Рабочая программа кружка «От буква к звуку»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Цель: комплексное развитие познавательно - речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Медвежонок»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
детский сад
«Медвежонок»
__________Титомир Т.Г
Рабочая программа кружка «От буква к звуку»
для детей 5-6 лет группа «Пчёлка»
Составил:
воспитатель
Бойчук О.В
2018г
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Цель, задачи.
- Содержание программы
- Организационно - педагогические условия реализации программы
- Планируемые результаты.
- Учебно-тематический план.
- Литература
- Пояснительная записка
Программа кружка «От звука к букве» составлена на основе авторской
парциальной программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и структура программы соответствует ФГОС ДО. Основной задачей данной программы является выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе языка и на этой основе - развитие интереса и способностей к чтению.
Данная задача является логическим продолжением задач по формированию звуковой культуры речи образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного учреждения. Последовательное усвоение понятий «Слово», «Звук», «Слог», «Буква», «Предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольность. Углубление и расширение задач образовательной программы дошкольного учреждения образовательной области «Речевое развитие» решается за счет практического овладения каждым ребенком языковой действительностью, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и морфологии. Реализация программы направлена, прежде всего, на обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребенка-дошкольника. Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции. Распределение учебного материала соответствует возрастным особенностям детей, реальным требованиям современного обучения. Предусматривается работа по развитию графических навыков и моторики с целью подготовки руки ребенка к письму. Развитию мышления также способствует отгадывание детьми загадок, которые широко представлены в программе. Веселые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника, развивают его образное мышление. Содержание программы учитывает индивидуальные возможности ребенка. Педагог может сам выбрать темп прохождения программы, вносить в нее изменения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут, во второй половине дня. Программа соответствует социальному заказу от родителей и желаниям самих детей освоить данный вид деятельности.
- Цель: комплексное развитие познавательно - речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание, к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
- Содержание программы бесплатной образовательной услуги кружка «От слова к звуку»
Раздел I. Развитие фонематического слуха
Знакомство с терминами «слово» и «звук». Формировать умение различать на слух гласные, твердые и мягкие согласные; определять и изолированно произносить первый звук в слове; называть слова с заданным звуком. Ознакомление с делением слов на слоги, с моделированием - изображение слова в виде прямоугольника
Раздел II. Звуковая культура речи
Дифференциация звуков. Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата.
Раздел III. Работа над словарем
Многообразие слов. Слова, похожие по звучанию. Слова, обозначающие действия, признаки. Слова – антонимы.
Раздел IV. Развитие мелкой моторики
Упражнения для рук, ног, туловища. Упражнения для пальцев и кистей рук.
Раздел V. Развитие графических навыков
Рисование горизонтальных и горизонтальных линии, округлых линии, предметов, сочетающих в себе прямые и округлые линии. Штриховка.
- Организационно - педагогические условия реализации программы:
Принципы создания программы
1.Доступность:
- учет возрастных особенностей;
- адаптивность материала к возрасту детей.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.
3. Наглядность материала;
4. Динамичность: интеграция программы в разные виды деятельности;
5. Дифференциация;
- учет возрастных особенностей.
В основе работы используется главный психологический принцип обучения по системе Д.Б.Эльконина - обеспечить практические, материальные действия ребенка со словом.
- Планируемые результаты.
Итогами 1 этапа обучения (звуковая культура речи) является:
- накапливание, уточнение и совершенствование словаря;
- точное употребление нужных по смыслу слов;
-выработка правильного произношения гласных а,о,у,ы,э,и и согласных п,б,т,д,к,г,м,в,ф звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз и подготовке детей к развитию фонематического слуха;
- развитие артикуляционного аппарата;
- умение понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно, развитие моторики, графических навыков;
- расширять знания о предметах окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные;
-выполнять задания в рабочих тетрадях по развитию графических навыков.
Итогами 2 этапа обучения (развитие фонематического слуха) является:
- продолжать знакомство с терминами «слово» и «звук»;
- обращать внимание на длительность звучания слов;
- формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные;
- изолированно произносить первый звук в слове;
- познакомить с делением слов на слоги, с моделированием - изображением слова в виде прямоугольника;
- рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии;
- штриховать различные предметы;
- во время физкультминуток выполнять различные упражнения (для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук) используя веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соотвественно тексту.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Промежуточные результаты:
Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений дети опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые порождаются словообразовательной системой языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка.
- Учебно-тематический план
Тематическое планирование бесплатной образовательной услуги
кружка «От слова к звуку» для детей 4-5 лет
Месяц | Тема | Основное содержание |
сентябрь | 1."Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий. | Игровое упражнение "Обведи правильно" Физкультминутка. Игра с мячом " Моделирование. Игровое упражнение "Дорисуй картинку" |
2." Знакомство с многообразием слов, моделированием". | Игровое упражнение " Назови правильно" Игровое упражнение "Кто внимательный" Физкультминутка. Игра " Встреча друзей" Игра "Загадки-обманки" | |
3.Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие). | Игровое упражнение "Соедини правильно" Игра " загадки - отгадки" Физкультминутка. Игра "Встреча друзей". Игра "Какие бывают слова". Рисование " Иголки" | |
4. Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка. | Игровое упражнение "Кто в домике живет" Физкультминутка "Зарядка" Игра " Подскажи словечко" Игровое упражнение "Соедини правильно" Рисование "солнышко". | |
октябрь | 5. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. | Игровое упражнение "Загадки и отгадки" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка "Игра с пальчиками" Игра " Раздели правильно". |
6.Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках. | Игровое упражнение "Раздели правильно" Игровое упражнение "Загадки и отгадки" Физкультминутка "Игра с пальчиками" Игровое упражнение "Кто кого". | |
7. Знакомство с многообразием слов, игра " Подскажи словечко", нахождение несоответствий в рисунках | Игровое упражнение"Соедини правильно" Игра " Подскажи словечко" Физкультминутке "Встреча друзей" Игровое упражнение "Найди ошибку художника" | |
8. Деление слов на слоги. Рисование дорожек, Заучивание стихотворения Я. Козловского. | Игра "Звуки поменялись местами" Игровое упражнение "Скажи правильно" Физкультминутка "Зарядка" Заучивание стихотворения Я. Козловского | |
ноябрь | 9.Звуки "С-СЬ" (песенки большого и маленького насоса), знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листочков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира. | Игровое упражнение "песенка насоса" Игра " Подскажи словечко" Физическая культура "Пальчики". Рисование "Раскрась листья" |
10.Звуки "З-Зь " (песенки большого комара и меленького комарика), знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б.Заходера, рисование ушей зайчика | Игровое упражнение "Поймай комара" Игра " Загадки и отгадки" Физкультминутка. Игра "Зайке холодно сидеть" Заучивание стихотворения Б. Заходера. Игровое упражнение "Что забыл нарисовать художник". | |
11." Звуки "С-СЬ", "З-ЗЬ", твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках | Игровое упражнение "Помоги животным найти домик" Игра " Подскажи словечко" Игровое упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка. Игра "Зайке холодно сидеть". Игра " Кто внимательный" | |
12.Звук "Ц", рисование огурцов, заучивание стихотворение Г. Сапгира. | Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цыпа" Игра " Закончи предложение" Физкультминутка Игровое упражнение "Цапля" Рисование " Огурцы". | |
декабрь | 13.Звук "Ш"(песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание потешки. | Игра " Подскажи словечко" Игровое упражнение "Будь внимательным" Физкультминутка "Шарик" Рисование "Шарики" Заучивание потешки. |
14. Звук "Ж"(песенка жука), моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И.Солдатенко | Игра " загадки и отгадки" Игровое упражнение "раздели правильно" Игровое упражнение " Будь внимательным" Физкультминутка " Жуки" Рисование "Желуди" | |
15. Звуки "Ш-Ж", моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений. | Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка Игровое упражнение "Соедини правильно" " Повторяем стихи" | |
16. Звук "Щ", моделирование разучивание стихотворения С.Михалкова рисование щеток. | Игра "Подскажи словечко" Игровое упражнение "Соедини правильно" Игра с мячом " Назови скорее" Рисование " Дорисуй щетки" Заучивание стихотворения. | |
январь | 17. Звук "Ч", моделирование, рисование предметов | Игра " Загадки и отгадки" Игровое упражнение " Будь внимательным" Физкультминутка" часы" Игровое упражнение "Помоги девочке" |
18. Звуки "Ч-Щ", моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки. | Разучивание потешки. Игровое упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка. Игра " Черепахи" Игра "Кто внимательный". | |
19. " Звуки "р-рь", закрашивание предметов, заучивание стихотворения О. Высотской. | Игровое упражнение "Как поет мотор" Игра "загадки и отгадки" Физкультминутка. Игра "Зарядка" Игра " Кто внимательный" Заучивание стихотворения | |
20. Звуки "Л-ЛЬ". Моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е.Александровой | Рисование " Неваляшка" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка. "Мы немножко рисовали" Игровое упражнение "Раздели правильно" Заучивание стихотворения | |
февраль | 21. Звуки "М МЬ", рисование мишки. Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. | Заучивание стихотворения Рисование "Мишка" Физкультминутка Игровое упражнение "Раскрась правильно" |
22. Звуки "Б-БЬ". Моделирование, заучивание стихотворения Г.Сапгира, рисование бус. | Игровые упражнения "Подскажи словечко" "Раздели правильно" Игра " Соедини правильно" Физкультминутка. Игра " Буратино" Заучивание стихотворения. | |
23. Звуки "К-КЬ", закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д.Хармса. | Игровое упражнение "Назови первый звук" Игра " Подскажи словечко" Физкультминутка, Игра "Пальчики" Игра " Найди и раскрась" Заучивание стихотворения. | |
24. Звук "Г", нахождение различий в похожих словах | Игра " Подскажи словечко" Упражнение "Раздел правильно" Физкультминутка. Игра"Зарядка" Игра " Кто внимательный" Заучивание стихотворения. | |
март | 25. Звук "Г", нахождение различий в двух похожих рисунках | Игровое упражнение " Раскрась и обведи правильно" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка. Игра "пальчики" Игра "Скворечник" |
26. Звуки "г-к", моделирование, закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной. | Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка "Пальчики" Игра " скворечник" Заучивание стихотворение. | |
27. Звуки "Д-ДЬ", штриховка, рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой. | Игра" Загадки и отгадки" Игровое упражнение "Раскрась правильно" Физкультминутка. Игра "Птички" Игра " Кто внимательный" Заучивание стихотворения. | |
28. Звуки "Т-ТЬ". моделирование, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В. Берестова. | Игровое упражнение "Назови первый звук" Игровое упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка. Игра "Часы" Рисование "Тучи и зонтик" Заучивание стихотворения. | |
май | 29. Звуки "Д-ДЬ", "Т-ТЬ", моделирование, рисование домика, повторение стихотворений. | Игровое упражнение " Обведи правильно" Игровое упражнение "Раздели правильно" Физкультминутка Рисование "домик" Повторяем стихи. |
30. Закрепление пройденного материала (звуки "З-ЗЬ", "ж", "С-СЬ" ) | Игра "Загадки-обманки" Игра "Карусель" Физкультминутка "Пальчики" Игра "Кто в каком домике живет". | |
31" Закрепление пройденного материала. Звуки "Р-РЬ", "Ш", моделирование. | Игра "Звуки поменялись местами" Игровое упражнение "Соедини правильно" Физкультминутка Игра "Загадки и отгадки" | |
32. Закрепление пройденного материала. Звуки "Л-ЛЬ","Б-БЬ". | Игра "Необычный цветок" Игра "Раскрась и обведи правильно" Физкультминутка Игровое упражнение "Соедини правильно" Рисование "Березка" Повторяем стихи. | |
33.Закрепление пройденного материала. | Игра " Звуки поменялись местами" Игровое упражнение "Необычный цветок" Физкультминутка Отгадывание загадок. Игровое упражнение "Раздели правильно" |
Литература
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: «Просвещение», 1985.
- Колесникова Е.В. От слова к звуку (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет). – М.: «Ювента»,2013.
- Колесникова Е.В. Раз-словечко, два - словечко (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет). – М.: «Ювента»,2013.
- Максаков Л.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: «Просвещение», 1988.
- Новоторцева Н.В. Артикуляционная (речевая) гимнастика. - Ярославль: Академия развития, 1996.
- Тумакова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.- М.: «Просвещение», 1991.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: «Лань», 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/23/picture-409384-1393145848.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945711-1504979375.jpg)
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945711-1504979375.jpg)
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/07/picture-1134842-1554637035.jpg)
Рабочая программа кружка "Страна Звуков
Программа кружка по развитию звукопроизношения "Страна Звуков" рассчитана на 1 учебный год (старшая и подготовительная группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/25/picture-1192397-1574677956.jpg)
Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/25/picture-1086253-1603627359.jpg)
«Занятие по кружку«АБВГДейка» «Буква «Х». Звуки «х-хь» -согласные».
Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква».Закрепить умение интонационного выде...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/19/picture-853510-1479557241.jpg)
Рабочая программа кружка по обучению грамоте детей 5-7 лет «От звука к букве»
Цели программы кружкаЦель программы: обучение грамоте детей 5-7 лет;- подготовка дошкольников к обучению в школе, знакомство с буквами, как знаками записи известных им звуков;- речевое развитие детей ...
- Мне нравится (1)