, во второй -2, в 3 – 3, в 4 – 4. Воспитатель помещает на магнитную доску картинки с изображением сельских профессий. Дети получают задание рассмотреть, назвать картинку, а потом разделить  их названия на слоги. Получает картинку тот, кто первым поднимет руку и правильно разделит слово на слоги. Побеждает тот, кто первым закроет свое игровое поле картинками.

 

Скороговорки

Стоит воз овса,

Возле воза – овца

В сени сено Сеня носит.

Упражнение «Что лишнее?» Развитие связной речи, слухового внимания, мышления.

Воспитатель предлагает вниманию детей цепочки слов. Дети внимательно слушают, определяют, какое слово лишнее, составляют сложноподчиненное предложение, т.е. объясняют, почему лишнее слово. Тематика слов может быть разной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые пятиминутки в режимных моментах воспитателя (практический речевой материал для детей старшей группы)

Эффективность коррекционно-образовательного процесса предусматривает тесное взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями массовых групп. Совместное планирование работы позволяет оптимизировать рабо...

Консультация для педагогов «Логопедические пятиминутки в режимных моментах работы воспитателя»

привлечение воспитателей и родителей к коррекционной работе логопеда....

Семинар-практикум для педагогов "Логопедические пятиминутки в режимных моментах работы воспитателя"

Цель: привлечение воспитателей и родителей к коррекционной работе логопеда.Задачи:- познакомить воспитателей и родителей с играми, способствующими развитию у детей слухового внимания и памяти, фо...