Методическая разработка «Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………..........…..……………...…. 3
Глава 1.
1. Теоретические основы речевого развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..........……………………. 5
1.1.Монологическая речь. Понятие, функции, виды монолога ..….............… 5
1.2.Развитие монологической речи у дошкольников в онтогенезе …......….. 7
1.3. Пересказ, как одна из форм развития связной монологической речи у дошкольников……………..................................................................…........……..…. 12
Глава 2.
Организация и результаты практического исследования………...…….............….. 14
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента…................. 14
2.2. Результаты констатирующего эксперимента………........…....…………. 17
Выводы по второй главе……….........………………………………………… 19
Заключение…………………………………...............……………………..…………. 19
Список использованных источников...….…………………………...………………. 21
Приложения……...............………………………………………………………..…… 23
Приложение 1……………………………………………………………………………
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_dlya_sayta_pereskaz.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 26 комбинированного вида
Василеостровского района города Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Елсакова Екатерина Алексеевна
Санкт-Петербург
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………..........…..……………...…. 3
Глава 1.
1. Теоретические основы речевого развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..........……………………. 5
1.1.Монологическая речь. Понятие, функции, виды монолога ..….............… 5
1.2.Развитие монологической речи у дошкольников в онтогенезе …......….. 7
1.3. Пересказ, как одна из форм развития связной монологической речи у дошкольников……………..................................................................…........……..…. 12
Глава 2.
Организация и результаты практического исследования………...…….............….. 14
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента…................. 14
2.2. Результаты констатирующего эксперимента………........…....…………. 17
Выводы по второй главе……….........………………………………………… 19
Заключение…………………………………...............……………………..…………. 19
Список использованных источников...….…………………………...………………. 21
Приложения……...............………………………………………………………..…… 23
Приложение 1……………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. Старший дошкольный возраст характеризуется существенными изменениями в высшей нервной деятельности, совершенствуется поведение, закладываются основы будущей личности, формируется самосознание, самооценка, увеличивается потребность в общении. Дошкольный возраст – период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь (Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн, А.А.Леонтьев и т.д.) [1, 8, 11, 17].
Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. Связная речь играет огромную роль в формировании личности и социализации ребенка в обществе. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка [4, 5, 10, 11].
Одной из форм связной речи является монологическая речь. Это наиболее сложная форма речи, она носит развернутый характер, требует связного, логически последовательного изложения мыслей, а значит, предварительного продумывания и планирования. Состояние монологической речи является важным диагностическим признаком развития дошкольника, причем не только речевого. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе (Л.А.Леушина, В.В.Гербова, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, О.С.Ушакова, А.М.Бородич и т.д.).
Однако уровень речевого развития многих современных дошкольников не соответствует возрастной норме и вызывает серьезные опасения у специалистов,
педагогов и родителей, соответственно, развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе.
Таким образом, развитие монологической речи детей особенно значимо в предшкольном возрасте, оно является одной из наиболее важных и сложных задач речевого воспитания. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной функцией и ролью в формировании личности [12,13,14,16,18,19].
Следовательно, цель данной работы – выявить особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – монологическая речь детей.
Предмет исследования – пересказ детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и апробировать методику констатирующего эксперимента по исследованию пересказа, как формы монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития пересказа монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Монологическая речь. Понятие, виды монолога.
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и, то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Речь является основным средством человеческого общения. Без
нее человек не имел бы возможности получать и передавать информацию. Он также был бы лишен способности узнать что думают и делают окружающие, его современники и представители прошлых поколений. У него не было бы возможности ни с кем поделиться своими собственными мыслями и чувствами. Благодаря речи индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь лично им приобретенным опытом, обогащается опытом других людей. Речь бывает: устная и письменная, внешняя и внутренняя, диалогическая и монологическая, вербальная и невербальная. [1, 2, 6, 7, 19]
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Она отражается в двух формах: диалоге и монологе. [1, 2, 10, 15, 16, 18]
Монологическая речь – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Монологическая речь не рассчитана на немедленную реакцию слушателей. Такая речь имеет более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая не известна слушателям. Поэтому высказывание развернуто и содержит более полную формулировку информации. Для монолога необходима внутренняя подготовка, предварительное обдумывание высказывание, сосредоточение мысли на главном. Здесь важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическое оформление (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.
Речь в монологической форме в рамках программы средней школы сводится к распространенному ответу на вопрос, сообщению на определенную тему, описанию кадров фильма, рассказа по картине или по серии картин, пересказа.
Различают два основных типа монолога:
1. Монологическая речь в виде целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю, она характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.
2. Монолог, как речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.
Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.
