Консультация для педагогов «Развитие и обогащение словаря детей в старшем дошкольном возрасте»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Хайбулина Марина Александровна

Консультация для педагогов

«Развитие и обогащение словаря детей в старшем дошкольном возрасте»

Развитие и обогащение словаря дошкольников осуществляется на всех занятиях, а также в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей.

Среди средств развития словаря дошкольников можно выделить беседы, экскурсии, наблюдения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованную деятельность, поручения, труд в уголке природы и на участке детского сада.

Использование средств развития словаря дошкольников должно соответствовать возрастным особенностям детей. Так в младшем дошкольном возрасте проводятся беседы на тему: «Моя семья», «Домашние животные», «Я умею  одеваться» и др. В старшем дошкольном возрасте тематика бесед усложняется.

Дети старшего дошкольного возраста могут задавать большое количество вопросов: «Кто такой президент?», «А есть сейчас короли?», «А что делает мэр города?». Отвечая грамотно на эти и другие вопросы, воспитатель наполняет речь дошкольника социально-политической лексикой, расширяет их знания о государственном и политическом устройстве. В лексиконе детей появляются новые слова: «выборы», «президент», «управление», «Конституция».

Беседы на социальные, нравственные, политические, финансовые темы способствуют расширению словарного запаса старших дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте детей начинают интересовать вопросы, связанные с происхождением вещей. Некоторые дети могут спросить: «А откуда появился первый человек? Кто его родил?», «А откуда взялось солнце?», «Кто придумал шахматы?», «Почему буквы назвали буквами?». Дети постигают сущность рождения и смерти. Они могут неожиданно спросить: «А что такое кладбище?», «Кто такой покойник?». Не следует оставлять такие вопросы без внимания или отвечать односложно. Необходимо в доступной для ребенка форме объяснять значение новых для него слов. Конечно, правильность толкования того или иного слова зависит от общей эрудиции педагога. Воспитатель может и не знать, почему, скажем, слово «азбука» называется именно так. А ребенок может спросить: «А кто придумал слово азбука?». И это будет отнюдь не праздный вопрос, ребенка может действительно интересовать ответ. Если педагог затрудняется с ответом в объяснении значения слова, необходимо, прежде всего, поблагодарить ребенка за интересный вопрос, пообещать выяснить на него ответ, обратиться к этимологическому словарю, справочной литературе, отыскать ответ и преподнести ребенку информацию в доступной для него форме. Например, ответив: «Вчера Саша, меня спросил: «Что означает слово азбука». Это было очень интересный вопрос, мне пришлось посмотреть в словаре. И вот что я узнала: оказывается, раньше у людей не было алфавита, не было азбуки и букв тоже не было. Но на Руси появились умные люди (Кирилл и Мефодий), которые придумали для русских людей азбуку. Раньше буквы назывались не «а, б, в», а «аз, буки, веди». И вот из первых букв произошло название «азбука». Если после такого объяснения у других детей возникнет интерес происхождению слов, то можно поручить некоторым дошкольникам с помощью родителей выяснить их значение. В итоге можно будет провести занятие «Происхождение слов», на котором дети выступят со своими находками.

Чтение художественной литературы представляет собой хорошее средство обогащения словаря дошкольников. Так, после прочтения «Сказки о мертвой царевне» А.С. Пушкина, у некоторых дошкольников появились в лексиконе такие слова, как «гроб», «хрустальный», «спать вечным сном». Они просили перечитывать сказку несколько раз. Потом в играх дети воспроизводили новые для них слова. Игры являются эффективным средством расширения словаря дошкольников [41, с.76].

Дидактические игры способствуют развитию словарного запаса дошкольников. Например, в и игре «Какое небо (трава, деревья)?» дети должны перечислить как можно больше признаков этого предмета «голубое, бездонное, высокое, красивое, прекрасное, осеннее». В игре «Кто так делает?» дошкольники должны назвать действие, а другие дети отгадать, кто может его выполнять. Например, «Кто ползет? (жук ползет, гусеница ползет, змея ползет, время медленно ползет (переносное значение) и т.д.).

