Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Раз – словечко, два – словечко».
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Дубинчик Олеся Юрьевна
Дошкольный возраст-важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.
       Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.
       Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии ребенка, формирование правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам. Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.
Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Пересказ - более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx70.37 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                                                           УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим                                                                                                  Заведующая совещанием                                                                                  МДОУ «Детский сад №11                                                      МДОУ «Детский сад №11                                                                          «Лесная сказка»                                                                                                 «Лесная сказка»  

_______________ Н. Г. Лошадкина                                 _____________   И. В. Веселова                                                                                              

                                                                                               

                                                                                            Приказ № ______  от __________  

Дополнительная

общеразвивающая программа

социально – гуманитарной направленности

«Раз – словечко, два – словечко».

Срок реализации: 1 год.

Возраст детей: 6- 7 лет.

Составила:

воспитатель

  Дубинчик О.Ю.

Балабаново 2021г.

                    Содержание:

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Цель и задачи реализации программы.

1.3. Место (роль) программы в образовательном процессе.

1.4. Формы и методы работы.

1.5. Планируемый результат.

1.6. Срок освоения.

1.7. Режим занятий.  

2. Содержательный раздел:

2.1. Условия реализации программы.

2.2. Возрастные особенности речевого развития детей 6 – 7 лет.

2.3. Учебный план.

2.4. Календарно- тематический план.

2.5. Уровни усвоения Программы.    

3. Используемая литература.

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка:

        Дошкольный возраст-важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.

       Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.

       Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии ребенка, формирование правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам. Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.

Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Пересказ - более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.

В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.

Направленность:

Данная программа имеет социально –гуманитарную направленность и призвана обеспечить развитие усвоения устной монологической речи в дошкольном возрасте, закладывает основы успешного обучения.

Содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей и поставленных образовательных задач.

 Актуальность:

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой. Всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, наблюдается низкий уровень развития речи: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, наблюдается неумение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

1.2. Цель: сформировать умение пересказывать текст, не нарушая последовательности событий.

Задачи:

  1. Совершенствовать монологическую речь детей: умение связно, последовательно излагать содержание.
  2. Развитие грамматического строя речи.
  3. Обогащение активного и пассивного словаря.
  4. Развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи детей.
  5. Способствовать формированию умений и навыков восприятия и воспроизведения.

1.3. Место (роль) программы в образовательном процессе:

Содержание раздела интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», что обеспечивает развитие навыков взаимоотношений со сверстниками, речевых способностей.

При отборе содержания программы руководствовалась следующими принципами:

  1. Принцип научности. (Детям даются только достоверные научные знания)
  2. Принцип доступности. (Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей)
  3. Принцип системности. (Все знания должны быть связаны друг с другом)
  4. Принцип востребованности. (Всё, что узнаёт ребёнок в процессе обучения, должно перейти в его активный опыт)

Требования к литературному тексту для пересказа:

· доступное, понятное детям содержание;

· разнообразие жанров;

· четкая композиция;

· простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;

· небольшой объем.

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.

Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Значение пересказа в формировании монологической речи.

1. Качественное и количественное обогащение словарного запаса.

2. Практика употребления обогащенной лексики в активной речи.

3. Формирование грамматического строя, использование различных по сложности словосочетаний.

4. Понимание сюжетной линии рассказа.

5. Развитие планирующей функции речи.

6. Развитие способности сохранять сюжетную линию при пересказе (речевой самоконтроль).

7. Развитие внимания к слову, грамматическому оформлению речи.

8. Совершенствование и развитие познавательных процессов восприятия, представления об окружающей действительности, понимание причинно-следственных связей, воображения.

9. Воспитание в ребенке положительные качества личности.

1.4. Формы и методы работы:

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

Задачи:

· выяснить знания детей по теме произведения;

· обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

· расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

· обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

Цели ее:

· уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий),

· привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы),

· активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...»

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

· рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;

· лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;

· использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;

· наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Приемы работы над текстом произведения:

· беседа по произведению (выявляет, о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);

· выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

· выделение из текста фраз к каждой картинке;

· придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;

· частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);

· составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

· Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.