По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
Информационная речь служит для передачи знаний. Говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи - лекции, отчёты, сообщения, доклады.
Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать их восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.
Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к каким-либо действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.
Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако, в определённой степени, монолог - это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. [1, 6, 10, 11, 13, 16, 19]
Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.
1.2. Развитие монологической речи у дошкольников в онтогенезе.
У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитие мышления, деятельности и общения.
На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения с матерью, закладываются основы будущей связной речи. На принципе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей.
К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, которые впоследствии служат для обозначения предметов. Постепенно появляются первые предложения.
На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи.
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, появляются первые обобщения, выводы, умозаключения. Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картине, по игрушке. Однако детские рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого. Дошкольники еще не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей. Ситуативность речи остается преобладающей, хотя идет развитие и контекстной речи, т. е. речи, которая понятна сама по себе.
Психология относит появление монологической речи у детей к пяти годам. В этот период меняется образ жизни ребенка, формируются новые отношения со взрослыми и новые виды деятельности, которые приводят к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний, замыслов. Появляется новая форма речи – сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и увиденном… (Д.Б.Эльконин). В монологическом высказывании ребенок передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, замыслы, впечатления, переживания. В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. [3, 4, 5, 9, 11, 12, 15]
Дети пяти-шести лет должны овладеть основными типами монологической речи: рассказом и пересказом (в их элементарной форме). У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Старшие дошкольники начинают уже более активно участвовать в беседе или разговоре: спорить, рассуждать, довольно мотивированно отстаивать свое мнение, убеждать товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и передачей их качеств, а в большинстве случае вычленяют характерные признаки и свойства, дают развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. [1, 2, 6, 7, 9, 16, 18]
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью становится возникновение планирующей формы речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладение рядом языковых умений:
- соблюдать структуру определенного типа текста, позволяющую достичь поставленной цели,
- строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью,
- отбирать адекватные лексические и грамматические средства,
- пользоваться различными функционально-смысловыми типами речи в зависимости от целей и условий коммуникации,
- соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связи и разнообразных средств. [5, 9, 10, 13, 16, 18, 19]
Таким образом, монологическая речь является структурированной, организованной, требует специального речевого воспитания. Развитие связной монологической речи протекает по схеме: лексико-грамматический строй речи – фразовая речь – рассказывание. Обучение осуществляется с помощью таких форм, как: пересказ, рассказывание по картине, рассказ-описание, творческое рассказывание. В следующем параграфе мы будем изучать пересказ, как одну из форм развития связной монологической речи дошкольников, так как эта форма актуальна для данного возраста.
1.3. Пересказ, как одна из форм развития связной монологической речи у дошкольников.
Как уже говорилось выше, дети пяти-шести лет овладевают основными типами монологической речи: рассказом и пересказом. Однако проблема состоит в том, что ни один ребенок, хорошо и бегло говорящий, не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. Говорящий ребенок всегда имеет в виду лишь содержание своей речи, имеет дело с непосредственно воспринимаемыми образами, мыслями, предметами, которые ребенок хочет как-то выделить или обозначить в своей речи и лишь в очень редких случаях задумывается, как ему необходимо произнести то или иное слово. Дети допускают много ошибок в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения и пользуются однообразными способами связи предложений в тексте. [1, 2, 7, 15, 18, 19]
Исследователи, занимающиеся проблемой развития связной монологической речи (В.П.Глухов, О.С.Ушакова, А.М.Леушина, А.М.Бородич, А.П.Усова, Е.А.Флерина и др.) отмечают, что для детей дошкольного возраста также характерны: нарушение связности, пропуски смысловых звеньев повествования, нарушение логической последовательности повествования, незавершенность микротем, длительные паузы на границах фраз, возвращение к ранее сказанному. Выражены лексические затруднения: недостатки в грамматическом оформлении предложений, бедный запас слов, неправильное оформление связи слов, пропуски слов, ошибки в образовании глагольных форм, дублирование элементов фразы.
Классики отечественной педагогики К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева подчеркивали необходимость обучению детей пересказу, рассказыванию. Они предлагали формы и методы обучения монологической речи. [3, 4, 6, 7, 10, 17, 18]
Самым простым из видов связного высказывания для дошкольников считается пересказ.
