КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей по развитию связной речи у детей 4-5 лет
материал по развитию речи (средняя группа)

Розова Анастасия Сергеевна

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО-- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.

 

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова(существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

- не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

- у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность:

- имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

 

ПОМНИТЕ!

- Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у

окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

- Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

- Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могутисчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

- Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы.

 

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-5лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

 

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

 

Когда вы, вместе с ребенком, рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации родителям, дидактические и развивающие игры с детьми 5-6 лет...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей по развитию связной речи у детей 4-5 лет

КОНСУЛЬТАЦИЯдля родителейпо развитию связной речиу детей 4-5 лет...

Консультация для родителей по развитию связной речи у детей средней группы.

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоен...

Консультация для родителей Тема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»

Консультация для родителей Тема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»...

Консультация для родителей. Тема: «Развитие связной речи у детей 4-6 лет».

Консультация для родителей.Консультацию подготовила воспитатель: Андрюшкова Е.В.Тема: «Развитие связной речи у детей 4-6 лет». Очень важно стимулировать речевую активность детей, выра...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей по развитию связной речи у детей 4-5 лет

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоен...

Консультация для родителей Тема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»

познакомить родителей с понятием «связная речь», с основными задачами развития связной речи в домашних условиях....