· В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.

· Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).

· В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.

Взаимодействие с родителями:

       Семья - это часто первый учитель, который имеет огромное влияние на формирование правильной и красивой речи. Учитывая, что дети этой возрастной группы склонны подражать, родители рассматриваются как важные действующие лица и помощники в формировании у детей правильного звукопроизношения. С этой целью Программа предлагает разнообразные формы сотрудничества, чтобы рассказать родителям о методах и приемах по формированию правильной речи у детей и, таким образом, вовлечь их в структуру плодотворного взаимодействия.

 Основные направления работы с родителями: групповые собрания; открытые просмотры; анкетирование; личные беседы; папки-передвижки.

При планировании работы учитывались:

 - индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;

 - положительная мотивация выполнения заданий;

 - чередование различных видов деятельности.

 - интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье.

1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог.

 2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности.

4. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

5. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения.

1.5. Планируемый результат:

      Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

     Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой - либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от дошкольника конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

1. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами.

2. Умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание.

3. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию.

4. Формирование фонетико-фонематических процессов.

5. Правильное употребление грамматических категорий.

6. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

7. Формирование связной речи.

Ожидаемый результат освоения Программы дошкольниками подготовительной к школе группы (6 – 7 лет):

•  Фонематические процессы в норме.

•  Умеет ребенок построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.

•  Правильно употребляет грамматические категории.

•  Обогащена и активизирована отработанная лексика в соответствии с лексическими темами.

1.6. Срок освоения:

    Программа рассчитана на детей подготовительного дошкольного возраста 6 – 7 лет.

      Срок освоения Программы составляет один учебный год, что обеспечивает возможность достижения планируемых результатов.

1.7. Режим занятий:

    Занятия по Программе дополнительного образования осуществляется в виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН 2.4.1.3049-13«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», ФГОС ДО, Устава ДОУ.

    Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня после дневного сна продолжительностью 30 минут (первое занятие с одной подгруппой, второе со второй). В середине организованной образовательной деятельности организуются физкультурные минутки и динамические паузы.

В сентябре и мае в течение 12 календарных дней осуществляется мониторинг качества усвоения образовательной программы.

Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком Программы. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках Программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в ДОУ.

Занятие проводится со всеми детьми, которые поделены на подгруппы (10 человек). Фронтальное проведение занятий целесообразно, т. к. входе такой организации трудно обеспечить активное участие каждого ребёнка. Таким образом, в месяц проводится по 4 занятия с каждой подгруппой.

2.Содержательный раздел:

2.1.Условия реализации программы:

  1. Использование здоровьесберегающих технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребёнок овладел русским языком, сформировалась связная речь.
  2. Высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без лишней нагрузки для дошкольников.
  3. Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.

Организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине можно предоставить ребёнку возможность участвовать в создании среды через:

- самостоятельное расположение игрового материала;

- максимальную его доступность;

- активное использование развивающих, дидактических и др. игр.

В этом случае предметно-пространственная среда будет выполнять развивающую роль, стимулировать самостоятельную деятельность ребёнка, создавать оптимальные условия для его саморазвития.

Требования к предметно-пространственной среде:

1.        Безопасность;

2.        Доступность;

3.        Педагогическая целесообразность. (Все пособия должны быть простыми и ясными для понимания дошкольников, отражать реальную картину мира)

  1. Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения психического и физического здоровья.

2.2.Возрастные особенности речевого развития детей 6 – 7 лет.

Словарный запас составляет 3500 – 4000 слов. Запас увеличивается за счет качественного совершенствования. Активно используются синонимы (веселый, радостный) и антонимы (далеко – близко). Начинают использоваться в речи слова с переносным значением (заяц – «трусливый, как заяц»). Дети овладевают новыми понятиями (воздушный, пассажирский транспорт и т.п.).

Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов (материал, форма, цвет, размер).

В то же время наблюдается индивидуальные различия в словарном запасе детей. Это обусловлено особенностями развития и обучения ребенка, кругом его интересов и потребностей.

