Речевое развитие левшей.
статья по развитию речи

Левши всегда привлекают, вызывают особый интерес, однако и настораживают. Левши во многих странах, в том числе и в России, долгое время воспринимались негативно.Леворукость - это не отклонение от нормы. А.П. Чуприкова, А. В. Семенович отмечают, что «каждый из нас переживает борьбу двух этих тенденций, но у леворуких людей ее исход предрешен генетически. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_levshey.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие левшей.

Левши всегда привлекают, вызывают особый интерес, однако и настораживают. Левши во многих странах, в том числе и в России, долгое время воспринимались негативно, т.к. считалось, что у левшей низкий интеллект, они предрасположены к различным заболеваниям нервного характера и т.п. и т.д. Также есть данные о том, что среди людей с девиантным поведением процент леворуких значительно выше, чем среди законопослушных граждан.

Наряду с этим, существует иная позиция на левшество, которая заключается в понимании того, что леворукие люди гениальны. Так, например, к известным людям левшам относятся Леонардо да Винчи, Ю.Цезарь, А. Македонский, Л. Кэрролл, Ч. Чаплин многие другие.

Левшой называют человека с леворукостью. Левши составляют около 7% от общей популяции людей.

Выделяют следующие типы леворукости:

-генетическое левшество (в семьям, в которых хотя бы один родитель леворукий, дети-левши появляются чаще 10-12 раз, чем в других семьях);

-компенсаторное левшество (связано с каким-либо поражением мозга, чаще всего левого полушария после получения травмы, каких-либо болезней в раннем возрасте);

-вынужденное левшество (данный тип связан с невозможностью использования правой руки, например, травма, а также возможно является подражанием близким, друзьям);

-псевдолеворукость (у ребенка не сформировалось доминируещее полушарие, поэтому они действуют равноценно и ребенок способен владеть двумя руками одинаково).

Термин «левша» не совсем правильный, вернее будет сказать «леворукий». Леворукий может иметь ведущее правое ухо, глаз и ногу. Поэтому трудно однозначно определить, левша человек или нет.

Левшество - один из вариантов развития организма, который связан с особенностями работы головного мозга. Например, у левшей не сформировано межполушарное взаимодействие и специализация полушарий.

Леворукость - это не отклонение от нормы. А.П. Чуприкова, А. В. Семенович отмечают, что «каждый из нас переживает борьбу двух этих тенденций, но у леворуких людей ее исход предрешен генетически. При начальном развитии речи леворукие дети имеют даже преимущества перед своими праворукими сверстниками, так как речь дошкольников больше связана с эмоциями и непосредственными впечатлениями - той сферой, которая лучше развита у левшей. Лишь позже, к 8-10-летнему возрасту, у большинства детей словесно-логический центр речи занимает свое место в левой височной доле мозга».

Многие леворукие дети имеют нарушения речевого развития, что объясня-ется несформированностью речевого звукоразличения. Поэтому начиная с дошколь-ного возраста ребенка необходимо целенаправленно обучать звуковому анализу, т.е. умению слушать, слышать, выделять звуки, определять их порядок и последователь-ность в слове. Устная речь левшей совершенна, однако, оказывается, что эти дети воспринимают и запоминают чужую речь кусками и просто используют ее.

Также у леворуких детей возникает проблема запоминания слов в том зна-чении, в котором они употребляются взрослыми. Это связано с тем, что у левшей недостаточно хорошо сформированы подкорково-корковыми взаимодействиями и отлажены механизмы парной работы полушарий мозга.

Переучивание ребенка-левши все делать правой рукой нередко приводит к задержке речевого развития и нарушениям речи.

Левое и правое полушарие участвует по-разному организует восприятие и воспроизведение речи:

1. Правое полушарие формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;

2. Формирование структуры лексикона человека происходит за счет сумми-рования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое- на точные, дословно воспринимаемые обозначения.

Люди с поврежденным правым полушарием в большей мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора, со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т.п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.

Правое и левое полушария работают по-разному. Правое полушарие обраба-тывает информацию целостно, т.е. происходит сопоставление сигналов с хранящимися в памяти эталонами акустического образа воспринимаемых слов. Этот механизм обработки речевой информации возможен только при наличии в памяти акустических эталонов для каждого слова.

Роль правого полушария возрастает при восприятии речевых сигналов в помехах

Левое же полушарие воспринимает речь сегментно, т.е. процесс выделения временных составляющих, соответствующих лингвистическим единицам.

Признаки, на которых предположительно базируется целостный способ об-работки (мелодика, ритмика), являются наиболее помехоустойчивыми.

При выработке условного рефлекса в начальной фазе доминирует правое по-лушарие, а во время закрепления этого рефлекса - левое.

Леворукие дети испытывают трудности в обучении, т.к. обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям левшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки. Однако, в настоящее время внимание к леворуким детям усиливаются, создаются различные предметы только для них (ручки, ножницы и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья К ВОПРОСУ О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ЛЕВШЕЙ

В статье рассматривается проблема речевого развития левшей. Проведен обзор особенностей речи левшей, перечислены аспекты для психолого-педагогического сопровождения....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Ребенок-левша и его речевое развитие.

Ребенок-левша и его речевое развитие....

Памятка для взрослых «Особенности развития левшей»

ull; Левша-ребёнок, который все действия делает Лёвой рукой, из-за этого рука более ловкая и сильная. • Особенности развития ребёнка работающего Лёвой рукой:  - Испытывает трудно...

Консультация для родителей "Ребенок-левша и его речевое развитие"

Как показывают специальные исследования, значительный процент леворуких детей имеет нарушения речевого развития вследствие несформированности речевого звуко-различения. Эта сфера психической деятельно...