пальчиковая гимнастика
картотека по развитию речи

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение.

Развивать малыша с пелѐнок – модно. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, легче и комфортнее, нежели нагружать их раньше срока лишними знаниями. Как же быть?

«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещѐ Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своѐм романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребѐнка.

Пальчиковые игры помогут детям освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность к восприятию художественного слова, развивать память, воображение и речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr_po_temam.docx80.71 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковой гимнастики

 по темам

Тема: Игрушки

Катины игрушки

На большом диване в ряд             (Попеременно хлопают в ладоши , стучат кулаками.
Куклы Танины сидят:                
Два медведя, Буратино,                                Загибают поочередно все пальцы.
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять.                           Разгибают поочередно все пальцы.
Помогаем нашей Тане                                   Попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать.                                 стучат кулаками.)

Есть у нас игрушки                       

Есть у нас игрушки:                          (Хлопки)

Пластмассовые погремушки,           (Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой,                   (Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной,                  (Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный,                        (Руки сложить в круг перед собой)

Шарик легкий надувной,                   (Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой.                   (Хлопают в ладоши)

Я с игрушками играю.

Я с игрушками играю:           (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,            (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,     (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю.        (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

 

Мой мяч.                                                                                                                                  

Мой весёлый круглый мяч,    (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!         (Смена рук.)

Я тебя поймаю,                        (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!                   (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Индюк

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная.                      (Пальчики обеих рук «идут» по столу).

Есть игрушки у меня.                

Есть игрушки у меня:                 (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно) 

Паровоз и два коня,                    (загибают пальчики на обеих руках)

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран

 – Настоящий великан.

Сколько вместе? Как узнать?      (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Помогите сосчитать!

Тема: Наш детский сад

 Этот пальчик хочет спать.                         (поочередно загибать пальцы к ладошке

 Этот пальчик – прыг в кровать!                начиная с мизинца. Затем большим пальцем 

 Этот пальчик прикорнул.                           Касаться всех остальных - «будить»);

 Этот пальчик уж заснул.

 Тише, тише не шуми,

 Пальчики не разбуди.

 Встали пальчики. Ура!                               (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать, 

 В детский сад идти пора.                            Широко расставив пальцы.)

Дружба

Дружат в нашей группе                  (Хлопают в ладоши.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим                    (Стучат кулачками друг об друга.)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять              (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять               (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)       

Мы закончили считать.

Девочки и мальчики

Наши девочки и мальчики                               (дети держат руки на поясе)

Ловко прыгают как мячики                              (прыгают)

Головой слегка качают                                      (качают головой)

И красиво приседают                                         (приседают)

Ручками хлопают вот так, вот так                    (хлопки 4 раза)

Ножками топают вот так, вот так                     (топают 4 раза)

Кулачки сжимают вот так. вот так                    (Показывают один кулачок, портом другой)

Ладошки раскрывают вот так, вот так              (Поочерёдно раскрывают ладошки)

На ладошки мы подуем                                      (Дуют поочерёдно на обе ладошки)

Наши пальчики разбудим.                                 (Шевелят пальчиками)

Тема: Осенняя пора

Осень.

Осень, осень,                                                           - трем ладошки друг о друга

Приходи!                                                                  – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень,                                                           - трем ладошки друг о друга

Погляди!                                                                  – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся,                                       - движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся.                                         – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет,                                        - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее,                                     - разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы,                                     - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится.                        – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем                                  – делаем вид

И ботинки обуваем                                            – постучать ногами

Знаем месяцы:                                                    - похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.                        - кулак, ребро, ладонь

   Осенние листья.

Раз, два, три, четыре, пять,                             - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать.                                  - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы,                                                 - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем                          – пальчики «шагают» по столу.

Осень.

Ветер северный подул,                               - подуть на пальцы

все листочки с липы сдул с-с-с                 – смахивать руками, будто сдувает листочки

Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

кап-кап-кап                                                   – постучать пальцами по столу

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил,                       - постучать кулачками по столу

Снег потом припорошил,                                  - плавные движения вперед-назад кистями

Одеялом их накрыл.                                            - ладони прижать крепко к столу

Осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять,             (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.                      (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы,                                    (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.         («шагаем» по столу средним и указательным                     пальцем)

Осень.