Завершается задача по усвоению грамматической системы языка. Дети правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; используют разные слова для обозначения одного и того же предмета (лиса, лисонька, лисица).

Умеют правильно согласовывать и изменять слова в предложениях. Самостоятельно образуют степени прилагательных (смелый – смелее). С помощью суффиксов образуют новые слова (хлеб – хлебница). Правильно употребляют глаголы (бегал – бежал).

Используют в речи разнообразные предложения (сложноподчиненные, сложносочиненные).

В развитии связной речи происходят существенные изменения. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалогической речи дети используют не только односложные ответы, но и предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.

Дети самостоятельно используют описательные и повествовательные рассказы не только по одной картинке, но и по серии картин с последовательным сюжетом. У них формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Однако следует отметить, что у некоторых детей эти умения неустойчивы. Одной из сложных задач остается логическая последовательность при составлении рассказов из личного

опыта.

2.3.Учебный план:

Возраст

Продолжительность занятий

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Количество

занятий

в год

Подготовительная группа

30 минут

2

8

64

2.4. Календарно–  тематический план:

Месяц

Тема занятия

Худ. произведение

Программное содержание

Сентябрь

«Осень»

По Н. И. Сладкову «Осень на пороге»

Систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период; активизировать словарь по теме «Осень».

«Осень»

По  Б. Тимофееву «Осенний ковёр»

Актуализация словаря по лексической теме «Осень» (глаголы: пестрит, рябит;

прилагательные (лоскутное, пурное, золотая, разноцветная, печальная, красивая, дождливая,

пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая).

- совершенствование грамматического строя речи (составление грамматически грамотных

оформленных фраз);

- закрепление (в контексте рассказа) умения анализировать предложения;

- закреплять умения пересказывать рассказ;

«Осень»

По В. Сутееву «Мы в лесу"

Обобщить знания детей о творчестве В.Г.Сутеева; упражнять в умении определять и называть его произведения; закреплять умение детей рассказывать содержание сказок с использованием наглядных пособий; формировать навыки связной речи; продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами»; расширять кругозор детей; упражнять детей в подборе слов-антонимов; упражнять детей в беге, в умении действовать по словесной инструкции.

Октябрь

«Осень. Перелётные птицы»

По И. Соколову- Микитову «Улетают журавли»

Закреплять умение правильно использовать в речи слова «перелётные», «зимующие»; упражнять детей в образовании сложных прилагательных.

«Птицы»

По Л. Н. Толстому «Галка и кувшин»

Познакомить детей с явлением, описанным в рассказе Л.Толстого; учить пересказывать текст, не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи. Учить детей обращать внимание на звуковую сторону слов при согласовании прилагательных с существительными.

«Насекомые», «Птицы».

По Л.Н. Толстому «Муравей и голубка»

Повышение уровня нравственного воспитания учащихся.

Познакомить с творчеством Л.Н.Толстого. Развивать умение анализировать текст, пробудить у детей добрые чувства, чувство ответственности за свои поступки, воспитание высоких моральных качеств.

«Дикие животные и их детёныши»

По Е. И. Чарушину «Волчишко»

Учить отвечать на вопросы по содержанию полными предложениями; упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме; упражнять детей в подборе антонимов, в образовании однокоренных слов; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать у детей правильное поведение по отношению к животным.

Ноябрь

«Лес. Грибы и лесные ягоды»

По М. М. Пришвину «Лисичкин хлеб»

Формировать умение слушать и слышать художественное слово; способствовать развитию

связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления;

активизировать словарь детей новыми словами;

уточнять представления детей о лесе, о птицах, о растениях;

«Домашние животные и их детёныши»

По К. Д. Ушинскому «Играющие собаки»

Учить выделять фамилию автора и заголовок; учить правильно называть произведение (книгу); формировать нравственные понятия «добро–зло»; учить воспринимать художественный текст на слух; определять главную мысль произведения, делить текст на части и составлять схематический план, соотносить пословицы с содержанием произведения.