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи). [1, 2, 16, 18]
Пересказ – связное выразительное воспроизведение текста прослушанного художественного произведения. Пересказ текста в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении взрослым. При этом он рассматривается, главным образом, как средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов и тем самым обогащения круга представлений и знаний детей. Пересказ способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений, совершенствованию структуры речи, ее выразительных качеств, произношения. Обучение пересказу также способствует развитию восприятия, памяти, внимания. [1, 2, 4, 16, 18]
Таким образом, мы выяснили: дошкольники допускают много ошибок в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения, пользуются однообразными способами связи предложений в тексте, выражены лексические затруднения и т.п. Исследователи, занимающиеся проблемой развития связной монологической речи, подчеркивают необходимость обучению детей пересказу, так как он является самым простым из видов связного высказывания для дошкольников. Пересказ способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений, совершенствованию структуры речи, ее выразительных качеств, произношения.
Прежде чем начинать работу по обучению связной монологической речи дошкольников, нужно определить уровень развития связной речи детей на начальном этапе. Данное исследование представлено ниже в экспериментальной части нашего исследования.
1.4. Основные выводы по первой главе.
1. Монологическая речь – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Она является одной из форм связной речи. Это наиболее сложная форма речи, она носит развернутый характер, требует связного, логически последовательного изложения мыслей, а значит, предварительного продумывания и планирования. Состояние монологической речи является важным диагностическим признаком развития дошкольника. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическое оформление (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.
2. У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитие мышления, деятельности и общения. Психология относит появление монологической речи у детей к пяти годам. В этот период меняется образ жизни ребенка, формируются новые отношения со взрослыми и новые виды деятельности, которые приводят к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний, замыслов. Появляется новая форма речи – сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и увиденном… Старшие дошкольники начинают уже более активно участвовать в беседе, рассуждать, отстаивать свое мнение. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. Появляется умение довольно последовательно составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему.
3.Самым простым из видов связного высказывания для дошкольников считается пересказ. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи). Пересказ способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений, совершенствованию структуры речи, ее выразительных качеств, произношения.
Дошкольники допускают много ошибок в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения, пользуются однообразными способами связи предложений в тексте. Исследователи, занимающиеся проблемой развития связной монологической речи, подчеркивают необходимость обучению детей пересказу, так как он является самым простым из видов связного высказывания для дошкольников.
Прежде чем начинать работу по обучению связной монологической речи дошкольников, нужно определить уровень развития связной речи детей на начальном этапе.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента.
Цель исследования – выявить особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста на основе пересказа.
Задачи исследования:
- Разработать констатирующий эксперимент.
- Апробировать методику констатирующего эксперимента.
- Выявить особенности монологической речи у дошкольников.
При разработке констатирующего эксперимента мы модифицировали «Методику развития речи и обучения родному языку дошкольников» Алексеевой М.М., Яшиной Б.И.
Определили основные требования к тексту для пересказа:
Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:
1. Тексты должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;
2. Иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом; должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь.
Этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Осеевой, Н. Калининой и других.
При интерпретации результатов обследования пересказа отмечаются:
а) понимание содержания излагаемого;
б) самостоятельность пересказа (нуждался ли ребенок в помощи взрослого в виде вопросов, мотивации и т.п.);
в)полнота передачи содержания текста: пересказывает близко к авторскому, опускает важные детали, начинает фантазировать;
г) последовательность изложения:
- передает содержание последовательно, точно;
- переставляет части текста;
- привносит отсутствующие в тексте смысловые единицы;
д) плавность изложения: передает содержание без остановок, длительных пауз, дополнительных слов (например: «Ну как там дальше?» и т.п.);
е) правильность оформления высказываний.
При анализе умения пересказывать необходимо отмечать:
- понимание содержания услышанного;
- самостоятельность составления рассказа;
- точность и полноту изложения;
- последовательность рассказа;
- лексико-грамматическое оформление пересказа.
Схема оценки уровней выполнения задания на пересказ:
I - «хороший» (4 балла)
Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.
II - «удовлетворительный» (3 балла)
Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.
III - «недостаточный» (2 балла)
Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.
IV – « низкий» (1 балл)
Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.
V – задание не выполнено.
Для пересказа мы взяли басню Л.Н. Толстого «Собака и ее тень» (смотри приложение № 1).
Оборудование: игрушка собака, басня Л.Н. Толстого «Собака и ее тень», схема оценки уровней выполнения задания на пересказ, индивидуальные карты особенностей пересказа на каждого ребенка, ручка, жетоны для детей.
Инструкция:
Организационный момент – в группу приходит собака и предлагает детям с ней поиграть…. Затем предлагает послушать историю, которая с ней произошла…
Чтение басни «Собака и ее тень»…
Вопросы к детям:
Как начинается басня? (Собака шла по дощечке через речку..). Что собака несла в зубах? (Мясо). Кого собака увидела в воде? (Себя). Что она подумала? (Что там другая собака мясо несет). И что сделала собака, когда так подумала? (Она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки). Было ли там мясо? (Того мяса вовсе не было). А куда делось свое мясо у собаки? (А свое волною унесло). Чем закончилась басня? (И осталась собака ни при чем). Понравилась вам эта басня? Чем понравилась? (ответы детей).