Ветер по лесу летал,                     (Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, Вот кленовый        ( Загибать по одному пальчику)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку            ( Спокойно уложить ладони на стол)

 

Тема: Птицы и животные родного края

Кормушка

Сколько птиц к кормушке  нашей  (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                      (На каждое название птицы загибают по одному  пальчику.)        

Шесть щеглов и голубей,                

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                 (Опять   сжимают   и   разжимают   кулачки.)

Сидит белка.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью-синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Дети  при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).

  Дикие животные.

 На лужок пришли зайчата,  (Сгибание пальцев в кулак в ритме  потешки.)

  Медвежата, барсучата,   (При перечислении животных  считать пальцы на обеих руках  поочерёдно)

  Лягушата и енот:

  На зелёный, на лужок,

  Приходи и ты, дружок.

  Грачи.

 Мы лепили куличи.                                   «Лепить пирожок»

 Прилетели к нам грачи.                   «Помахать крыльями»

 Первый грач испек пирог,                       Загибать пальчики  по очереди на одной руке.

 А второй ему помог.

 Третий грач накрыл на стол,

 А четвертый вымыл пол,

  Пятый долго не зевал

  И пирог у них склевал.

 Раз, два, три, четыре, пять,                      Загибать пальчики на другой руке.

 Выходи грачей считать.

Тема:  Транспорт. ПДД

Транспорт

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – («Пересчет» пальчиков)

О них ты на улице не забывай.      

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)

Машины

По шоссе идут машины,       (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.      (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,                   (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».          (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Транспорт-2.
Будем пальчики сгибать –     (Загибаем пальцы начиная с мизинца)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали.       («Встряхиваем» ладонями)

Машины-2.

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:          (Обеими руками «крутят руль» перед собой).

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз.                      (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

  Лодочка

 Две ладошки прижму                    (Ладони лодочкой, волнообразные  

  И по морю поплыву.                            движения рук.)

  Две ладошки – друзья –

  Это лодочка моя.

  Паруса подниму,                                ( Поднять выпрямленные ладони вверх).

  Синим морем поплыву.

  А по бурным волнам                     (Имитация движений волн и рыбок)..

  Плывут рыбки тут и там.

Дорожных правил очень много.

Дорожных правил очень много.                  («грозят» пальчиками)

Раз - Внимание дорога!                              (загибают поочередно пальцы)

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать                              (хлопки руками)

И всегда их выполнять.                                    (показывают «класс!» большим пальцем)

Гонки

Раз, два, три, четыре, пять.  (возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого)
Можно гонки начинать.        (тоже самое, но начиная с безымянного)
По кругу, по кругу.
Вперед и назад,
Но пальцы машинку мою тормозят. (катают машинку по пальцам, которые слегка согнуты)
Закрылись.                                               (сжимают кулак)
Машинка стоит в гараже
И фары погасли, не светят уже.        (заглядывают в маленькую щелочку в кулаке).

Тема:  Одежда и обувь

Стирка

Раз, два, три, четыре, пять –           (Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать:                 одной руки с пальцами другой руки.)

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.            (Кулачки имитируют стирку.)

Маша варежку надела….

Маша варежку надела:                        (Сжать пальцы в кулачок)

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,                    (Все пальцы разжать, кроме большого)

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла:                      (Разогнуть большой палец).

«Поглядите – ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдёшь,            ( Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

Рукавицы

Вяжет бабушка Лисица   (Поочередно потереть пальцы.)

Всем лисятам рукавицы: Загибаем пальчики).

Для лисенка Саши,

Для лисички Маши,

Для лисенка Коли,

Для лисички Оли,

А маленькие рукавички

Для Наташеньки - лисички.

В рукавичках да-да-да!

Не замерзнем никогда! (Потереть ладони друг о друга).

Обувь

Посчитаем в первый раз,        ( Попеременные хлопки ладонями

Сколько обуви у нас.                и удары кулачками по столу.)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,                  (На каждое название обуви

Да ещё ботинки                                       загибают по одному пальчику, начиная с большого).