«Дикие животные и их детёныши»

По Е. И. Чарушину «Лисята»

Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; учить придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилагательных) и действий (глаголы);

учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;учить пользоваться восклицательной интонацией.

«Домашние животные и их детёныши»

По Е. И. Чарушину «Как Томка не показался глупым»

Развивать связную речь с опорой на иллюстрации.

Научить делить текст на части по смыслу.

Воспитывать доброжелательное отношение к природе.

Декабрь

«Домашние животные и их детёныши»

По Л. Н. Толстому «Жучка»

-формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;

-учить пересказывать художественный текст

-расширять знания детей о домашних животных;

-развивать самостоятельную связную речь;

-закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.

-воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом.

«Зима. Зимующие птицы»

 По Н. Петровой «Птичья ёлка»

Обогащать и пополнять словарь по теме «Зимующие птицы», закреплять названия зимующих птиц, развивать непроизвольную память . мышление, бережное отношение к птицам.

«Зимующие птицы»

По Е. И. Чарушину «Яшка»

Учить отвечать на вопросы по содержанию полными предложениями; упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме; упражнять детей в подборе антонимов, в образовании однокоренных слов; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать у детей правильное поведение по отношению к животным.

«Дикие животные и их детёныши»

По Е. И. Чарушину «Что за зверь?»

Упражнять в самостоятельном составлении предложений, опираясь на схемы-картинки.

Развивать умение детей полно и точно отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.

Расширять словарный запас детей, закрепить использование прилагательных при описании зайчат.

Январь

«Домашние животные»

По

К. Д. Ушинскому «Спор животных»

- обучение детей пересказу сказки с опорой на зрительные образы;

-формирование способности передавать ее содержание без пропусков и искажений;

- формирование представлений о главном в характере сказочных героев;

- активизировать и обогащать словарь по теме «Домашние животные»;

-совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят);

- развивать координацию речи с движением;

«Дикие животные»

По Е. И. Чарушину «Лиса»

Формирование умения целостно и эмоционально воспринимать произведения

с природоведческим содержанием. Обогащение представления детей об образе диких животных (лисицы). Активизация и обогащение словарного запаса.

Февраль

«Дикие животные»

По Е. И. Чарушину «Заяц»

Учить детей выразительно пересказывать  тесты близко к образцу, без помощи вопросов.

Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме;

упражнять детей в подборе антонимов, в образовании однокоренных слов.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

«Домашние животные»

По

 К. Д. Ушинскому «Мышки»

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста.

Развитие интонационной выразительности речи.

Формирование простейших навыков грамматического согласования слов.

Развитие внимания, памяти, логического мышления, творческого воображения и подражательности.

«Домашние животные и их детёныши»

По К. Д. Ушинскому «Козёл»

Упражнение в выразительном чтении диалога действующих персонажей, обучение умению давать оценочные суждения героям сказок; умению слушать и слышать своих товарищей.

«Домашние животные и их детёныши»

По К. Д. Ушинскому «Два козлика»

Помогать осваивать формы речевого этикета, развивать интерес к художественной литературе (речевое развитие); развивать стремление радовать старших хорошими поступками (социально-коммуникативное развитие); закрепить представления о домашних животных и их жилищах (познавательное развитие);

воспитывать заботливое отношение к людям и животным (социально-коммуникативное развитие).

Март

 «Весна»

По В. Сутееву «Как зима кончилась»

Способствовать развитию диалогической, монологической речи, а так же коммуникативных способностей детей.

Совершенствовать лексико-грамматический строй речи

Формировать выразительную речь детей (изменять высоту тона речи, темпа, ритма речи);

Развивать познавательные способности;

Развивать творческое воображение и мышление;

«Дикие животные»

По Е. И. Чарушину «Рысь»

Формирование умения целостно и эмоционально воспринимать произведения

с природоведческим содержанием. Обогащение представления детей об образе диких животных (рыси). Активизация и обогащение словарного запаса.

«Весна»

По Г. Скребицкому «Март»

Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Ранняя весна».

«Транспорт»

По В. Суслову «Кто сильнее?»

