Конспект непосредственно образовательной деятельности. Коммуникация. Развитие речи. Тема: «Зимушка-зима».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иванова Анна Сергеевна

Коррекционно - образовательные:   Учить расширять представления о зиме, ее приметах.  Учить отвечать на вопросы, развивая  навык слообразования, прививать любовь к поэтическому слову. Учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Уточнить и расширить словарь по теме зима. Учить отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно – развивающие:  Развитие зрительного внимания и восприятия памяти, мышления, связной речи.   Развивать творческое воображение.  Координация речи с движением.

Коррекционно – воспитательные:    Формирование навыков, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви и бережного отношения к природе. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx726.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Коммуникация. Развитие речи. Тема: «Зимушка-зима».


Задачи:

Коррекционно - образовательные:   Учить расширять представления о зиме, ее приметах.  Учить отвечать на вопросы, развивая  навык слообразования, прививать любовь к поэтическому слову. Учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Уточнить и расширить словарь по теме зима. Учить отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно – развивающие:  Развитие зрительного внимания и восприятия памяти, мышления, связной речи.   Развивать творческое воображение.  Координация речи с движением.

Коррекционно – воспитательные:    Формирование навыков, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви и бережного отношения к природе. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

 Словарь:  Зимой,  снеговик, снег,  снежинки.

Материал и оборудование:  Сундучок с заданиями; проектор;  ноутбук,  презентация о зиме, снежок,  мяч,  конфеты.

Предварительная работа: Беседа о зиме, о признаках зимы,   рассматривание картин и иллюстраций,  чтение стихов и пословиц,   наблюдение за погодой на прогулках, отгадывание загадок о зиме?  Подбор прилагательных к слову – Зима.

Ход  занятия

С  целью концентрации внимания до начала занятия в приемной проводиться эмоциональный настрой на занятие.  Педагог предлагает детям пройти в группу и поприветствовать гостей.

Организационный момент

 

Педагог:  Ребята, сегодня пришли к нам гости, давайте их поприветствуем.

Дети:  Здравствуйте.

Педагог организовывает детей  построиться  в круг

Дружно за руки возьмёмся,

И  друг другу улыбнёмся.

Педагог:  Ребята,  а сейчас давайте мы с вами поиграем  в игру «Назови ласково». Я буду бросать вам мяч, и называть ваше имя. А вы называете  свое  имя ласково, и возвращаете мне мяч.        

Игра  «Назови ласково».

Педагог:  Молодцы ребята,  а теперь присаживайтесь  на свои стульчики.

Дети присаживаются полукругом на стулья.

Педагог:  Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

Раздается стук в дверь.  Педагог идет к двери.

Педагог: Ой,  кажешься,  кто – то  к нам стучится в дверь.  Пойду, посмотрю.  Ребята, посмотрите какой красивый сундучок нам принесли.   А на нем лежит красивая открытка.  Помогите, пожалуйста, занести сундучок.  Спасибо ребята за помощь.  Я сейчас прочитаю, что написано в открытке, и мы с вами узнаем от кого же послание.  

Дети помогают занести сундучок и ставят его на небольшой стол.

Педагог:  Здравствуйте дорогие ребята,  пишет вам Зимушка  - Зима,  я принесла вам в группу сундучок с сюрпризом.  Прежде чем вы его откроете вам нужно произнести волшебные слова.

Педагог:   Чик, чук,  чак,  чок  –  открывайся, сундучок! 

Педагог:  Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок). Ребята, сколько здесь много снежинок,  снежинки непростые, а с заданиями.   Педагог достает из сундучка снежинку с заданием,  читает детям.

Первое задание – Ответь на вопросы о зиме.

Педагог: Ребята, слушайте первое задание, которое спрятано на снежинке.  Скажите,  пожалуйста, какое сейчас время года? 

Дети: Зима. 

Показ первого слайда с изображением зимы.

Педагог:  Правильно,  наступила  зима.  А,  кто мне скажет зима, какая?  Например: Если дует  сильный ветер, значит какая зима – ветряная. С неба падает  снег, какая зима – снежная. На улице холодная погода, значит какая зима – холодная.  На улице мороз, какая зима – морозная. На реке лежит лед, значит какая зима – ледяная. Леса и поля покрыты белым снегом, про зиму можно сказать, что она -  белоснежная. На улице сильный мороз,  зима – морозная. На улице красиво зимой, значит зима  - красивая.

Педагог:   Стали дни короче,  солнце светит мало.

                   Вот пришли морозы-

                   И зима настала!

       

        Второе задание – Приметы зимы.

Педагог:    Ребята давайте заглянем в сундучок и посмотрим, что же еще нам приготовила зимушка – зима.  Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы.  Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю снежок из снега и буду вам его бросать, а вы снежок ловите  и обратно возвращаете зимний признак называете?

Игра     *Назови признаки зимы*

Дети: Солнце стоит высоко и греет мало. Небо часто серое, пасмурное.  Зимой бывают метель, вьюга, снегопад.  Реки и озёра покрыты льдом.  На окнах мороз рисует причудливые узоры.  Деревья и кусты стоят без листьев.  Все насекомые спрятались в трещины коры, под листья и в землю.  Остались только зимующие птицы.   Зайчик и белочка поменяли свои шубки.  Люди носят зимнюю одежду.