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Сто одежек. А. Барто.

Лиф на байке,                         (поочередно загибают пальцы на обеих руках)

Три фуфайки,                          ( одновременно на каждое название одежды)

На подкладке платьице

Шарф на шее,

Шаль большая,

Что за шарик катится?           (пожимают плечами)

Сто одёжек,                             (ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

сто застёжек,

Слово вымолвить не может.   (похлопывают себя по плечам.)

Мама так закутала,

Что не знаю, Тут ли я!             (разводят руки в стороны)

Тема: Азбука вежливости

Доброта

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.                  пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит.         трясем кистями.

Наши пальцы пожалеем –       «моем» руки

Добротой своей согреем.         дышим на них

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять.
Хотят пальчики все спать.
Этот пальчик хочет спать,                     
Разгибаем пальчики.
Этот пальчик лег в кровать,                
 Загибаем, начиная с большого,
Этот пальчик чуть зевнул,
                        постепенно уменьшая громкость речи до шепота.
Этот пальчик прикорнул, 
Этот пальчик уже спит.
Тише-тише не шумите,                       
Приставить указательный палец к губам, затем погрозить им.
Пальчики не разбудите.                      
 Положить ручку «спать» на другую руку и покачать.
Встали пальчики - ура!
                             Последние 2 строчки говорить громко и весело.
Нам гулять идти пора. 

Помощники

Раз, два, три, четыре,                             (Удар кулачками друг о друга.)

Мы посуду перемыли:                           (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку            (Загибают пальчики по одному)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                           (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,                    (Загибают пальчики по одному)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.                          (Удар кулачками друг о друга.)

Дружба

Дружат в нашей группе                  (Хлопают в ладоши.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим                    (Стучат кулачками друг об друга.)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять              (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять               (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)       

Мы закончили считать.

  Помощники-2

  Раз, два, три, четыре,                                                          Удары кулачками др. о друга.

  Мы посуду перемыли:                                          Одна ладонь скользит по другой.

  Чайник, чашку, ковшик, ложку                                    Загибают пальчики, начиная с  большого.

  И большую поварешку.

  Мы посуду перемыли:                                                        Одна ладонь скользит по другой.

  Только чашку мы разбили,                                              Загибают пальчики, начиная с большого.

  Ковшик тоже развалился,

  Нос у чайника отбился.

  Ложку мы чуть-чуть сломали,

  Так мы маме помогали.                                               Удары кулачками др. о друга.

Тема: Моя семья

Семья

Раз, два, три, четыре!    (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!    (хлопают в ладоши)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

Два котенка, мой щегол, сверчок и я    (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

Кто приехал?

   Кто приехал?                            Пальцы обеих рук сложены вместе.

   Мы, мы, мы!                             Быстро хлопают кончики больших пальцев.

  Мама, мама, это ты?                   Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных хлопают.

  Да, да, да!                                 Хлопают кончики больших пальцев.

  Папа, папа, это ты?                    Хлопают кончики указательных.

  Да, да, да!                                       Хлопают кончики больших пальцев.

  Братец, братец, это ты?              Хлопают кончики средних пальцев.

  Да, да, да!                                 Хлопают кончики больших пальцев.

  Ах, сестричка, это ты?               Хлопают кончики безымянных.

  Да, да, да!                                 Хлопают кончики больших пальцев.

  Все мы вместе, да, да, да!              Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши.

Мальчик-пальчик (Народная песенка)

 -Мальчик-пальчик. (Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца).

 Где ты был?

 -С этим братцем-

 В лес ходил.

 С этим братцем-

 Щи варил.

 С этим братцем-

 Кашу ел.

 С этим братцем-

 Песни пел.

