Приобщение детей к художественной литературе
консультация по развитию речи (средняя группа)

Художественная литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий, развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Рассматриваемые вопросы:

  1.  Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  2. Технология работы с текстом (технология продуктивного чтения – формирования типа правильной читательской деятельности).

  1. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитии речи детей.

Художественная литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий, развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

В настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности, как семейное чтение. В таком случае страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо-эмоционального общения с взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления об общении между людьми как таковом. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средству развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также, затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.

Как же ему помочь?

Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих. Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования речевое развитие предполагает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Важнейшим условием реализации этой задачи является знание возрастных особенностей восприятия дошкольников, в данном случае, восприятия произведений художественной литературы.

В 3-4 года (младшая группа) дети понимают основные факты произведения, улавливают динамику событий. Однако понимание сюжета часто бывает фрагментарным. Важно, что понимание связано у них с непосредственным личным опытом. Если повествование не вызывает у них никаких наглядных представлений, не знакомо по личному опыту, то например, Колобок, может быть им более непонятен, чем золотое яичко из сказки «Курочка Ряба».

Малыши лучше осмысливают начало и конец произведения. Представить самого героя, его внешность они смогут, если взрослый предложит им иллюстрацию. В поведении героя они видят только действия, но не замечают его скрытых мотивов поступков, переживаний. Например, они могут не понять истинных мотивов Маши (из сказки «Маша и медведь»), когда девочка спряталась в коробе. Эмоциональное отношение к героям произведения у малышей ярко выражено.

Особенности восприятия литературного произведения детьми младшего дошкольного возраста определяют задачи:

  1. Обогащать жизненный опыт детей знаниями и впечатлениями, необходимыми для осознания литературного произведения.
  2. Помогать соотносить имеющийся детский опыт с фактами литературного произведения.
  3. Помогать устанавливать простейшие связи в произведении.
  4. Помогать видеть наиболее яркие поступки героев и правильно их оценивать.

В 4-5 лет (средняя группа) у детей обогащается опыт знаний и отношений, расширяется круг конкретных представлений. Дошкольники легко устанавливают простые причинно-следственные связи в сюжете. Могут вычленить главное в последовательности действий. Однако скрытые замыслы героев детям еще не понятны.

Ориентируясь на свой опыт и знания норм поведения, чаще всего, дают правильную оценку действиям героя, но выделяют только простые и понятные им поступки. Скрытые мотивы героев по-прежнему не замечают.

Эмоциональное отношение к произведению в этом возрасте более контекстно, чем у 3-летних.

Задачи:

  1. Формировать умение устанавливать в произведении разнообразные причинно-следственные связи.
  2. Обращать внимание детей на разнообразные поступки героя.
  3. Формировать умение видеть простые, открытые мотивы поступков героев.
  4. Способствовать тому, чтобы дети определяли свое эмоциональное отношение к герою и мотивировали его.

В 5-6 лет (старшая группа) дети более внимательно относятся к содержанию произведения, к его смыслу. Эмоциональное восприятие менее выражено.

Дети способны понять события, которых не было в их непосредственном опыте. Они способны установить в произведении многообразные связи и отношения среди героев. Наиболее любимыми становятся «длинные» произведения – «Золотой ключик» А. Толстого, «Чипполино» Д.Родари и др.

Появляется осознанный интерес к авторскому слову, развивается слуховое восприятие. Дети учитывают не только поступки и действия героя, но и его переживания, помыслы. При этом старшие дошкольники сопереживают вместе с героем. Эмоциональное отношение опирается на характеристику героя в произведении и более адекватно авторскому замыслу.

Задачи:

1. Способствовать установлению детьми многообразных причинно-следственных связей в сюжете произведения.

2. Формировать умение анализировать не только действия героев, но и их переживания.

3. Формировать осознанное эмоциональное отношение к героям произведения.

4. Обращать внимание детей на языковую стилистику произведения, авторские приемы изложения текста.