Педагог:  Молодцы ребята,   вы правильно  назвали  признаки зимы.  Ну, а теперь  я предлагаю вам немножко отдохнуть и провести физминутку.  Педагог предлагает детям встать в круг.

Физминутка по теме недели.

С неба падают снежинки                                  

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Потягивания – руки в стороны.

Не завязнуть  в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.

Вот  лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

Прыжки на месте.

Ну а, мы идем, идем.

И к себе приходим в дом.

Ходьба на месте.

Третье  задание – Рассказ воспитателя -  Здравствуй,  Зимушка - Зима.

Педагог:  Ребята,  а вот и следующее задание.   Педагог предлагает детям прослушать рассказ  называется   Здравствуй,  Зимушка - Зима.

Включение слайда с  изображением  мнемотаблицы

 «Пришла  зима. Выпал белый, пушистый снег.   Холодно на улице.  Дети оделись  в теплую одежду, и пошли гулять. Дети  покатались на санках, на лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой».

Педагог:  Какое наступило время года?

Дети:  Наступила зима.

Педагог: Что сделал снег?

Дети: Выпал снег.

Педагог:  Какой снег?

Дети: Снег белый и пушистый.

Педагог:  Какая погода на улице?

Дети:  На улице холодная погода.

Педагог:  Куда пошли дети?

Дети: Дети пошли гулять на улицу.

Педагог: Как оделись дети?

Дети: Дети оделись в теплую одежду.

Педагог: Что делали дети на прогулке?

Дети: Дети катались на санках, на лыжах, играли в снежки, слепили веселого снеговика.

Педагог: Как вы думаете, понравилось ли детям гулять на улице?

Дети: Да понравилось.

Педагог: Правильно ребята, вы хорошо с правились с заданием.    Сейчас я загляну в сундучок и достану снежинку со следующим заданием. Слушайте внимательно. Дорогие ребята,  вы прослушали рассказ обо мне и ответили на вопросы. Ну, а  теперь попробуйте составить рассказ обо мне самостоятельно.

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

Педагог:  Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки - подсказки. Слушайте внимательно.

Педагог предлагает пересказать   2-3  детям.

Педагог: Молодцы.  Ребята Зимушка - зима приготовила для нас снежинки – загадки. Попробуем отгадать?  Но сначала мы с вами выполним упражнение на развитие дыхания:

Педагог предлагает взять по одной снежинки и выполнить упражнение на развитие дыхания.

С неба падает пушинка

Серебристая снежинка,

Покружилась, покружилась

На ладошку опустилась.

Педагог: А сейчас мы с вами попробуем отгадать загадки.

«Снежинка - загадка»  отгадывание загадок.

Педагог:  снег на полях, лед на реке,

Вьюга гуляет.  В какое время года это бывает? (Зимой)

Включение слайда с изображением зимы.

Он всегда стоит с метелкой,

Но не хочет чистить снег.

Не могу понять я толком,

Кто же этот человек?

Почему ему морозы

И метели ни почем?

Почему весною слезы

По нему текут ручьем? (Снеговик)

Включение слайда с изображением  снеговика.

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)

Включение слайда с изображением  снега.


С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые...
(Снежинки)

Включение слайда с изображением  снежинки.

Педагог: Молодцы ребята, все загадки отгадали. Ну, а с последним заданием  справимся?  Слушайте внимательно.  Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова.

 Игра «доскажи словечко»

 Педагог:  Тихо-тихо, как во сне, падает на землю……снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые……………снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается……………………….снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее…………………………снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в………………….снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился………………………….снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка……………………снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…………………снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил……………снег!

Педагог:  Какие слова вы добавляли?

Дети:  Снег, снежинки, снежок, снеговик.

Педагог:  Ребята, к сожалению, все  снежинки с заданиями  закончились. Ну а теперь давайте вспомним,   о каком времени года мы  говорили?  Какие вы сегодня задания выполняли?  Что Вам понравилось на занятие?  Ребята Зимушка – Зима благодарит вас, что вы справились со всеми заданиями, и она приготовила для вас  сюрприз угощение.

Педагог достает угощение из сундука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «Одежда»

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИТема: «Одежда»...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «Звук [о] и буква Оо »

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИТема: «Звук [о] и буква Оо »...

непосредственная образовательная деятельность- коммуникация (развитие речи). Тема: Волшебный зонтик.

развивитие умений слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них. Способствовать освоению  диалогической речи. Учить понимать речь взрослых. Учить произносить слова отчетливо, верно назыв...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (средняя группа) на тему: "ЗИМУШКА - ЗИМА" (познавательно-речевое направление, образовательная область: коммуникация).

Данный материал представляет собой разработку НОД, направленной на развитиме речи и коммуникативных навыков, а также словесно-логического мышления детей среднего возраста.Своевременное и полноценное о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи тема: «Осень»

·  обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени;·  уточнить названия осенних месяцев;·  конкретизировать знания детей о живой и неживой природе в осенний период време...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности Коммуникация (Развитие речи) Тема: «Вот они дымковские игрушки»

Познавательный материал для детей средней группы в игровоф форме "дымковские игрушки"...