Учить диалогической речи, чтению по ролям; учить употреблению кратких форм имен прилагательных, согласованию полных прилагательных с существительными в единственном и во множественном числе, разграничению одушевленных и неодушевленных существительных, закреплять интонирование по цели высказывания; воспитывать любовь и уважение к людям разных профессий.

Апрель

«Транспорт»

По Л. Н. Толстому «Девочка и грибы»

Продолжать учить детей связной и последовательной речи;

добиваться от детей осмысленности и полного понимания текста;

добиваться культуры изложения: интонационной выразительности, достаточной громкости, отчётливости произношения, обращения к слушателям.

продолжать развивать артикуляционный аппарат, закрепляя правильное произношение шипящих звуков (ч, щ).

позволить ребятам свободный пересказ, недословный, но с передачей основной мысли рассказа (переживания за родного человека);

добиваться проявления ярко выраженной сопричастности к событиям в рассказе, откровенного переживания детей за судьбу героев произведения;

углублять представление детей о семье (её членах, родственных отношениях);

продолжать средствами художественной литературы духовно-нравственное развитие детей.

продолжать формировать представление детей об опасных ситуациях и способах выхода из них.

«Домашние птицы»

 По Б. Житкову «Храбрый утёнок»

Познакомить с содержанием рассказа Б. Житкова; приучать внимательно слушать относительно большие по объёму художественные произведения; рассматривание рисунки – иллюстрации. Развивать умение самостоятельно пересказывать сказку, воспроизводить текст по иллюстрациям и без, развивать зрительное внимание, логическое мышление, обогащать активный словарь, понимать значение обобщающих слов,  воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с жизненным опытом.

«Животные жарких стран»

По Е. И. Чарушину «Мартышки»

Познакомить с творчеством Е.И. Чарушина; учить анализировать и обобщать, сравнивать явления и понятия; развивать художественные способности, мелкую моторику рук на основе упражнений; воспитывать любовь к животным, к природе.

«Животные жарких стран»

По Е. И. Чарушину «Слон»

Познакомить учащихся с особенностями поведения животных; развивать познавательный интерес к животному миру, наблюдательность;

воспитывать любовь к животным, волевые черты характера, бережное отношение к “братьям нашим меньшим”.

«Рыбы»

По И. Гурвин «Лёвушка- рыбак»

Активизировать словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствовать навык пересказа, умения пользоваться косвенной речью.

Развивать связную речь, артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением.

Май

«Речные рыбы и другие обитатели рек»

По Е. Пермяку «Раки»

Познакомить детей с произведением Е.Пермяка; учить давать характеристику герою; обогащать речь.

«Лето»

По

К. Д. Ушинскому «Утренние лучи»

Формировать умение пересказывать рассказ с опорой на картинки;

расширять представления детей о роли солнца в жизни на земле; формировать умение внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию полным предложением, подробно пересказывать рассказ по опорным картинкам;

развивать познавательный интерес к окружающему миру, память и воображение;

активизировать внимание, речемыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие;

обогащать словарь;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

2.5.Уровни усвоения Программы:     

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в  конце. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 - 20 минут). Для проверки речевого развития детей старшего дошкольного возраста задания могут предлагаться и без наглядных средств (на знакомых словах), но лучше  использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки).

Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана  иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже - низкий уровень)

          Задачи речевого обследования детей подготовительной к школе группы:

Словарь. Выявить умения:

1.Активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации.

2.Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи.

3. Понимать и употреблять разные значения многозначных слов.

4.Дифференцировать общие понятия.

        Грамматика. Выявить умения:

1.Образовывать названия детенышей животных, подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и прилагательные        в роде, числе и падеже.

2.Образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (потанцуй, спрячься, искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят).

3.Строить сложные предложения разных типов.

        Фонетика. Выявить умения:

1.Дифференцировать пары звуков [з] - [с] ;  [ш] - [ж] ; [л] - [р] ; различать твердые и мягкие звуки.

2. Изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания.

3. Подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

        Связная речь. Выявить умения:

1.В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.

2. Составлять описание, повествование или рассуждение.

3. Развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

                                              Ход обследования:

        I Серия заданий (словарь и грамматика):

        1. Ты уже знаешь много слов. Что означает слово автобус, тарелка, обувь?

1) Ребенок правильно объясняет значение слов:(это транспорт, это посуда, ее надевают на ноги);

2) называет отдельные признаки, действия;

3) называет 1 – 2 слова.

        2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1 – 2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

2)подбирает слова к 2 – 3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

        3. Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь?

1) Называет несколько значений этого слова (иглы у ежа, у сосны,швейную и медицинскую иглу );

2) правильно подбирает два слова;

3) называет одно слово.

        4.Какая у ежа игла?(острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1) Ребенок называет несколько предметов(острый нож, острая пила, острые ножницы);

2)правильно подбирает два слова;

3)называет одно слово.

                4. Придумай предложение со словом игла.

        1) Составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);

        2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);

        3)называет только одно слово .

                6. Подбери слова, близкие по смыслу: «Бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный …(оживленный, довольный

«Он не просто шел, а…(мчался, несся, летел

        1)Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

        2)называет 2 – 3 слова;

        3)подбирает только одно слово.

                7. Подбери слова, противоположные по смыслу: «Другой Бельчонок, которого обидели вернулся  домой…(грустный ,печальный, обиженный). Обиженный Бельчонок не прыгал, не бежал, а….(плелся, тащился, брел

        1)Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

        2)называет 2 – 3 слова;

        3)подбирает только одно слово.

                8. Ответь полным предложением: «Что сделал бы богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча?»(стал бы с ним сражаться, спас бы кого-нибудь).

        1)Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

        2)подбирает два слова;

        3)называет только одно слово.

                9. Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать

1)Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2)подбирает два слова;

3)называет одно слово.

        10. Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…?

1)Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме (зайчонок, зайчата, много зайчат);

2)называет правильно только одну форму;

3)не выполняет задания.

        11. Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака – щенок, щенки, много щенят; корова – теленок, телята, двое телят; лошадь – жеребенок, жеребята, много жеребят; овца – ягненок, ягнята, много ягнят).

1)Ребенок называет все слова правильно;

2)называет два – три слова;

3)говорит одно слово.

        12. Где живут звери? (в лесу) Какие слова можно образовать со словом лес? (лесной, лесовик, лесник, лесничий, лесовичок, лесок, лесочек)

1)Называет более двух слов;

2)называет два слова;

3)повторяет заданное слово.

        13. Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно?

1)Ребенок правильно исправляет все предложения;

2) правильно исправляет два предложения;

3) повторяет предложения без изменения.

        II Серия заданий (звуковая культура речи)

        1. В названии каких животных слышится звук «р», звук «р»?(тирг, корова, баран, жираф, леопард).

        2. Назови слова, в которых есть звуки «ж» и «з» (железо, жалюзи).

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие и свистящие;

2)допускает 1- 2 ошибки;

3) не справляется с заданием.

        3. Скажи скороговорку: «Тридцать три вагона в ряд тарахтят» быстро, медленно, тихо, громко, шепотом.

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2)недостаточно четко произносит;

3)не владеет умением замедлять, убыстрять темп речи.

        4. Произнеси фразу «Я иду в школу» так, чтобы было слышно, что ты этому радуешься, удивляешься, спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации;

2)передает только вопросительную интонацию;

3)повторяет повествовательную интонацию.

        5. Придумай окончание фразы, чтобы было складно: «Ёжик, ёжик, где гулял? Ёжик, ёжик, где ты был?

1)Ребенок ритмично заканчивает фразу;

2)отвечает, нарушая ритм;

3)говорит одно слово.

        III Серия картинок (связная речь)

        1.Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

1)Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец.(Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежика острые иголки. Они нужны ему, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах.);

2)рассказывает, опуская начало или конец;

3)перечисляет отдельные качества.

        2.Воспитатель предлагает серию из 4 картинок, объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1)Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

2)рассказывает с помощью взрослого;

3)перечисляет нарисованное на картинках.

        3.Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1)Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

2)составляет рассказ с помощью взрослого;

3)не справляется с заданием.