   

 Дружная семья

Этот пальчик – дедушка,              (загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!              
 (хлопаем в ладоши)

 Тема: Профессии


 Питер играет с одним молотком,               Кулаком правой руки ударять по столу,

 с одним молотком, с одним молотком,

 Питер играет с двумя молотками,                         Кулаками обеих рук,

 с двумя молотками, с двумя молотками

 Питер играет с тремя молотками,                 Ударяем двумя кулаками и топаем одной ногой,

 с тремя молотками, с тремя молотками

 Питер играет с четырьмя молотками,            Ударяем двумя кулаками и топаем  двумя ногами,

 с четырьмя молотками, с четырьмя  

 молотками,

 Питер играет с пятью молотками,                         Ударяем двумя кулаками и топаем  двумя ногами,

 с пятью молотками, с пятью молотками                   и киваем головой

 

   За работу

    Ну-ка, братцы, за работу.                                Поочередно разгибать пальцы,

    Покажи свою охоту.                                          начиная с большого, а на слова

    Большаку дрова рубить

    Печи все тебе топить,

    А тебе воду носить,

    А тебе обед варить,

    А тебе посуду мыть.

    А потом всем песни петь,

    Песни петь да плясать,                                энергично шевелить пальцами.

    Наших деток забавлять.

 

 Наперсток

  Вышивает, шьет иголка,                            В правой руке воображаемая иголка

  Пальцу больно,                                                  «шьет» и задевает указательный

  Пальцу колко.                                               пальчик на левой руке.

  А наперсток 

  В тот же миг

  К девочке на пальчик                                     Надевают наперсток.

  Прыг!

  Говорит иголке:                                                «Шьют».

  -Шей,

  а колоться ты не смей!                                   Грозят пальчиком.

 Повар 

  Повар готовил обед,                               Ребром ладони стучат по столу.

  А тут отключили свет.                               Загибают большой палец на левой  руке.

  Повар леща берет

   И опускает в компот.                                   Загибают указательный палец.

  Бросает в котел поленья,                          -средний

  В печку кладет варенье                        - безымянный

  Мешает суп кочерыжкой,                         - мизинец

  Угли бьет поварешкой.

  Сахар сыплет в бульон.

  И очень довольный он!                               Разводят руками.

 

 

Почтальон

Что принес нам почтальон?           Сжимать и разжимать кулаки.

С толстой сумкой ходит он.             Шагать пальчиками по столу.

Перевод, журнал, газету,                   Загибать пальцы, начиная с большого.

В бандероли 2 кассеты.

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Пекарь

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки.                                        Выполняем круговые движения ладонями

Да сушки — Ванюшке,                                    Имитируем скатывание колобка.

Да баранки – Танюшке,                              Поочередно соединяем большие пальцы

Да бублики – Мишке,                                       обеих рук с остальными пальцами

Да калачи – Маришке.                                      – упражнение «колечки».

 Тема: Зима. Зимние забавы

Зима

Раз, два, три, четыре, пять         (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять          (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили               (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили        ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались        (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись                (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли          (отряхиваем ладошки)
Суп поели                                      ("едим суп"), 
спать легли                                    (ладошки под щечку).

Снежок
Раз, два, три, четыре,                       
(загибать пальчики) 
Мы с тобой снежок слепили           
(лепить, меняя положение ладоней) 
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(показывают круг, гладят ладони друг о друга) 
Раз – подбросим,                               
("подбросить", посмотреть вверх) 
Два – поймаем.                                 
(" ловят", приседают) 
Три – уроним                                    
(встают, "роняют") 
И … сломаем!                                   
(топают)

Зимние забавы

Лепим мы из снега ком,               (Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом.           (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить,            (Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить             (Соединяют руки в «замок»)

Зима

Пришла зима,                                       трем ладошки друг о друга
Принесла мороз.                                  пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима,                                      трем ладошки друг о друга
Замерзает нос.                                     ладошкой массажируем кончик носа 
Снег,                                                    плавные движения ладонями
Сугробы,                                             кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед.                                               ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед!                    обе руки протянуть вперед

Тема: Природа родного края зимой

Иголки

У сосны, у пихты, ёлки         (дети перекатывают в руках, массируя ладони

Очень колкие иголки,             массажный мячик)

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!      (подбрасывают мячик)

Кормушка

Сколько птиц к кормушке  нашей  (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                      (На каждое название птицы загибают по одному  пальчику.)        

