У нас в гостях собачка Лайка
план-конспект занятия по развитию речи

Подобайлова Екатерина Карловна

логопедическое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл У нас в гостях собачка Лайка81.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального  логопедического занятия

 «У нас в гостях собачка Лайка»

(Постановка звука Л от звука А,

Лексическая тема: Домашние животные)

Цель: Постановка звука Л

Задачи:

  1. Научить ребенка правильно произносить звук Л;
  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
  4. Развивать фонематический слух;

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Л, схема характеристики звука, мяч, игрушка - собачка.

  1. Организационный момент

 Логопед: Сегодня к нам в гости пришла собака. А зовут ее Лайка!  (выставляется большая игрушка). Лайка хочет с тобой поиграть, вспомнить домашних животных  и научить тебя произносить звук Л.

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Вспомним пальчиковую игру про домашних животных.

Раз, два, три, четыре, пять

Как животных нам назвать?

(поочередно загибать пальчики на левой руке).

Самых близких, самых верных, -

Каждый знает их, наверно.  

(хлопать в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка

(указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке)

Как назовем их? Подумай немножко!

(разводим руки в стороны)

В доме с хозяином дружно живут!

(изображаем руками крышу дома над головой)

Значит, домашними все их зовут!

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания

Логопед: Давай с тобой подышим, как дышит собака Лайка, когда ей жарко! Высунем язычок, положим его на нижнюю губу, чуть-чуть прикусим его кончик зубами, и подуем, чтобы воздух выходил по сторонам.

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Для того, чтобы красиво и правильно произносить звук Л, нужно сделать гимнастику для язычка.

hello_html_m5aa35949

  1. Развитие мимической мускулатуры

Логопед: Наша гостья собака Лайка очень рада, что ты умеешь делать гимнастику для язычка. Покажи, как она рада? (РАДОСТЬ). Но ей очень грустно, что ты до сих пор не научился говорить звук Л. Покажи, как ей грустно? (ГРУСТЬ). А вот если сегодня звук Л у тебя получится, она очень удивится (УДИВЛЕНИЕ) и обрадуется (РАДОСТЬ).

  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи

Логопед: у тебя есть домашние животные? (ответ ребенка) А как зовут твоего питомца?

Скажи фразу: у меня есть котенок Рыжик! (про то домашнее животное, которое назовет ребенок)  - громко, тихо, быстро, медленно, весело, грустно, и т.д.

  1. Постановка звука Л при его отсутствии

Логопед: Послушай, ЛЛЛайка – в кличке нашей гостьи первый звук Л. Давай постараемся научиться его произносить правильно!

Постановка звука Л от звука А.

  • Пожевать кончик языка передними зубами. Язык свободно лежит между зубами, кончик языка хорошо виден, но губы его не касаются!
  • Не убирая языка за зубы, «жевать» его кончик передними зубами, широко раскрывая рот и одновременно произносить: низким голосом ААААА (нараспев), слышится Ла-ла-ла-ла-ла

  1. Артикуляционный уклад звука  Л

Логопед: Лайка, напомни малышу, как правильно произносить звук Л?

Артикуляция звука Л.

  1. Губы нейтральны
  2. Зубы немного разомкнуты
  3. Кончик язычка поднят и упирается в верхние резцы
  4. Воздух проходит по бокам язычка
  5. Сам язычок напоминает седло
  6. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, горлышко дрожит.

  1. Характеристика звука Л

Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился.

Логопед: Какой звук Л?  

Звук Л – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой

 (по схеме для характеристики звуков)

  1.  Физкультминутка – игра с мячом

Логопед: давай сыграем вместе с Лайкой в игру с мячом «Кто кем был в детстве?»

Кем была в детстве корова? – ТЕЛЕНКОМ

Кем была в детстве лошадь? – ЖЕРЕБЕНКОМ

Кем была в детстве кошка? – КОТЕНКОМ

Кем была в детстве собака Лайка? – ЩЕНКОМ

Кем была в детстве свинья? – ПОРОСЕНКОМ

  1.  Игра на развитие фонематического слуха.

Логопед: Наша собака Лайка знает одно очень интересное стихотворение про себя и свою подругу болонку. В этом стихотворении очень много звуков Л. Твоя задача, как только ты услышишь Л в слове, положить фишку:

БОЛОНКА ЛАЙКУ УДИВИЛА.

НАДЕЛА ПЛАТЬЕ, БЕЛЫЙ БАНТ.

СКАЗАЛА: «У МЕНЯ ТАЛАНТ,

МОГУ Я ЛАЯТЬ, ПЕТЬ, СКАКАТЬ,

МОГУ ЛАМБАДУ ТАНЦЕВАТЬ!»

(ребенок должен положить 10 фишек)

  1.  Итог занятия, оценка работы ребенка

 Логопед: Здорово! Ты молодец! Наша гостья собака Лайка очень довольна тобой, ведь она научила тебя правильно и красиво произносить звук Л – первый звук ее имени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе «Собачка в гостях у ребят»

Цель: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д., развивать умение эмитировать действия...

Конспект занятия : «У нас в гостях собачка»

Занятие на знакомство  с сенсорными эталонами....

«К нам пришла собачка Лайка.»

Спортивное развлечение в старшей группе....

Конспект прогулки (зимой) "Собачка в гостях у детей"

Активизация разнообразных видов движений детей на прогулке, развивать познаватльную деятельность детей, сенсерное воспитание детей на прогулке....

Конспект занятия Математические представления В ГОСТЯХ СОБАЧКА БИМКА

Обобщение и систематизация знаний детей о геометрических фигурах. Сравнение двух предметов, контрастных по высоте....