В 6-7 лет (подготовительная группа) дошкольники начинают осмысливать произведения не только на уровне установления причинно-следственных связей, но и понимают эмоциональный подтекст. Дети видят не только разнообразные действия героя, но и выделяют ярко выраженные внешние чувства. Усложняется эмоциональное отношение к героям. Оно зависит не от отдельного яркого поступка, а от учета всех действий на протяжении сюжета. Дети могут не только сопереживать вместе с героем, но и рассматривать события с точки зрения автора произведения.

Задачи:

1. Обогащать литературный опыт дошкольников.

2. Формировать умение видеть авторскую позицию в произведении.

3. Помогать детям осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков.

4. Способствовать умению видеть смысловую и эмоциональную роль слова в произведении.

Знание возрастных особенностей восприятия детьми литературного произведения позволит педагогу разработать содержание литературного образования и на его основе реализовать задачи образовательной области «Речевое развитие».

На основе восприятии выдвигаются следующие задачи по ознакомлению детей с художественной литературой:

  • воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
  • формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
  • воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

Задача детского сада, как отмечала Л.М.Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица…). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д.Ушинского, братьев Гримм, Х.К. Андерсена и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им представления о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. При отборе книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

В детском саду существует методика художественного чтения и рассказывания. М.М. Конина выделяет несколько типов:

Чтение и рассказывание одного произведения.

Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединить произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). В такой образовательной деятельности объединяют новый и уже знакомый материал.

Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника.

б) чтение в сочетании с музыкой. В данном случае учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка.

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

б) настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка»);

в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

Чтение как часть непрерывной образовательной деятельности (НОД):

а) оно может быть логически связано с содержанием НОД (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

б) чтение может быть самостоятельной частью НОД (повторное чтение стихов).

Основными методами ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой являются следующие:

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
  2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
  3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
  4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
  5. Выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой, воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умение чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов в воспитании художественного вкуса.
  6. Всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание.

Краткая вводная беседа подготавливает детей к восприятию произведения. В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать интерес у них можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слышать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». В этом возрасте дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна.

В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликнуться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различаемой на слух форме произведения (стихотворение, проза), а так же и к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты).   Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения,, становится возможен небольшой анализ произведения, т. е. беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, спрашивают, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово разнообразны.

При использовании литературных произведений вне НОД решаются следующие задачи:

Чтение вне НОД дает возможность повторной встречи с книгой. Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований:

  • удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
  • хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
  • эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательным;
  • в литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.

В младших группах литературный центр организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой и часто они используют ее, как игрушку. В литературном центре должны быть 3-4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями. Воспитатель приучает детей к самостоятельному пользованию книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рвать, не мять, не рисовать).

В средней группе литературный центр организуется с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 4-5 книг, материал для ремонта (бумага, клей, ножницы и др.), разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами, коллекция скороговорок и чистоговорок. Требования к книгам те же. В литературном центре можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений. Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращать внимание на последовательность событий. Проводятся беседы о книгах. У детей формируются навыки обращения с книгой.

В старшей и подготовительной группах содержание становится более разносторонним. Количество книг на витрине увеличивается до 8-10, дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Сюда входят русские народные сказки, сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии. Кроме чтения и рассказывания используются также такие формы работы, как беседы о книгах, организуются выставки, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

  1. Технология работы с текстом (технология продуктивного чтения – формирования типа правильной читательской деятельности).

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Проявление интереса дошкольников к книге – необходимое условие развития современного ребенка. Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги дошкольных учреждений. В процессе приобщения ребенка – дошкольника к книге необходимо учитывать особенности восприятия художественного произведения детьми в разный период дошкольного возраста. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

Но чтение по традиционным методикам перестало давать положительный эффект, ведь дети изменились – и мы можем открыть для себя технологию продуктивного чтения, разработанную Н.Н. Светловской.

Этапов работы с текстом – три.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Цель этого этапа – развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов (т. е. развитие умения антиципации – умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации).