Закрепить новые слова можно в ходе игры. Например, игра «Запрещенные слова». Дидактическая задача игры: учить детей произвольно и осознанно подбирать слова, подходящие по смыслу. Правило игры: составлять предложения, не используя «запрещенные слова». Ход игры: детям предлагается ответить на вопрос педагога предложением, не используя «запрещенные слова». Выигрывает тот, кто составит большее количество предложений.

Поэтические строки обогащают речь ребенка, делают ее образной, точной, выразительной.

Экскурсии, выставки, посещение музеев – все эти формы работы способствуют обогащению словаря дошкольников.

На прогулке можно органиовать дидактические игры по расширению словаря детей: «Я знаю пять имен», «Кто больше назовет (животных, видов транспорта и т.д.)?», «Съедобное  - несъедобное», «Летает – не летает», «Земля – воздух – вода» и др.

К указанным формам работы можно добавить еще такие, как: объяснение слова путем использования контекста, введение новых слов в предложения, подбор синонимов, антонимов, употребление форм слова в разных словосочетаниях, упражнения на создание новых слов с помощью суффиксов и префиксов.

Большую роль в обогащении словаря детей играет речь родителей, окружения, в детском саду - воспитателя, а потому речь воспитателя должна быть не только правильной по построению, но и богатой, содержательной, разнообразной по своему словарному составу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие и обогащение словаря детей в среднем дошкольном возрасте»

Развитие и обогащение словаря дошкольников осуществляется на всех занятиях, а также в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей.

Среди средств развития словаря дошкольников можно выделить беседы, экскурсии, наблюдения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованную деятельность, поручения, труд в уголке природы и на участке детского сада.

Использование средств развития словаря дошкольников должно соответствовать возрастным особенностям детей. Так в младшем дошкольном возрасте проводятся беседы на тему: «Моя семья», «Домашние животные», «Я умею  одеваться» и др. В старшем дошкольном возрасте тематика бесед усложняется.

Дети старшего дошкольного возраста могут задавать большое количество вопросов: «Кто такой президент?», «А есть сейчас короли?», «А что делает мэр города?». Отвечая грамотно на эти и другие вопросы, воспитатель наполняет речь дошкольника социально-политической лексикой, расширяет их знания о государственном и политическом устройстве. В лексиконе детей появляются новые слова: «выборы», «президент», «управление», «Конституция».

Беседы на социальные, нравственные, политические, финансовые темы способствуют расширению словарного запаса старших дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте детей начинают интересовать вопросы, связанные с происхождением вещей. Некоторые дети могут спросить: «А откуда появился первый человек? Кто его родил?», «А откуда взялось солнце?», «Кто придумал шахматы?», «Почему буквы назвали буквами?». Дети постигают сущность рождения и смерти. Они могут неожиданно спросить: «А что такое кладбище?», «Кто такой покойник?». Не следует оставлять такие вопросы без внимания или отвечать односложно. Необходимо в доступной для ребенка форме объяснять значение новых для него слов. Конечно, правильность толкования того или иного слова зависит от общей эрудиции педагога. Воспитатель может и не знать, почему, скажем, слово «азбука» называется именно так. А ребенок может спросить: «А кто придумал слово азбука?». И это будет отнюдь не праздный вопрос, ребенка может действительно интересовать ответ. Если педагог затрудняется с ответом в объяснении значения слова, необходимо, прежде всего, поблагодарить ребенка за интересный вопрос, пообещать выяснить на него ответ, обратиться к этимологическому словарю, справочной литературе, отыскать ответ и преподнести ребенку информацию в доступной для него форме. Например, ответив: «Вчера Саша, меня спросил: «Что означает слово азбука». Это было очень интересный вопрос, мне пришлось посмотреть в словаре. И вот что я узнала: оказывается, раньше у людей не было алфавита, не было азбуки и букв тоже не было. Но на Руси появились умные люди (Кирилл и Мефодий), которые придумали для русских людей азбуку. Раньше буквы назывались не «а, б, в», а «аз, буки, веди». И вот из первых букв произошло название «азбука». Если после такого объяснения у других детей возникнет интерес происхождению слов, то можно поручить некоторым дошкольникам с помощью родителей выяснить их значение. В итоге можно будет провести занятие «Происхождение слов», на котором дети выступят со своими находками.