        Развитие связной речи ребенка подготовительной группы, помимо указанных выше показателей, оценивается по специальным, которые характеризуют основные качества связного высказывания.

1. Содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков, действий). Если ребенок придумывает сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; идет перечисление признаков.

2.Композиция высказывания: наличие трех структурных частей, выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла; наличие лишь двух структурных частей – 2 балла; отсутствие начала и конца – 1 балл.

3.Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; использование только простых предложений – 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл.

4. Разнообразные типы связей между предложениями – 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом ) – 2 балла; неумение связывать между собой предложения – 1 балл.

5.Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2  балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.

6.Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла; незначительные заминки и паузы -  2 балла; монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.

Данные диагностики вносятся в протокол для каждого ребенка, а затем в сводную таблицу.

Протокол обследования речевого развития ребенка подготовительной к школе группы

_____________________________________________________________

Словарь и грамматика

        Задания        

Ответы ребёнка

баллы

1.

Ты знаешь уже много слов. Что означает слово автобус ,тарелка, обувь?

     

2.

Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым?

3.

Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь?

4.

Какая игла у ежа? (острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

5.

Составь предложение со словом игла

6.

Подбери слова, близкие по смыслу: «бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный ….»

«Он не просто шел, а…»

7.

Подбери слова, противоположные по смыслу:«Другой бельчонок, которого обидели вернулся домой……»

Обиженный бельчонок не прыгал, не бежал, а….»

8.

Что сделал бы Богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча?

9.

Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать

10.

Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…?

11.

Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы

12.

Где живут звери? (в лесу) Какие слова можно образовать со словом лес?

13.

Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно?

Итог:

                                              Уровень:

2.звуковая культура речи

задания

Ответ ребёнка

баллы

1.

В названии каких животных слышится звук «р», звук «р »?

2.

Назови слова, в которых есть звуки «ж» и «з»

3.

Скажи скороговорку: «тридцать три вагона в ряд тарахтят» быстро, медленно, тихо, громко, шепотом

4.

Произнеси фразу «я иду в школу» так, чтобы было слышно, что ты этому радуешься, удивляешься, спрашиваешь

5.

Придумай окончание фразы, чтобы было складно: «Ёжик, ёжик, где гулял? Ёжик, ёжик, где ты был?

           Итог:                                                                                                                          Уровень:

               

3.связная речь

Задания

Ответы ребёнка                                

Специальные критерии

баллы

содержательность

структура

грамматика

Способы связей

 м/у П

Лексические ср-ва

просодика

1.

Опиши по картинке

Разложи картинки по порядку и составь рассказ

Придумай рассказ или сказку

Итог:

Уровень:

Сводная таблица результатов обследования речевого развития

детей подготовительной к школе группы

Список детей группы

Словарь и грамма тика

зкр

Связ ная речь

Уровень

Примечания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Используемая литература:

1. Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Подготовительная группа. 6-7 года. ФГОС». — Мозаика-Синтез, 2014 г.

2. Нищеева Н. В. Весёлая артикуляционная гимнастика 2.- СПб.: ООО  «Издательство «Детство-Пресс», 2021.- 32с., цв. ил.

3. Нищеева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа).- СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2021

4. Нищеева Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам (5- 7л) Вып. 1. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2021-24с., цв. ил.

5. Нищеева Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам (5- 7л) Вып. 2. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2020-24с., цв. ил.

6. Нищеева Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам (5- 7л) Вып. 3. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2021-24с., цв. ил.

7. Нищеева Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам (5- 7л) Вып. 4. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2021-24с., цв. ил.

8. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004

9. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В., Антохина Н. В. Обучение дошкольников пересказу. Подготовительная группа. Учебно- методическое пособие. ФГОС– М.: Центр педагогического образования, 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Раз словечко, два словечко".

Программу реализует МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7» п. Ширинский.         В основу программы положены общедидактические и специальные ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Раз словечко, два словечко".

В програмее "Раз словечко, два словечко" представлены методики, приемы и формы работы с детьми средней группы. Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности  «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.           Новизна пр...