Особенности развития экспрессивной речи у детей в дошкольном возрасте.
методическая разработка по развитию речи

Дрожжина Екатерина Олеговна

Представляю Вашему вниманию мастер - класс для педагогов    развитие экспрессивной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

“РОМАШКА”

(МАДОУ «РОМАШКА»)

629400, Россия, ЯНАО, г. Лабытнанги, ул. Комсомольская, 18 а, телефон: (8-34992) 3-10-70, 3-12-12  

 E-mail: romashka@lbt.yanao.ru, ОКПО 26167697; ОГРН 1028900554869; ИНН/КПП 8902009510/890201001

Особенности развития экспрессивной речи у детей в дошкольном возрасте.

Подготовила: учитель-логопед Дрожжина Е.О.

г.Лабытнанги,

2021 г.


Особенности развития экспрессивной речи у детей в дошкольном возрасте.

     Экспрессивная или моторная речь – это процесс воспроизведения подрастающим человеком конкретных звуков и букв с помощью рта и голосовых связок или навыков письма. За эту функцию в детском организме отвечает зона Брока, расположенная в левом полушарии у людей с ведущей правой рукой, или в правом – у тех, кто бытовые действия осуществляет с помощью левой конечности.  

    Формы, относящиеся к экспрессивной речи - устная речь; письменная речь.
   К важнейшим функциям экспрессивной речи  относят: возможность выражать свое эмоциональное состояние (неумение ребенка доносить окружающим о личном отношении к происходящим в его жизни событиям чревато возникновениями неврозов, депрессии, психическим расстройствам); упрощение адаптационного периода ребенка в детском коллективе; формирование предрасположенности к быстрой социализации (воpможность комфортно чувствовать себя в обществе без присутствия родителей).

По общепринятой норме до 7-8 лет ребенок должен овладеть рядом навыков экспрессивной речи, среди которых: гуканье; гуление; смех; плач; лепет; имитация звуков, воспроизводимых родителями; умение описательно воспроизводить свои мысли, возникающее в возрасте 8-9 мес. – 1.2 года (например, вместо конкретного слова «собака», дети говорят «гав-гав»); словарный запас, объемом не менее 200 слов (до 2-х лет); способность формулировать предложения, состоящие, минимум, из 3 слов (в 1.5 – 2 года); расширение словарного запаса в возрасте 4-5 лет (на этом этапе активная лексика ребенка должна состоять из не менее, чем 1500-2000 слов); активное использование всех частей речи во время выражения своих мыслей; способность составлять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения без лексических ошибок; освоение, понимание и использование в речи грамматических правил родного языка;

Расстройство экспрессивной речи широко распространено в группе детей дошкольного возраста — Согласно исследованиям, 3-10% детей-дошкольников сталкиваются с нарушениями экспрессивной речи разной степени тяжести.

   Причины развития расстройства:

Основной причиной развития нарушения считается возникновение органических повреждений определенных участков мозга, контролирующих процессы формирования речи.

Эти повреждения могут возникать как до рождения ребенка, так и после.

Ключевые причины развития отклонения:

  1. Дородовые неблагоприятные воздействия. Это могут быть инфекционные болезни, которые перенесла женщина в процессе вынашивания (к примеру, краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз), острые и хронические отравления токсическими веществами, включая наркотики и алкоголь, нехватка кислорода, резус-конфликты (происходят, если кровь матери имеет отрицательный резус, а кровь ребенка — положительный; иммунная система матери начинает вырабатывать антитела, вредящие плоду), травматические повреждения, сильные стрессы, прием медикаментов, не рекомендованных при беременности.
  2. Родовые травмы, удушье. Крайне неблагоприятно на здоровье ребенка сказываются черепно-мозговые травмы и гипоксия.

Чаще всего они происходят на фоне осложнений в процессе родовой деятельности: слишком медленные или стремительные роды, узкие бедра роженицы, удушение пуповиной, врачебные ошибки.

  1. Черепно-мозговые травмы, полученные в первые месяцы после рождения. Когда младенец начинает достаточно активно шевелиться, он может скатиться с ровной поверхности и удариться головой. Поэтому родителям важно не оставлять его надолго без внимания на подобных поверхностях.
  2. Осложнения после нейроинфекций. Менингит способен оставить после себя множество нарушений и затормозить процесс развития. Важно прививать ребенка согласно календарю и обращаться в больницу при появлении первых признаков инфекционных болезней, чтобы снизить риск возникновения менингита. А чтобы уберечь подрастающего ребенка от энцефалита, важно избегать областей с энцефалитным клещом либо ставить прививки.
  3. Внутримозговые новообразования (опухоли, кисты), затрагивающие центр Брока: область, ответственную за моторный контроль речи.
  4. Крайне неполноценное питание. Эта причина встречается нечасто в развитых странах мира, но широко распространена в неразвитых.