Чтение художественной литературы представляет собой хорошее средство обогащения словаря дошкольников. Так, после прочтения «Сказки о мертвой царевне» А.С. Пушкина, у некоторых дошкольников появились в лексиконе такие слова, как «гроб», «хрустальный», «спать вечным сном». Они просили перечитывать сказку несколько раз. Потом в играх дети воспроизводили новые для них слова. Игры являются эффективным средством расширения словаря дошкольников [41, с.76].

Дидактические игры способствуют развитию словарного запаса дошкольников. Например, в и игре «Какое небо (трава, деревья)?» дети должны перечислить как можно больше признаков этого предмета «голубое, бездонное, высокое, красивое, прекрасное, осеннее». В игре «Кто так делает?» дошкольники должны назвать действие, а другие дети отгадать, кто может его выполнять. Например, «Кто ползет? (жук ползет, гусеница ползет, змея ползет, время медленно ползет (переносное значение) и т.д.).

Закрепить новые слова можно в ходе игры. Например, игра «Запрещенные слова». Дидактическая задача игры: учить детей произвольно и осознанно подбирать слова, подходящие по смыслу. Правило игры: составлять предложения, не используя «запрещенные слова». Ход игры: детям предлагается ответить на вопрос педагога предложением, не используя «запрещенные слова». Выигрывает тот, кто составит большее количество предложений.

Поэтические строки обогащают речь ребенка, делают ее образной, точной, выразительной.

Экскурсии, выставки, посещение музеев – все эти формы работы способствуют обогащению словаря дошкольников.

На прогулке можно органиовать дидактические игры по расширению словаря детей: «Я знаю пять имен», «Кто больше назовет (животных, видов транспорта и т.д.)?», «Съедобное  - несъедобное», «Летает – не летает», «Земля – воздух – вода» и др.

К указанным формам работы можно добавить еще такие, как: объяснение слова путем использования контекста, введение новых слов в предложения, подбор синонимов, антонимов, употребление форм слова в разных словосочетаниях, упражнения на создание новых слов с помощью суффиксов и префиксов.

Большую роль в обогащении словаря детей играет речь родителей, окружения, в детском саду - воспитателя, а потому речь воспитателя должна быть не только правильной по построению, но и богатой, содержательной, разнообразной по своему словарному составу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”.

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"....

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию детей в старшем дошкольном возрасте.

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию детей в старшем дошкольном возрасте....

Консультация для педагогов "Развитие ФЭМП в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов  "Развитие Фэмп в режимнйх моментах с детьми старшего дошкольного возраста...

Консультации для родителей "Развитие математических способностей у детей в старшем дошкольном возрасте".

В консультации предлагаются родителям игры для изучения с детьми математических навыков ( знакомство с величиной. формой, ориентировка в пространстве и времени)....

Консультация для педагогов «Развитие любви и интереса к книге в младшем дошкольном возрасте»

Любой талант нужно открыть, вырастить и воспитать. Читательский талант нужно воспитывать с детства. Только талантливый читатель обладает даром легко  «входить»  в содер...

Консультация для родителей "Как стимулировать познавательное развитие детей в старшем дошкольном возрасте"

В плане-конспекте консультации для родителей представлены рекомендации по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста. ...

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики через лего конструирование в младшем дошкольном возрасте»

Консультация для педагогов«Развитие мелкой моторики через лего конструирование в младшем дошкольном возрасте»Воспитатель МДОУ «Детский сад №8 « Сказка»Сорокина А. А....