Технологическая карта
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Кузнецова Лилия Александровна

Технологическая карта праздник Осенины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Досуг с детьми306.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 Колпинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

Технологическая карта 

 мастер-класса 

 

тема: «Осенние посиделки у самовара»

 

 

                                                                                                                                                       

 

 

 

 

Санкт -Петербург

2021

 

 

Тема мастер-класса: «Осенние посиделки у самовара»

Актуальность

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка.

Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это в свою очередь, приводит к формированию уверенности в себе.

        К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.         

.Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

      А фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

        Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.         Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие.

        Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое.

Цель: формировать у педагогов умения организовывать совместную проектную деятельность с детьми и родителями по направлению развитие речи дошкольников , через песенно–игровые традиции, календарно – обрядовые праздники..

Задачи:

Образовательные: 

-расширение знаний в области традиций русского народа, в том числе традиций устаревания посиделок

- повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста, через песенно–игровые традиции, календарно – обрядовые праздники.

 Развивающие: 

 -активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

 -Воспитательные:  воспитывать любовь к народному искусству, к традициям и обычаям, формировать духовно нравственные основы личности

Оборудование:  

1) Самовар

2) интерактивная доска, ноутбук

3) русские народные музыкальные инструменты

4) листы, карандаши,

5) шапка и кепка, кушак

6) Пироги

Используется  игровая педагогическая технология через,

Этапы мастер-класса:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Получение нового материала/знаний.
  4. Практическая работа.
  5. Итог мастер-класса.
  6. Рефлексия.

 

Ход проведения мастер-класса:

 

Этап мастер-класса

 Методы и приёмы 

Хронометраж

   От 40 до

   50 мин

Содержание деятельности воспитателя

Содержание деятельности детей и родителей

Примечание

1.Организацион

ный момент 

 

Сюрпризный момент, проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели практической деятельности

Методы и приемы:

наглядный, словесный, показ

 

3 мин

  Добрый день, уважаемые коллеги! Нам очень приятно видеть вновь всех вас сегодня.  На мастер-классе хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые используются в работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества.. 

Хозяин: (обращаясь к коллегам) 

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на весёлые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы.

Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. Но сегодня мы  будем петь, играть, водить хороводы, какие водили наши прабабушки и прадедушки, когда были молодые.

 

 Проходят в зал,

занимают места согласно картинкам, которые раздали при входе, слушают и отвечают на вопросы.

 

2.Актуализация знаний  

 Проектирование решений проблемной ситуации,

Методы и приемы:

Игровой

 рассказывание (монологическая речь).

 

5 мин

 

Хозяйка: Прошу в избу, во светлицу, но нам нужно пройди через «Ручеек»

Р.Н. игра "Ручеек "

  В ворота ручей бежит

  И тихонько так журчит.

  Ты, дружок, остановись, (останавливаются)

  И друг другу поклонись.  поворачиваются лицом в круг и кланяются)

 После этого, кто был водящим, становится в хоровод, а оставшийся выбирает себе пару, произнося слова: "А я Катеньку люблю и с собой ее возьму) и так же, взявшись за руки, из сцепленных рук делают "ворота" (игра продолжается).

  В конце игры, повернувшись лицом в круг и поклонившись, произносят такие слова:

 Хорошо мы поиграли

 Все друзей своих назвали.

 Слушают, играют в игру «Ручеек»

 Встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Я буду водящим, Мне нужно выбрать себе пару. Водящий, выбрав себе пару, произносит такие слова: "А я Сашеньку люблю и с собой ее возьму", Затем воспитатель и коллнга берутся за руки и держат их высоко над головой.

Из сцепленных рук получаются "ворота", через которые, взявшись за руки хороводным шагом, не наталкиваясь друг на друга, проходят остальные играющие со словами

 

3. Получение нового материала/ знаний.

 «Открытие» педагогами новых знаний, способа действий

 Методы и приемы:

наглядный (иллюстрация, демонстрация), рассказывание (монологическая речь, диалогическая речь)

 

5 мин

  Будьте как дома. Прошу угощения откушать да народные инструменты  послушать.(звучат народные инструменты .нужно отгадать их на слух)  

С давнего времени по сей день живут в народе ярчайшие самоцветы: сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры, которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести.

Хозяин: 

Испокон веков на Руси-матушке

Живёт народ приветливый,

Хранит сказки старинные,

Игры, забавы разные,

Частушки, припевки лукавые,

Поговорки и загадки мудрые. 

