Конспект Занятия по развитию речи в средней группе "Удивительный мир насекомых"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Насекомые привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны. Наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Юных знатоков мира, несомненно привлечет многочисленное царство насекомых. Как известно, дети могут долго рассматривать жуков, бабочек или гусениц. Они задают много вопросов и удивляются такому неповторимому поведению насекомых. Маленьких эрудитов интересует все, что ползет, летит или жужжит. Давайте поможем малышу разобраться в этом огромном мире маленьких насекомых.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Удивительный мир насекомых»

Цель: ознакомление детей с разнообразием мира насекомых,  их внешнем виде, образе жизни. 

Задачи обучающие: - формировать представления о разнообразии мира насекомых;

 - различать виды насекомых, называть их, выделять их основные признаки (кто летает, кто ползает, кто кусается и т.д.);

- активизировать предметный и глагольный словарь по теме;
- закреплять понимание значений предлогов «на», «под», «в», «над» и введение их в речь детей;

-упражнять детей в четком произношении звуков  «Ж» «Ш»  и «З»

Задачи развивающие: - развивать зрительное внимание, речь, память, мышление;
- развитие  слухового внимания;
- развитие длительного ротового выдоха;

- развивать координацию движения и речи, развивать мелкую моторику рук;
- развивать эмоциональный отклик

Задачи воспитывающие: воспитывать отзывчивость, доброту, эмоционально-положительное отношение к насекомым и цветам, учиться сотрудничать.

Словарь: существительные: бабочка, муравей, комар, муха, комар, стрекоза, кузнечик, жук, паук, божья коровка; глаголы: летит, жужжит, прыгает, кусает, собирает, плетет

Материал к занятию: коробка с сухими листьями, фигурки насекомых (бабочки, жук, муравей, кузнечики, паучок, божья коровка) по количеству детей, корзинка; искусственные цветы и листья, гриб; шапочки «комарики» и «жуки» для подвижной игры; подвесные бабочки для дыхательной гимнастики.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о насекомых, беседы с детьми о разных насекомых (их особенностях, строении, способе передвижения, месте обитания и проч.), чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха», чтение сказки В. Бианки  «Как муравьишка  домой спешил»,  Г.Х. Андерсен « Дюймовочка», разучивание физминуток, пальчиковых игр, изобразительная деятельность.

Методы и приемы: игровой, дидактическая игра, использование художественной литературы (загадки);

Ход занятия: 

  1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня ветер принёс сухой желтый листочек, а под ним оказалась маленькая  божья коровка. Её занесло очень далеко от родного дома и она хочет познакомиться с нами и найти новых  друзей-насекомых. Давайте все вместе  поможем ей узнать других насекомых, чтобы ей не было скучно у нас.
Ребята, давайте покружимся по группе  как наша божья коровка и подлетим вот к этой коробочке (с листьями, в которой спрятаны фигурки насекомых)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

  1. Основная часть

И упали они вот сюда, в эту коробочку. Вот здесь (подходим к коробке с листьями).  Давайте им поможем выбраться,  поищем их. (дети по очереди находят фигурки насекомых) Каждому ребенку задается вопрос: - Кто это? Давайте поиграем в игру «Отгадай».

Дети отгадывают загадки, отвечают на вопросы, подбирают рифму

В небе кружит,
Весело жужжит.
Приземлился на сук.
Кто же это?.. (Жук)

      Есть коровы на лугу

А я к деткам маленьким лечу.

Красивые пятнышки ношу

Крылышки я распущу. (Божья коровка)

Толстый очень я, пушистый

И в полоску, как моряк

Над цветком пролечу

Громко «ж-ж-ж» скажу (Шмель)

Он прыгучий и живой,
Летом скачет над травой.
Зелен, словно огуречик,
Это маленький… (Кузнечик)

Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель?.. (Муравей)

Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят — у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому что я … (Оса)

Сеть плетет, но не рыбак,
Ниток не держал в руках,
Поджидая глупых мух,
В уголке сидит… (Паук)

Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая… (Пчела)

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт —
Золотистые глаза.
Кто же это?.. (Стрекоза)

Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонек.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку… (Светлячок)

Как жужжу я жарким днем,
Слышало любое ухо.
Я влетаю в каждый дом,
Знают все меня! Я – … (Муха)

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много насекомых вы показали и назвали нашей Божьей коровке! Они все такие разные! Давайте их хорошо рассмотрим и  сравним

-Чем они непохожи? (Ответы детей)

- Что у них одинаково? (Ответы детей)

- Чем питаются насекомые?(Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей: У них много ног. У некоторых есть крылья. Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать. Большинство из насекомых с удовольствием поедают зеленые листья, стебли и молодые побеги растений, траву. Есть в природе и насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых. (Это стрекоза – она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков; муравьи – они истребляют множество насекомых; кузнечики – они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой).

А есть насекомые, которые любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой (пчелы, шмели, бабочки, мухи). Воспитатель вместе с детьми подводит итог о том, что мир насекомых разнообразенНасекомые - живые существа, которых необходимо беречь.