Шесть щеглов и голубей,                

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                 (Опять   сжимают   и   разжимают   кулачки.)

Клён

За окном сосулька тает,

Ветер тучи рвёт в клочки.                                      «Рвать»  клочки,

Разжимает, разжимает                                       разжимать кулачки,

Клён тугие кулачки.

Прислонился он к окошку.                                       ладони вместе прижать к щеке

И, едва растает снег,

Мне зелёную ладошку                                               протянуть ладошки вперед,

Клён протянет раньше всех.                                   сжимать и разжимать кулачки

Край родной

Здравствуй, солнце золотое!                      Потянуться, растопырив пальцы

Здравствуй, небо голубое!                          Помахать «небу»

Здравствуй, вольный ветерок!                   Волнообразные движения кистей рук

Здравствуй, маленький дубок!                   Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!                             «Обнимашки»

Моя страна

Посмотрю на карту я:                вытягивают вперед прямые  ладони              

Вот российская земля.                по очереди соединяют одноименные пальцы рук

Есть леса тут и озера,                       

Горы, реки и моря.                           

Я люблю тебя, Россия,              крепко сжимают  в «замок»                    

Ты же Родина моя!                        прикладывают руки к груди 

 Тема: Мастерская Деда Мороза

 Мороз

Но вечер приближается                (разведите руки в стороны),

Вьюга начинается                         (покачайте над головой руками из стороны в сторону).

 Крепчает мороз                             (с усилием сожмите кулаки)

—Щиплет щеки, щиплет нос        (пальцами слегка ущипните щеки и нос)

Руки стали замерзать                     (потрите ладони)

Надо их отогревать                        (подышите на ладони).

Вечер приближается                      (разведите руки в стороны)

Темнота сгущается.

Нам домой давно пора

—До свиданья! До утра!           (помашите рукой на прощание).

 

  Подарки

  Дед мороз принес подарки:    «Шагают» пальчиками по столу.

  Буквари, альбомы, марки,       На каждое название загибают

  Кукол мишек и машины,          по одному пальчику, сначала на

  Попугая и пингвина,               правой, потом на левой руке.

  Шоколадок пол мешка              Делают из пальчиков правой руки  

  И пушистого щенка!                мордочку щенка, согнуты

  Гав! Гав!                                    средний и указательный пальчики  – «ушки».

Мороз.

Ой, сердит мороз               (качают головой, взявшись за нее руками)

Ветки снегом занес.             (Взмахивают кистями рук)

Хватает за нос.                    (Хватают себя за нос)

Щиплет до слез                   (Щиплют себя за щеки)

Ребятишки не пугаются     (Грозят пальчиком)

И на лыжах                          («Едут на лыжах»)

И на саночках катаются      («Едут на санках»)

Над морозом сердитым потешаются. (Прыгают и одновременно хлопают в ладоши)

 

 Тема: Здравствуй, здравствуй елка! Здравствуй Новый год!

 

На ёлке

 Мы на елке веселились,          Ритмичные хлопки в ладоши

 И плясали, и резвились.         Удары кулачками.

 После добрый Дед Мороз     «шагают» средним и  указательным пальчиками по столу.

 Нам подарки преподнес.        «рисуют» руками большой круг.

  Дал большущие пакеты,

  В них же вкусные предметы:   Ритмичные хлопки в ладоши

  Конфеты в бумажках синих,    Загибают пальчики, начиная с

  Орешки рядом с ними,                                                      большого.

  Груша, яблоко,

  Один золотистый мандарин.

   Елочка

Ждут красавицу колючую                   «Рисуют» руками елочку.

В каждом доме в декабре.                     Делают ладошками «дом».

На ветвях зажгут фонарики,                  Показывают «фонарики».

Искры брызнут в серебре.                      Руки над головой, пальцы оттопырены.

Сразу станет в доме празднично,          Берутся за руки и становятся в хоровод.

Закружится хоровод.

Дед Мороз спешит с подарками,           Идут по кругу с воображаемым
Наступает Новый год.                             
мешком за плечами.

 

Тема:  Декоративно-прикладное искусство 

Кисточка

Кисточку возьмем вот так:          (выполняются движения кистей рук по тексту)

 Это трудно? Нет, пустяк.