Нехватка питательных веществ ведет к развитию гипотрофии, рахита и других болезней, способных серьезно замедлить процесс развития ребенка.

  1. Неблагоприятная психосоциальная обстановка. Если ребенка часто игнорируют родители, не беседуют с ним, не произносят эмоционально окрашенные высказывания, избегают телесного контакта, это негативно скажется на процессах формирования речи. Моторная алалия и другие нарушения часто встречаются у детей, разлученных с матерями и растущих в сиротских приютах.
    Развитие экспрессивной речи

Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития - создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще.

«Сделай, как я» младший возраст

Взрослый говорит:

Взрослый показывает:

Подними ладошки выше

Поднимает ладони.

И сложи над головой.

Складывает ладони над головой под углом друг к другу.

Что же вышло?

 

Крыша вышла, а под крышей

 

Мы с тобой.

 

Положи ручки на коленочки.

Кладет свои руки на колени.

Подними ладошки выше,

Поднимает ладони.

Поскорее помаши.

Машет кистями рук.

Что же вышло?

 

Птички вышли,

 

Птички очень хороши.

 

Положи ручки на колени,

Кладет свои руки на колени.

Подними ладошки выше,

 

Изогни скорей дугой.

Сгибает ладони.

Что же вышло?

 

Гуси вышли.

 

Вот один, а вот другой.

 

У бабуси жили гуси;

 

Вот один, а вот другой.

 

Положи ручки на колени.

Кладет руки на колени.

Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи, построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопровождаемом движениями, является фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика позволяет ощутить вызываемый звук кинестетически, поиграть с этим слогом, ввести этот слог в ритмические сочетания.

Очень полезно петь гласные с длительным плавным движением рук:

§   «А»: широко разводим руки вперед - в стороны.

§   «У»: плавное движение обеих рук вперед.

§   «О»: плавное движение обеих рук в стороны - вверх.

§   «И»: плавное движение обеих рук в стороны.

§   «Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.

§   «Э»: плавное движение рук в стороны вниз.

«Волшебные очки» 5 лет

Цель: Развитие творческих речевых умений, творческого воображения; овладение понятием времени.

Содержание: Ведущий рассказывает про времена года, как они влияют на природу, животных, людей. Затем говорит: «Вот волшебные очки, они показывают будущее. Через 3 месяца, когда наступит весна, мы посмотрим через них и что мы увидим?» … и т.д.

«Волшебная труба» 4 года

Цель: развитие словаря, воображения, познавательной функции; освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей.
Оборудование: Журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.
Содержание: Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через неё на сказочный персонаж, то он поменяет свои черты характера, например, на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на героев и рассказать, как они изменились.

«Придумай необычное существо» 5 лет

Цель: Развитие словотворчества, воображения, умения анализировать и различать реальные и фантазийные образы; расширение кругозора.
Оборудование: Набор карточек с изображением различных предметов, растений, птиц, животных, цветов, героев сказок и т.п.
Содержание: Дать ребенку сразу две карточки. Пусть малыш придумает такой персонаж, в котором бы соединились свойства сразу двух персонажей. Например, при сложении животных динозавра и свиньи получаем других несуществующих животных: свинозавра или дининью. Таким образом, можно складывать разные слова (дуб + роза = дубороза, стрекоза + козел = стрекозел и т.п.). Не ограничивайте фантазию малыша, впрочем, как и свою! Свойства могут браться от разных растений, птиц, зверей, предметов и пр., лишь бы при этом назывался источник.

Вывод:

Своевременное выявление отклонении речевого развития при условии регулярных занятий с логопедом и психологической коррекции позволяет ребёнку нормально развиваться, и быть успешным в будущем!

Список используемой литературы:

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.

. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста

Овладение речью — один из важнейших этапов развития ребенка среднего возраста. От того, как ребенок овладеет речью, будет зависеть его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие...

Методическая разработка «Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста»

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………..........…..……………...…. 3Глава 1.1. Теоретические основы речевого развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..........……………………....

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на...

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста путем анализа научной литературы....

"Использование мнемотехники в развитии экспрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Начну с притчи. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было тру...