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
 (прячем руки за спину)

Воспитатель: Давайте расскажем нашей божьей коровке о насекомых, которых нашли. Дидактическая игра «Расскажи, кто что делает, где живет?» Цель: активизировать предметный и глагольный словарь по теме.
Каждый ребенок рассказывает о том насекомом, которого нашел из сухого бассейна и строит фразу типа:
-Бабочка летает и живет на цветке, питается нектаром.

-Муравей ползает и живет под листком.

-Жук жужжит и живет на листке.

-Это кузнечик - он любит прыгать по листьям.
-Это паук, он живет в норке и плетет паутину и т.д.  

Артикуляционная гимнастика «Бабочка собирает нектар». Приоткрыть  рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

А это комарик! Он любит кусаться и живет под листом. Давайте покажем как комарик может кусаться.
Артикуляционная гимнастика «Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед.

Артикуляционная гимнастика «Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

Воспитатель: - насекомые просят нас отнести их на лужок. Луг - Это же их любимый дом, там у них своя семья, детки. Отнесем насекомых на луг? Отправляемся в путь, а насекомых аккуратно посадим в корзиночку.

- Божья коровка услышала песенку майского жука и хочет научить нас  «пожжужжать», давайте повторим за ней все вместе:

Чистоговорка: несколько раз проговорить и выучить наизусть

Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Ещё мы знаем песенку комарика – «з з з – зуделочку».

Он зудит «зу – зу – зу, захочу и укушу».

 А у змея – «шипелочка» («шу – шу – шу, потихонечку шуршу»).

 А у стрекозы – «стрекаталочка» – тр – тр. (Показывают, как стрекоза лапками трёт и стрекочет).

Воспитатель: Очень хорошо, ребята, как славно мы «пожжужали», а теперь давайте подвигаемся и сделаем маленькую «зарядочку»

Физ. минутки  "Вместе по лесу идём"(звучит запись музыки «пение птиц»)
Вместе мы гулять идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево. (Наклониться вправо, влево)

Как же много цветов на нашей полянке. А вот и бабочки прилетели!

Дыхательное упражнение «Бабочки летят». К шнурку на уровне лица детей подвешены бумажные бабочки разного цвета (основных цветов и две-три разноцветные).
Воспитатель читает стихотворение.
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке. (детям предлагается подуть на бабочек и полюбоваться их полетом (дети делают глубокий вдох через нос и спокойный выдох через рот)).

Воспитатель: А теперь вернем насекомых в их домики. Божья коровка, хочешь ли ты остаться с нами. (Божья коровка соглашается)

Дидактическая игра «На полянке». Цель: упражнять в правильном употреблении некоторых предлогов.
У детей фигурки насекомых (бабочка, жук, паук и др.). Воспитатель просит детей разместить насекомых:
- посадить бабочку НА (красный, желтый…) цветок,
- посадить жука ПОД гриб,
- посадить паучка ПЕРЕД  (синий, красный …) цветок,

- посадить стрекозу СПРАВА от кустика,

- посадить кузнечика СЛЕВА от цветка.

Воспитатель задает вопросы детям:
- Где сидит бабочка (жук, кузнечик и т. д…)? Дети по возможности составляют предложения:
- Бабочка сидит
на … цветке.
- Жук спрятался
под …листочком. И т.п.
Вот и помогли насекомым найти свои домики.

Давайте поиграем, покружим, полетаем:
Подвижная игра «Жуки и комарики». 
Воспитатель делит детей: мальчики – будут жучками, а девочки – комариками. Объясняет, что, жуки жужжат «ж-ж-ж», комарики звенят «з-з-з».
Насекомые летают, порхают по полянке. Если воспитатель произносит звук «ж-ж-ж», к нему подлетают «жуки», если «з-з-з» - «комарики».

III. Заключительная часть
Рефлексия.
Наша прогулка закончилась, нам пора возвращаться в группу. Мы сегодня с вами сделали доброе дело: помогли  божьей коровке подружиться с другими насекомыми, помогли насекомым найти свой домик. Теперь я знаю, что вы никогда не обидите маленьких жучков, бабочек, кузнечиков. Ребята, скажите,  вам сегодня было интересно на занятии, всё понравилось? У кого возникли  трудности,  подойдите пожалуйста к нашей Божьей коровке? (она тоже не знала названия некоторых насекомых, а теперь узнала много нового.) Расскажите, что было не совсем понятно или трудно.  Кто узнал что-то новое сегодня?   Кому все уже все было известно? Спасибо Вам ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня. Смотрите, пчелка нам оставила медовые конфетки, подходите, угощайтесь, а нашим насекомым мы нарвем травки на прогулке и положим в коробочку.  Надеюсь у всех хорошее настроение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Насекомые»

Задачи:Образовательные: обобщить полученные знания детей по теме «Насекомые», учить детей образовывать слова при помощи суффиксов, образовывать множественное число существительных, согласовывать сущес...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Насекомые"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Насекомые". Формирование связной речи....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Насекомые»

Обучение составлению описательного рассказа о насекомых по образцу и данному плану. Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме (нас...