Вверх - вниз, вправо - влево

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнем

И опять стучать начнем.

Мы рисуем: раз, раз...                    (хлопаем в ладоши)

Всё получится у нас!                     («выбрасываем» руки вверх)

Рисуем

Держим кисточку вот так:   (большой и указательный пальцы вместе)

Это трудно?                           (указательный палец вверх)

Нет, пустяк!                           (встряхиваем руками)

Вправо-влево, вверх и вниз (движения рук в соответствии с текстом)

 Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.        ( руками очерчиваем круг)

             Закрутилась, как волчок

             За тычком идет тычок!        (Сделать несколько тычков)

Мы веселые матрешки
Мы веселые матрешки,           (Хлопают в ладоши) 
На ногах у нас сапожки,         (Указательным и средним пальцами идут по полу)
В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе) 
Мы похожи словно сестры.    (Руки в замок)

Тема: Зимние виды спорта

Мы с тобой снежок лепили

Раз, два, три, четыре,                                       Загибают пальчики. 

Мы с тобой снежок лепили.                           "Лепят снежок". 

Круглый, крепкий, очень гладкий вместе,     Показывают круг, сжимают ладони гладят ладонью 

И совсем-совсем не сладкий.                          Грозят пальником. 

Раз — подбросим.                                                     "Подбрасывают". 

Два — поймаем.                                               Приседают, "ловят". 

Три — уроним.                                                 Встают, "роняют". 

И... сломаем.                                                     Топают.

 

Десять крепеньких ребят                                 (сжать пальцы в кулак) .

Эти два - всему указки                                         (показать два указательных пальца,

Все покажут без подсказки                                  (придержать их большими пальцами) .

Пальцы - два середнячка                                     (показать два средних пальца,

Два здоровых бодрячка                                        (придерживать их большими пальцами) .

Ну, а эти безымянны молчуны,                           (Показать безымянные пальцы

всегда упрямы.                                                      остальные придерживать большими пальцами) .

Два мизинца-коротышки                                     (показать мизинцы, остальные придерживать ) .

Пальцы главные средь них                                  (показать два больших пальца, остальные в кулаки,

Два больших и удалых.,

Лыжники

Мы бежим с тобой на лыжах                      Дети “скользят” шагают пальцами по столу (на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет                     “Скользят”, делая поочередно движения пальцами 

А потом – на коньках,                                 (“бегут” на коньках)

Но упали мы. Ах!                                        

А потом снежки лепили,                      Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая)       

А потом снежки катили,                                 катят воображаемый комок

А потом без сил упали                                   "кидают друг в друга"

И домой побежали                                          

Мы лепили снежный ком...

Лепим мы из снега ком,                                          (Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом.                                 (Соединяют кончики пальцев рук,  ладони в стороны)

Звери будут в доме жить,                                 (Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить                                 (Соединяют руки в «замок»)

Раз, два, три, четыре, пять,                              (Загибают пальчики) 

Мы с тобой снежок слепили.                           Дети "лепят". 

Круглый, крепкий, очень гладкий                   Показывают круг, сжимают ладони, 

И совсем-совсем не сладкий.                           Грозят пальчиком. 

Раз — подбросим,                                            "Подбрасывают". 

Два — поймаем,                                               "Ловят". 

Три — уроним                                                  "Роняют". 

И... сломаем.                                                      Топают. 

Тема:  Ладушки, ладушки - мы в гостях у бабушки....

Масленица

Положи блинок в ладошку:                               прочертить пальцем круг на ладошке

Угости мурлыку- кошку,                                    загибать поочередно пальцы 

Угости щенка Трезорку,                                     с проговариванием слов по тексту

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.                                     развести ладони в сторону "угощая всех"

Бабушкин хлебушек

Бублик                                                               (большой и указательный пальцы образуют круг)

Баранку                                                             (большой и средний пальцы образуют круг)

Батон                                                                 (большой и безымянный пальцы образуют круг)

И буханку                                                          (большой палец и мизинец образуют круг)

Бабуля из теста                                                 (имитация леки хлеба)

Напекла спозаранку.  

