Рабочая программа
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Елена Анатольевна Киселева

Подготовка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_shkole.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Будущий первоклассник»

возраст обучающихся: 5-6 лет

срок реализации программы

2021-2022 учебный год

Автор – составитель:

учитель начальных классов

Елена Анатольевна Киселёва

Калининград

2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Будущий первоклассник» имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность: приоритетными задачами модернизации российского образования являются повышение доступности дошкольного образования и качества предшкольной подготовки.

Создание на базе нашей школы группы предшкольной подготовки обусловлено:

— государственным заказом;

— заказом родителей;

— необходимостью обеспечения мягкой адаптации будущих первоклассников к условиям школьной жизни;

— необходимостью реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном общего образования.

Отличительные особенности программы

МАОУ СОШ № 10 – это особое учреждение комплексного типа, в котором сочетание детского сада, начальной и основной школы даёт возможность непрерывного воспитания и обучения детей от 3-х до 18-и лет.

В учреждении на практике реализуется один из фундаментальных принципов современного образования – принцип преемственности между ступенями образования.

Данная программа «Будущий первоклассник» адаптирована к реализации в МАОУ СОШ № 10 и обеспечивает преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, является связующим звеном, «мостиком» между этапами дошкольного и начального образования.

Согласно ФГОС ДО, программа охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

— социально-коммуникативное развитие;

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— художественно-эстетическое развитие;

— физическое развитие.

Программа отвечает требованиям стандартов, соответствует направленности основной образовательной программы, помогает решать основные задачи Образовательного учреждения.

Адресат программы

Данная рабочая программа предназначена для развития и обучения детей 5-6 лет в условиях группы по адаптации детей к условиям школьной жизни.

Объём и срок освоения программы

Срок освоения программы – 1 год. На полное освоение программы требуется 90 часов.

Формы обучения

Форма обучения – очная, возможно использование дистанционных технологий.

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей – свободный, группа формируется из числа обучающихся образовательной организации, реализующей программу. Принцип формирования групп: на усмотрение администрации образовательной организации. Программа предусматривает групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 20-30 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 90 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 35-45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью всестороннего развития и подготовки к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.

Практическая значимость данной программы заключается в следующем: раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению,  представлен систематизированный материал по развитию начальных математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.

Ведущие теоретические идеи

        Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все 5 занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом, школьные, но еще детские отношения.

        Ключевые слова: дошкольный возраст, социальное развитие, предшкольная подготовка. По сравнению с традиционными программами детского сада, с целым днем пребывания, данная программа не включает в виде самостоятельных разделов занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи. Восприятие художественной литературы имеет огромное развивающее значение для ребенка. Однако в связи с дефицитом времени и прерывистостью учебной деятельности в группах кратковременного пребывания нет возможности читать большие художественные произведения (чтение авторских сказок, повестей с продолжением), которые необходимы старшему дошкольнику. Эта работа передается родителям (с соответствующими рекомендациями и объяснением ее необходимости и важности).

        Развитие речи также не выделено в специальный раздел, но осуществляется в ходе всех занятий, строящихся в непринужденной форме, которая способствует активизации речи и речевого общения. Занимаясь математикой, исследовательской работой, дети практикуются в рассуждении; в ходе рисования, в игре активно развертывается комментирующая и повествовательная речь. Разговорная практика обеспечивается в свободной деятельности, в ситуациях группового общения, на всех занятиях.

Цель:

Цель программы – создать условия для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс, обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе, развить интеллектуальные качества, творческие способности и свойства личности, которые обеспечат успешную адаптацию первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Задачи:

— систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), пополнение их;

— развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;

— развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;

— развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;

— формирование четких представлений о школе и формах школьного поведения;

— формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника,

заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;

— воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

Принципы отбора содержания

Программа «Будущий первоклассник» построена на основе следующих принципов:          

— природосообразность обучения – реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.;

— личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

— гуманный характер взаимодействия педагога и детей – эмоционально-положительный фон работы с детьми, оптимистическая гипотеза взрослого по отношению к недостаткам ребенка, терпеливость и сдержанность;

— деятельностный подход – опора на ведущую деятельность данного периода (игровую), создание условий для разнообразных игр и игровых упражнений; обеспечение поступательности в развитии актуальных деятельностей, развитие предпосылок учебной деятельности; становление различных форм взаимодействия, сотрудничества и общения;

— индивидуализация обучения – сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка, учет особенностей темперамента, темпа деятельности, сформированности умений взаимодействовать; обеспечение условий для проявления интересов, желаний, творческих порывов ребенка;

— культуросообразность обучения – создание условий для ознакомления с доступными областями культуры (искусство, литература, история), возможность развития индивидуальной культуры, эрудиции ребенка, создание условий для ознакомления с доступными областями культуры (искусством, литературой, историей).