  1. Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Чтение фамилии автора и заглавия текста. Рассматривание иллюстрации, которая предшествует тексту. Предположения детей о героях, содержании.
  2. Чтение ключевых (от слова – ключ) слов, которые взрослый заранее вычленяет из текста и записывает на доске. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. Взрослый ставит задачу прочитать текст, «провести диалог с автором» и проверить правильность своих первоначальных предположений.

Что такое диалог с автором?

С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый на сегодняшний день).

С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу:

  • находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;
  • задавать свои вопросы;
  • обдумывать предложения о дальнейшем содержании текста;
  • проверять, совпадают  ли они с замыслом автора;
  • включать воображение.

Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы теста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений. 

II этап. Работа с текстом во время чтения 

Цель этого этапа – достижение понимания текста на уровне содержания.

  1. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями взрослого (комментированное чтение).
  2. Что необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?

а) Необходимо делать остановки во время чтения для комментария, прочитанного, для усилия эмоционального восприятия текста, включения воображения, привлечения внимания к чему-либо и пр.

б) Однако, если в ходе вашего комментария дети высказывают интересные, мотивированные текста суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор. Ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей (субъективной!) точкой зрения.

в) Комментарий должен быть кратким и динамичным. Самая страшная для художественного текста ошибка взрослого – когда он «вязнет» в своих комментариях, формирует громоздкие вопросы и повторяет их по нескольку раз, пытаясь комментировать то, чего нет в тексте ни в скрытой форме. При этом уходит эмоциональная  реакция детей на текст – главная ценность в этом возрасте. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эту эмоциональную реакцию, делают её более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, позвольте им кратко отвечать. Если дети затрудняются, предложите им начала ответа. Подскажите ответ интонацией.

г) Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!

д) Вы комментируете текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца.

е) Прерывание чтения должно происходить естественно, для чего рекомендуется использовать следующие способы:

  • включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели? Представили?» и др.);
  • сам вопрос, который формируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»);
  • постарайтесь избегать при ответах детей слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит», и.т.п.

Словарная работа (объяснение или уточнение значений слов) также ведется по ходу чтения, тогда она становится понятной и мотивированный, так как именно во время чтения воспитателю и детям бывает ясно какие слова нуждаются в толковании.

III этап. Работа с текстом после чтения 

Цель этого этап – достижение понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»).

  1. Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой беседы должно стать понимание основной мысли произведения, того, что автор прямо не высказывал словами, а «спрятал между строк».
  2. Рассказ воспитателя о писателе.
  3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
  4. Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное рисование, составление схем к тексту, инсценирование и др.).

Технология продуктивного чтения является инновационной продуктивной технологией, направленной на формирование позиции активного слушателя детей дошкольного возраста.

Практика использования технологии продуктивного чтения показала эффективность применения данной технологии с детьми дошкольного возраста: дети из пассивных слушателей переходят в слушателей, активно ведущих диалог с автором; у детей формируется осознанное восприятие понимания общего смысла текста, умение извлекать определенную информацию из части текста.

Используемая технология позволяет успешно интегрировать понятия из различных образовательных областей, формировать исследовательские навыки у детей, повышать уровень активной читательской позиции родителей по отношению к тексту и его автору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к художественной литературе.

Приобщение детей к  художественной литературе.    Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.Дошкольное детство – очень важный этап в в...

Приобщение детей к художественной литературе

Методическая разработка .Приобщение детей к художественной литературе...

Приобщение детей к художественной литературе

Не секрет, интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную культуру с каждым годом снижаются. Вовсе не случайно 2003-2012гг. ООН объявила  десятилетием грамотности.       ...

Консультация для воспитателей "Приобщение детей к художественной литературе"

Материал познакомит Вас с созданием условий для приобщения детей к художественной литературе; о содержании работы в процессе совместной деятельности детей и воспитателя; о самостоятельной деятельности...

Приобщение детей к художественной литературе

  Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помог...