 

Хозяйка:

Небылицы в лицах

Сидят в теремах-светлицах,

Щёлкают орешки,

Да творят насмешки.

Педагоги рассматривают картины с изображением народных гуляний и отвечают на вопросы.

.

 

Физминутка

 

(пальчиковая гимнастика)

2 мин

Хозяйка проводит пальчиковую гимнастику.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0c89/0008e628-9870c9bd/hello_html_7396ebd3.jpg

Педагоги повторяют по образцу.

 Поочередно загибаются пальцы .(На название сказки).Четко проговаривая слова.

-Этим сказкам Каждый рад (Хлопают в ладоши)

4. Практическая работа

Самостоятельное применение нового на практике,

 (выполнение работы)

Методы и приемы:

Наглядный: иллюстрация,

демонстрация  

словесный

25мин

   Хозяин: Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни ,прибаутки

 Уважаемые коллеги, я предлагаю вам ненадолго окунуться в мир детства и поиграть с нами. Для этого вы разделены  на три группы: дети, родители, педагоги.

 Родители: Готовятся к Празднику «Осенина» -подготавливаю песни и хороводы.

Дети: Подготавливают сценку: "Небылицы в лицах"

Егор: 

Здорово, Никодим!

 Никодим: 

Здорово, Егор! Откуда идёшь? С кудыкиных гор?

 Егор: 

А как у вас, Никодим, поживают?

 Никодим: 

На босу ногу топор надевают!

Сапогом траву косят,

В решете воду носят.

Наши сани едут сами,

А лошади наши с усами,

Бегают в подполье за мышами!

 Егор: 

Да это же кошки!

 Никодим: 

Комара тебе в лукошке!

Наши кошки живут в гнезде, летают везде,

Прилетели во двор, завели разговор: "Кар-р! Кар-р!"

 Егор: 

Да ведь это же вороны!

 Никодим: 

Мухомор тебе варёный!

Наша-то ворона ушаста,

В огороды шастает часто.

Скок да скок через мосток,

Белым пятнышком хвосток.

 Егор: 

Да ведь это же зайчишка!

 Никодим: 

В нос тебе еловая шишка!

Нашего зайца все звери пугаются,

Прошлой зимою в лютый мороз

Серый зайчище барана унёс.

 Егор: 

Да ведь это же волк!

 Никодим: 

По лбу тебе щёлк!

Неужели не слыхал никогда ты,

Что волки у нас рогаты?

Волк трясёт бородою, пообедал лебедою!

 Егор: 

Да ведь это же козлище!

 Никодим: 

Щелчков тебе тыща!

Наш козёл под корягу ушёл,

Хвостом шевелит,

Ставить сети не велит!

 Егор: 

Да ведь это же налим!

 Никодим: 

Нет, не налим!

Мы про налима так говорим:

Налим Никодим гордится собою,

Налим Никодим носит шубу соболью,

Ни перед кем её не ломает

И шуток не понимает!

(Кланяются)

Педагоги:

 Подготавливаю для работы мнемотаблицы по скороговоркам и пословицам:

-Без труда не вытянешь рыбку из пруда

-Делу время –потехе час.

-На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора

Педагоги разделены по  группам,приступают к выполнению заданий.

                                                                                                                   

.

Выбирают костюмы, работают с интеллектуальной картой, составляют мнемотаблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Итог мастер-класса

 Систематизация знаний.

Методы и приемы:

наглядный (иллюстрации, демонстрация), словесный.

10 мин

А теперь дорогие коллеги, давайте проведем викторину и вспомним форм методы и приемы для создания условий при работе по развитию речи детей  , что мы сегодня узнали и чему научились!

Понравился вам мастер класс?

Что понравилось?

А что не понравилось?                  

 Надеемся, что в своей работе вы будете использовать русский народный фольклор не только для развития речи, а во всех режимных моментах и создания хорошего эмоционального настроя детей

Презентация –викторина.

 

6.Рефлексия

 Обмен мнениями, идеями.

Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки.

Методы и приемы:

наглядный (иллюстрация, демонстрация),  словесный (рассказывание, диалогическая речь).

10 мин.

  Педагог выносят пирог на рушнике.

Дорогих гостей угощаем 
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим!

Педагог 2: 

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Край весёлый наш чудесный,

Как и вся Россия-мать.

 

Всем спасибо за вниманье,

За задор, веселье, смех,

Говорим мы: "До свиданья!"

Педагоги отвечают на вопросы и делятся своим опытом.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...