Блины

Бабуля нам печет блины,                   касаемся поверхности стола тыльной стороной

Очень вкусные они.                            касаемся поверхности стола ладонью

Встали мы сегодня рано                        левая рука касается стола ладонью, правая тыльной стороной

И едим их со сметаной!                      левая рука касается стола тыльной стороной, правая ладонью

Угощение

Сушки, сушки, сушки, сушки     (поочередно соединяем колечком большой пальчик с остальными),

Пироги                                           (сложить ладошки вместе, слегка округлив их, в форме пирожка),

Блины                                             (хлопнуть правой ладошкой по левой руке, потом – наоборот),

Ватрушки                                       (протянуть вперед обе раскрытые ладони).

Тема:  Будем в армии служить

Бойцы

Пальцы эти – все бойцы.                                   Растопырить пальцы на обеих руках,

Удалые молодцы.                                               сжать их в кулак.

Два больших и крепких малых                         Приподнять два больших пальца, 

И солдат в боях бывалых.                                        другие крепко прижать к столу.

Два гвардейца – храбреца!                               Приподнять указательные пальцы,

Два сметливых молодца!                                 другие крепко прижать к столу.

Два героя безымянных,                                    Приподнять средние пальцы,   

Но в работе очень рьяных!                               другие крепко прижать к столу.

 Два мизинца – коротышки                              Приподнять безымянные пальцы,

 – Очень славные мальчишки!                         Хлопнуть в ладоши.

Солдаты

Для солдата строго норма:                         Показать два пальца в "рогатке"

Всегда выглаженная форма.                       Сжать руки в кулак оттопырив большой палец "класс"

В руки взял Арсений пультик,                  "Прошагать" пальцами по коленям

Посмотреть хотел он мультик                    Хлопнуть в ладоши

У пограничников есть пост,                       Плотно сжатые пальцы рук приложить к вискам

Под охраной у них мост.                            Ладони плотно прижаты друг к другу, "развести" в мост

Сегодня праздник всех отцов

Сегодня праздник всех отцов,                 Сжимают и разжимают пальцы

Всех сыновей, всех кто готов,                 Хлопают в ладоши

Свой дом и маму защитить,                     Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу

Всех нас от бед отгородить!                    Сжимают и разжимают пальцы

Тема:  В гостях у сказки

Любимые сказки

Будем пальчики считать,                                Хлопают в ладоши

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,                                       Поочередно загибают пальчики на левой руке

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,                               Поочередно загибают пальчики на правой руке

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.                                     Сжимают кулачки

Этим сказкам каждый рад.                              Хлопают в ладоши

Репка

Тянут, тянут бабка с дедкой,                     Дети вытягивают большие пальцы.

Из земли большую репку.                         Указательные.

К ним пришла тут внучка,                        Средние.

Подбежала Жучка,                                     Безымянные.

Кошка тоже потянула.                               Мизинцы.

Хоть держалась крепко,                            Берут репку.

Вытянута репка!                                        Поднимают руки вместе с репкой.

Сказки

Мышка быстренько бежала                         (бег пальцами по столу)

Мышка хвостиком виляла                           (имитация движения)

Ой, яичко уронила                                        (сжатьт ручки в кулачки  «яичко»)

Посмотрите-ка, разбила                               (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили                                      (наклониться)

И водой ее полили                                        (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка              (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем                                     (имитация движения)

И из репы кашу сварим                                ("держим ложку"  имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать                    (хлопаем в ладоши)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться                           ( пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Репка -2

Репку мы сажали                                («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),

Репку поливали                                   (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),

Вырастала репка                                 (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)

Хороша и крепка                                 (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!

Тянем-потянем                                   (руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону),

Вытянуть не можем                           (потрясли кистями рук),

Кто же нам поможет                          (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?

Тянем-потянем, тянем-потянем!

Ух                                                         (расцепили руки, потрясли кистями)!

Вытянули репку.

Тема:  Наступает утро года – начинается весна!

Весна

Вот уж две недели       Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.

Капают капели.

Снег на солнце тает     Руки ладонями вниз разведены в стороны.