Пауза (физкультминутка)
А сейчас, ребята, собака хочет с вами поиграть в игру «Кто лучше расскажет басню». Сейчас мы еще раз ее прочитаем и попробуем рассказать.
2.2. Результаты констатирующего эксперимента.
Результаты проведенного исследования позволили нам сформулировать ряд выводов:
- Дети хорошо понимают содержание предложенного текста.
- Из 100% обследуемых дошкольников, лишь 20% самостоятельно без помощи взрослого пересказывают текст.
- У большинства детей нарушена связность текста, присутствуют пропуски смысловых звеньев повествования, искажена логическая последовательность пересказа.
- Большая часть детей допускают ошибки в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения и пользуются однообразными способами связи предложений в тексте.
Таким образом, особенности развития монологической речи дошкольников, полученные путем проведения констатирующего эксперимента, совпадают с особенностями развития монологической речи старших дошкольников, описанных в теоретической части работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены теоретические основы речевого развития детей старшего дошкольного возраста, проведено практическое исследование, цель которого состояла в определении особенностей связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста на основе пересказа. Проведенное нами исследование позволило сделать ряд выводов:
1. Анализ теоретических исследований показал, что монологическая речь - это наиболее сложная форма речи, она носит развернутый характер, требует связного, логически последовательного изложения мыслей, предварительного продумывания и планирования. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Следовательно, развитие монологической речи детей особенно значимо в предшкольном возрасте, оно является одной из наиболее актуальных и сложных задач речевого воспитания.
2. В ходе теоретического исследования было выявлено, что пересказ, как одна из форм развития связной монологической речи у дошкольников, является наиболее простым средством обучения связной речи детей. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи). Пересказ способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений, совершенствованию структуры речи, ее выразительных качеств, произношения.
3. Дошкольники допускают много ошибок в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения, пользуются однообразными способами связи предложений в тексте. Нарушена связность передачи текста, имеют место пропуски смысловых звеньев повествования, нарушена логическая последовательность повествования, дети делают длительные паузы на границах фраз, возвращаются к ранее сказанному. Выражены лексические затруднения: недостатки в грамматическом оформлении предложений, бедный запас слов, неправильное оформление связи слов, пропуски слов, ошибки в образовании глагольных форм, дублирование элементов фразы.
Таким образом, цель данной работы нами достигнута: теоретически обоснованы и практически выявлены особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- 1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400с.
- 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 387с.
- 3. Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки// Дошкольное воспитание. - 1991. - № 5.
4. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений, - М.: «Владос», 2008 – 703 с.
5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Просвещение, 1983. – 537с.
6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада – М.: «Просвещение», 1984. – 198с.
7. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000, 165с.
8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 2004, - 416 с.
9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. – М.: Гном, 2000. – 56с.
10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: «Педагогика», 1986. - 136с.
11.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: «Академия», 1999. – 456с.
12. Немов Р.С. Психология: Учебник, - М.: Высшее образование, 2005. – 639с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.–М.: Просвещение, 1989.–Т. II.– 623с.
14. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: «Владос», 2006. - 366с.
15. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: «Просвещение» 1992. – 143с.
16. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)./Под. ред. Ф.А.Сохина – М.: Просвещение, 1981 – 159с.
17. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебник для студентов вузов,- М, 1998. – 336с.
18. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 56с.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Басня Л.Н.Толстого «Собака и ее тень»
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, - она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло. И осталась собака ни при чем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для успешного общения важную роль играет качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. В каждой из программ, используемых в ДОУ имеется специальный ...
Методические рекомендации к логопедической работе по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Материал включает в себя подробное описание этапов и направлений логопедической работы по развитию монологической речи дошкольников с ОНР, содержание логопедической рабоы по формированию монологическо...
Педагогический проект по развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Сказочная страна". Авторы Степанова Л.Ф.,Даценко А.В.
Проект "Сказочная страна" направлен на развитие связной монологической речи посредством использования сказок у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Данный проект может использоваться...
Якутские народные сказки – как средство развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи р...
Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре.
Игры по развитию диалогической речи детей...
Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка» с использованием, технологии театральной деятельности (инсценировка сказки «Красная Шапочка») и игровой технологии речевого развития
Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка»с использованием, технологии театральной деятельност...
Конспект подгруппового занятия по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Тема: составление описательного рассказа по мнемотаблице по рассказу Сутеева. В.Г. «Что это за птица?»Цель: развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией ...