Рабочая программа кружка «От буква к звуку»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Бойчук Олеся Владимировна

Цель: комплексное развитие познавательно - речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ot_zvuka_k_slovu.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Медвежонок»

                                                                                          Утверждаю:

                                                                                          Заведующий МБДОУ

                                                                                          детский сад

                                                                                          «Медвежонок»

                                                                                        __________Титомир Т.Г

Рабочая программа кружка «От буква к звуку»

для детей 5-6 лет группа «Пчёлка»

        

Составил:

воспитатель

Бойчук О.В

2018г

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель, задачи.
  3. Содержание программы
  4. Организационно - педагогические условия реализации программы
  5. Планируемые результаты.        
  6. Учебно-тематический план.         
  7. Литература

                                                                        

  1. Пояснительная записка

      Программа кружка «От звука к букве» составлена на основе авторской

 парциальной программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и структура программы соответствует ФГОС ДО. Основной задачей данной программы является выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе языка и на этой основе - развитие интереса и способностей к чтению.

     Данная задача является логическим продолжением задач по формированию звуковой культуры речи образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного учреждения. Последовательное усвоение понятий «Слово», «Звук», «Слог», «Буква», «Предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольность. Углубление и расширение задач образовательной программы дошкольного учреждения образовательной области «Речевое развитие» решается за счет практического овладения каждым ребенком языковой действительностью, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и морфологии. Реализация программы направлена, прежде всего, на обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребенка-дошкольника. Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции. Распределение учебного материала соответствует возрастным особенностям детей, реальным требованиям современного обучения. Предусматривается работа по развитию графических навыков и моторики с целью подготовки руки ребенка к письму. Развитию мышления также способствует отгадывание детьми загадок, которые широко представлены в программе. Веселые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника, развивают его образное мышление. Содержание программы учитывает индивидуальные возможности ребенка. Педагог может сам выбрать темп прохождения программы, вносить в нее изменения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут, во второй половине дня.  Программа соответствует социальному заказу от родителей и желаниям самих детей освоить данный вид деятельности.

  1. Цель: комплексное развитие познавательно - речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

          Задачи:

-  развивать умение говорить и слушать;

- развивать интерес и внимание, к слову, к собственной речи и речи окружающих;

-  обогащать активный и пассивный словарь;

- развивать звуковую культуру речи детей;

-   развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

-  развивать артикуляционный аппарат;

-  совершенствовать интонационную выразительность речи;

- способствовать развитию графических навыков,

-  формировать навыки самоконтроля и самооценки,

-  развивать мелкую моторику;

-  воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

  1. Содержание программы бесплатной образовательной услуги                      кружка «От слова к звуку»

Раздел I. Развитие фонематического слуха

Знакомство с терминами «слово» и «звук». Формировать умение различать на слух гласные, твердые и мягкие согласные; определять и изолированно произносить первый звук в слове; называть слова с заданным звуком. Ознакомление с делением слов на слоги, с моделированием - изображение слова в виде прямоугольника

Раздел II. Звуковая культура речи

Дифференциация звуков. Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата.

Раздел III. Работа над словарем

Многообразие слов. Слова, похожие по звучанию. Слова, обозначающие действия, признаки. Слова – антонимы.

Раздел IV. Развитие мелкой моторики                                        

Упражнения для рук, ног, туловища. Упражнения для пальцев и кистей рук.

Раздел V. Развитие графических навыков

Рисование горизонтальных и горизонтальных линии, округлых линии, предметов, сочетающих в себе прямые и округлые линии. Штриховка.

  1. Организационно - педагогические условия реализации программы:

Принципы создания программы

1.Доступность:

- учет возрастных особенностей;

- адаптивность материала к возрасту детей.

2. Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному;

- частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.

3. Наглядность материала;

4. Динамичность: интеграция программы в разные виды деятельности;

5. Дифференциация;

- учет возрастных особенностей.

В основе работы используется главный психологический принцип обучения по системе Д.Б.Эльконина - обеспечить практические, материальные действия ребенка со словом.

  1. Планируемые результаты.

Итогами 1 этапа обучения (звуковая культура речи) является:

- накапливание, уточнение и совершенствование словаря;

- точное употребление нужных по смыслу слов;

-выработка правильного произношения гласных  а,о,у,ы,э,и  и согласных  п,б,т,д,к,г,м,в,ф звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз и подготовке детей к развитию фонематического слуха;

- развитие артикуляционного аппарата;

- умение понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно, развитие моторики, графических навыков;

- расширять знания о предметах  окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные;

-выполнять задания в рабочих тетрадях по развитию графических навыков.

Итогами 2 этапа обучения (развитие фонематического слуха) является:

- продолжать  знакомство с терминами «слово» и «звук»;

- обращать внимание на длительность звучания слов;

- формировать  умение различать на слух твердые и мягкие согласные;

- изолированно произносить первый звук в слове;

- познакомить  с делением слов на слоги, с моделированием - изображением слова в виде прямоугольника;

- рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии;

- штриховать различные предметы;

- во время физкультминуток  выполнять различные упражнения (для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук) используя  веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соотвественно тексту.

- Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Промежуточные результаты: 

Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений дети опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые порождаются словообразовательной системой языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка.

  1. Учебно-тематический план

Тематическое планирование бесплатной образовательной услуги

кружка «От слова к звуку» для детей 4-5 лет

Месяц

Тема

Основное содержание

сентябрь

1."Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий.

Игровое упражнение "Обведи правильно"

Физкультминутка. Игра с мячом "

Моделирование.

Игровое упражнение "Дорисуй картинку"

2." Знакомство с многообразием слов, моделированием".

Игровое упражнение " Назови правильно"

Игровое упражнение "Кто внимательный"

Физкультминутка.

Игра " Встреча друзей"

Игра "Загадки-обманки"

3.Сравнение слов  по звучанию, знакомство с протяжностью слов  (длинные, короткие).

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Игра " загадки - отгадки"

Физкультминутка.

Игра "Встреча друзей".

Игра "Какие бывают слова".

Рисование " Иголки"

4. Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.

Игровое упражнение "Кто в домике живет"

Физкультминутка "Зарядка"

Игра " Подскажи словечко"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Рисование "солнышко".

октябрь

5. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги.

Игровое упражнение "Загадки и отгадки"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Физкультминутка "Игра  с пальчиками"

Игра " Раздели правильно".

6.Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках.

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Игровое упражнение "Загадки и отгадки"

Физкультминутка "Игра с пальчиками"

Игровое упражнение "Кто кого".

7. Знакомство с многообразием слов, игра " Подскажи словечко", нахождение несоответствий в рисунках

Игровое упражнение"Соедини правильно"

Игра " Подскажи словечко"

Физкультминутке "Встреча друзей"

Игровое упражнение "Найди ошибку художника"

8. Деление слов на слоги. Рисование дорожек, Заучивание стихотворения Я. Козловского.

Игра "Звуки поменялись местами"

Игровое упражнение "Скажи правильно"

Физкультминутка "Зарядка"

Заучивание стихотворения Я. Козловского

ноябрь

9.Звуки "С-СЬ"            (песенки большого и маленького насоса), знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листочков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира.

Игровое упражнение "песенка насоса"

Игра " Подскажи словечко"

Физическая культура "Пальчики".

Рисование "Раскрась листья"

10.Звуки "З-Зь " (песенки большого комара и меленького комарика), знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б.Заходера, рисование ушей зайчика

Игровое упражнение "Поймай комара"

Игра " Загадки и отгадки"

Физкультминутка. Игра "Зайке холодно сидеть"

Заучивание стихотворения Б. Заходера.

Игровое упражнение "Что забыл нарисовать художник".

11." Звуки "С-СЬ", "З-ЗЬ", твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках

Игровое упражнение

"Помоги животным найти домик"

Игра " Подскажи словечко"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Физкультминутка. Игра "Зайке холодно сидеть".

Игра " Кто внимательный"

12.Звук "Ц", рисование огурцов, заучивание стихотворение Г. Сапгира.

Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цыпа"

Игра " Закончи предложение"

Физкультминутка     Игровое упражнение "Цапля"

Рисование " Огурцы".

декабрь

13.Звук "Ш"(песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание потешки.

Игра " Подскажи словечко"

Игровое упражнение "Будь внимательным"

Физкультминутка "Шарик"

Рисование "Шарики"

Заучивание потешки.

14. Звук "Ж"(песенка жука), моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И.Солдатенко

Игра " загадки и отгадки"

Игровое упражнение "раздели правильно"

Игровое упражнение " Будь внимательным"

Физкультминутка " Жуки"

Рисование "Желуди"

15. Звуки "Ш-Ж", моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений.

Игровое упражнение

"Помоги животным найти свой вагон"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутка

Игровое упражнение "Соедини правильно"

" Повторяем стихи"

16. Звук "Щ", моделирование разучивание стихотворения С.Михалкова рисование щеток.

Игра "Подскажи словечко"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Игра с мячом " Назови скорее"

Рисование " Дорисуй щетки"

Заучивание стихотворения.

январь

17. Звук "Ч", моделирование, рисование предметов

Игра " Загадки и отгадки"

Игровое упражнение " Будь внимательным"

Физкультминутка" часы"

Игровое упражнение "Помоги девочке"

18. Звуки "Ч-Щ", моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки.

Разучивание потешки.

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Физкультминутка. Игра " Черепахи"

Игра "Кто внимательный".

19. " Звуки "р-рь", закрашивание предметов, заучивание стихотворения

 О. Высотской.

Игровое упражнение "Как поет мотор"

Игра "загадки и отгадки"

Физкультминутка. Игра "Зарядка"

Игра " Кто внимательный"

Заучивание стихотворения

20. Звуки "Л-ЛЬ". Моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е.Александровой

Рисование " Неваляшка"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутка. "Мы немножко рисовали"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Заучивание стихотворения

февраль

21. Звуки "М

МЬ", рисование мишки. Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной.

Заучивание стихотворения

Рисование "Мишка"

Физкультминутка

Игровое упражнение

"Раскрась правильно"

22. Звуки "Б-БЬ". Моделирование, заучивание стихотворения Г.Сапгира, рисование бус.

Игровые упражнения "Подскажи словечко"

"Раздели правильно"

Игра " Соедини правильно"

Физкультминутка. Игра " Буратино"

Заучивание стихотворения.

23. Звуки "К-КЬ", закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д.Хармса.

Игровое упражнение "Назови первый звук"

Игра " Подскажи словечко"

Физкультминутка, Игра "Пальчики"

Игра " Найди и раскрась"

Заучивание стихотворения.

24. Звук "Г", нахождение различий в похожих словах

Игра " Подскажи словечко"

Упражнение "Раздел правильно"

Физкультминутка. Игра"Зарядка"

Игра " Кто внимательный"

Заучивание стихотворения.

март

25. Звук "Г", нахождение различий в двух похожих рисунках

Игровое упражнение

" Раскрась и обведи правильно"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Физкультминутка.  Игра "пальчики"

Игра "Скворечник"

26. Звуки "г-к", моделирование, закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной.

Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Физкультминутка "Пальчики"

Игра " скворечник"

Заучивание стихотворение.

27. Звуки "Д-ДЬ", штриховка, рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой.

Игра" Загадки и отгадки"

Игровое упражнение

"Раскрась правильно"

Физкультминутка. Игра "Птички"

Игра " Кто внимательный"

Заучивание стихотворения.

28. Звуки "Т-ТЬ". моделирование, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В. Берестова.

Игровое упражнение "Назови первый звук"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Физкультминутка. Игра "Часы"

Рисование "Тучи и зонтик"

Заучивание стихотворения.

май

29. Звуки "Д-ДЬ", "Т-ТЬ", моделирование, рисование домика, повторение стихотворений.

Игровое упражнение " Обведи правильно"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Физкультминутка

Рисование "домик"

Повторяем стихи.

30. Закрепление пройденного материала (звуки "З-ЗЬ", "ж", "С-СЬ" )

Игра "Загадки-обманки"

Игра "Карусель"

Физкультминутка "Пальчики"

Игра "Кто в каком домике живет".

31" Закрепление пройденного материала. Звуки "Р-РЬ", "Ш", моделирование.

Игра "Звуки поменялись местами"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Физкультминутка

Игра "Загадки и отгадки"

32. Закрепление пройденного материала. Звуки "Л-ЛЬ","Б-БЬ".

Игра "Необычный цветок"

Игра "Раскрась и обведи правильно"

Физкультминутка

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Рисование "Березка"

Повторяем стихи.

33.Закрепление пройденного материала.

Игра " Звуки поменялись местами"

Игровое упражнение

"Необычный цветок"

Физкультминутка

Отгадывание загадок. Игровое упражнение "Раздели правильно"

Литература

  1. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: «Просвещение», 1985.
  2. Колесникова Е.В.  От слова к звуку (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет). – М.: «Ювента»,2013.
  3. Колесникова Е.В.  Раз-словечко, два - словечко (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет). – М.: «Ювента»,2013.
  4. Максаков Л.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: «Просвещение», 1988.
  5. Новоторцева Н.В. Артикуляционная (речевая) гимнастика. - Ярославль: Академия развития, 1996.
  6. Тумакова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.- М.: «Просвещение», 1991.
  7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: «Лань», 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы

Данная программа разработана с целью:  снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...

Рабочая программа кружка "Страна Звуков

Программа кружка по развитию звукопроизношения "Страна Звуков" рассчитана на 1 учебный год (старшая и подготовительная группа)...

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"

Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....

«Занятие по кружку«АБВГДейка» «Буква «Х». Звуки «х-хь» -согласные».

Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква».Закрепить умение интонационного выде...

Рабочая программа кружка по обучению грамоте детей 5-7 лет «От звука к букве»

Цели программы кружкаЦель программы: обучение грамоте детей 5-7 лет;- подготовка дошкольников к обучению в школе, знакомство с буквами, как знаками записи известных им звуков;- речевое развитие детей ...