И ручьём стекает.        Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

Подснежник

К нам Весна лишь заглянула -  Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула            Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный,              Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник             Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

Первоцвет

Вырос цветок на весенней полянке,        Неплотно соединяют ладони

Нежную голову робко поднял.                Поднимают руки перед собой

Ветер подул - он качнулся неловко,        Покачивают ладонями перед собой

Вперед и назад, налево, направо              Вперед и назад, налево, направо

Сосульки

Шаловливые сосульки                Собрать пальчики вместе (щепоткой)

Сели на карниз.                           Положить руки на колени.

Шаловливые сосульки                Покрутить кистями рук.

Посмотрели вниз.                        Опустить голову вниз.

Посмотрели, чем заняться?        Пожать плечами.

Стали каплями кидаться.            Руками соответствующие движения.

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь,                 В такт наклонять голову вправо – влево.

Кап-кап, дзинь – дзинь.

Посадили зернышко

Посадили зернышко, Нажать на центр ладони пальчиком

Выглянуло солнышко. Кисти сжимаем и разжимаем по очереди

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти — расти! Ладони вместе, руки двигаются вверх

Появляются листочки, Ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно

Распускаются цветочки. Кисти разжимаем по очереди.

Тема:  Кто живет под водой?

Морские животные

Жил да был один дельфин,      перед грудью, плавные движения влево - вправо.

Два конька дружили с ним.      ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх - вниз.

Приплывали к ним киты,          руки сложены накрест, взмахи ладонями.

И акула и моржи.

Те учили их считать:                  сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с большого

Раз, два, три, четыре, пять.        ладони сложены  

Тема:  Космос

В Космосе

В космосе сквозь толщу лет                 (Сжимают и разжимают пальцы рук.)

Ледяной летит объект.                          (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.)

Хвост его-полоска света,                       (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост».)

А зовут объект комета.                         (Сжимают и разжимают пальцы рук.)

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять -                             По одному загибают пальчики на обеих руках.

В космос полетел отряд.                            Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Командир в бинокль глядит,              Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Что он видит впереди?        

Солнце, планеты, спутники, кометы,     Загибают пальчики обеих рук

Большую желтую луну. 

Здравствуй, Солнце золотое!...

Здравствуй, Солнце золотое!                                      Пальцами правой руки по

Здравствуй, небо голубое!                                           По очереди «здороваться» с 

Здравствуй, вольный ветерок!                                    пальцами левой руки,

Здравствуй, маленький дубок!                                    похлопывая друг друга

Мы живем в одном краю -                                                       кончиками.

Всех я вас приветствую!

Луноход

Посмотрите, луноход                                Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук,

По Луне легко идет.                                  переносят на руки часть веса,

Он шагает очень важно,                            а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой.

В нем сидит герой отважный.                   Повторяют четверостишие несколько раз.

На Луне жил звездочет...

На Луне жил звездочет.                        Дети вытягивают перед собой указательные пальцы рук.

Он планетам вел отсчет.                      "Грозят" указательным пальцем правой руки.

Меркурий – раз, Венера – два,             Загибают пальчики по очереди сначала на правой,

Три – Земля, четыре – Марс.                 затем на левой руке

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

Девять – дальше всех Плутон…

Кто не видит – выйди вон!                    "Хлопают" ладонями по коленям.

Тема:  Птичий щебет

Птицы к дому подлетели

Птицы к дому подлетели                   Два больших пальца обхватывают друг друга,

                                                                                 Остальные делают взмахи, как птица крыльями

На кормушку птички сели                 Держим одну ладонь параллельно груди

Стали зернышки клевать                   Другой рукой, большим и указательным пальчиками,

                                                                                  соединенными вместе, ударяем по ладони

И головками кивать                          Соединяем пальчики вместе, изображая голову

                                                                                   птицы и делаем наклоны кистями рук

Сколько птиц к кормушке нашей

Сколько птиц к кормушке нашей           (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                            (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                         (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Птички

Птички прилетели,                                 Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие

крыльями махали                                    пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

Сели. Посидели                                       Кисти рук соединили в замок.

и дальше полетели.                                 Повторяют первое движение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...