Основные формы и методы

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

        Для активизации мыслительной деятельности детей на занятиях используются: чередование видов деятельности; задания на развитие творческого воображения; решение логических ошибок, проблемных ситуаций, кроссвордов, ребусов; различные виды игр: словесные, грамматические, математические и логические, тренирующие, настольно-печатные, подвижные, народные игры и т.д.

        Игра является одной из форм организации занятий. В игровой форме может быть организовано как само занятие в целом (занятие-игра, игра-путешествие, занятие-сказка и т.д.), так и структурная часть занятия (например, формирование в игровой форме учебной задачи, задания, проблемной ситуации; использование элементов игры-драматизации с участием различных персонажей; организация объяснения, закрепления, контроля через дидактические, сюжетно-ролевые игры).

        Программа также включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки, создающие эмоциональный фон. Интерес к занятию и мотивационная направленность деятельности помогают формировать самоконтроль ребенка. Детям систематически прививаются навыки самооценки и взаимооценки деятельности.  Результаты освоения программы сообщаются ребенку в форме развернутого суждения.    Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогическим работником, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др. 7 Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

Планируемые результаты

Согласно требования ФГОС ДО, результаты освоения программ развития дошкольников должны быть представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня предшкольной подготовки.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности – предпосылок к овладению универсальными учебными действиями.

        Универсальные учебные действия на ступени предшкольного образования:

Личностный компонент универсальных учебных действий самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания определяется прежде всего личностной готовностью ребенка к школьному обучению. «Я хочу учиться!» — главная характеристика сформированности личностного компонента универсальных учебных действий.

        Регулятивный компонент

Применительно к завершению ступени предшкольного образования можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

— умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

— умение сохранять заданную цель,

— умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

— умение контролировать свою деятельность по результату,

— умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

        Коммуникативный компонент универсальных учебных действий характеризуется следующим:

— дети умеют устанавливать контакт со сверстниками и не знакомыми ранее взрослыми, проявляя при этом определенную степень уверенности и инициативности (например, задавая вопросы и обращаясь за поддержкой в случае затруднений);

— умеют слушать и понимать чужую речь, а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи.

— должны уметь выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.

— владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др.

— способны к согласованию усилий, активному участию в коллективном создании замысла;

— способны сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в ситуациях конфликта интересов.  

— должны уметь строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи.

        Познавательный компонент

Познавательные логические действия на ступени предшкольного образования характеризуются следующим:

— умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;

— операция установления взаимно-однозначного соответствия;

— умение выделять существенные признаки конктерно-чувственных объектов;

— умение устанавливать аналогии на предметном материале;

— операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале;

— переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собственной познавательной перспективы) к децентрации (координации нескольких точек зрения на объект).

Знаково-символические действия. Моделирование как универсальное учебное действие.  

На ступени предшкольного образования должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

— кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);

— декодирование/ считывание информации;

— умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.

Целесообразно оценивать готовность к обучению на новой ступени системы образования не на основе знаний, умений, навыков, а на базе сформированности основных видов УУД.

Но ФГОС ДО не исключает предметные знания и, согласно содержания программы, можно выделить следующие:

        Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Обучающийся научится:

— отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы собеседнику;

— применять правила ведения культурного диалога;

— рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

— конструировать словосочетания и предложения;

— определять количество слов в предложении;

— составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

— выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

— называть пары звуков по твердости-мягкости.

Обучающийся получит возможность научиться:

— проводить звуковой анализ 3-5-звуковых слов (в процессе моделирования);

— делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

— различать звуки и буквы;

— читать несложные слова и предложения на материале всего алфавита;

— узнавать и различать буквы русского алфавита;

— правильно держать ручку и карандаш;

— писать печатными буквами;

— аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

        Познаем мир и знакомимся с математикой.

Обучающийся научится:

— знать числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;

— вести счет предметов в пределах 10;

— знать обобщающие слова, характеризующие объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;

— знать основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник), распознавать их среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

— соотносить число предметов и цифру.

Обучающийся получит возможность научиться:

— продолжать заданную закономерность;

— сравнивать группы предметов с помощью составления пар;

— составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

— устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;

— обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;

— ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

        Изобразительная деятельность и художественный труд.

Обучающийся научится:

— уверенно и четко проводить линии;

— аккуратно выполнять штриховку, раскрашиванию, обведению по контуру;

— воспроизводить линии и фигуры в рамках, по клеткам;

— воспроизводить рисунок на основе измерения;

— раскрашивать рисунок с учетом симметричного расположения его частей.

Обучающийся получит возможность научиться:

— достраивать изображений на основе симметрии;

— копировать несимметричные фигуры по точкам (созвездия);

— обводить пунктирные линии и раскрашивать изображения;

— знать названия цветов спектра;

— сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме;

— использовать цвет, форму для передачи настроения в рисунке, аппликации;

— различать цвета и отдельные оттенки цветов;

— ориентироваться в пространстве листа.

Механизм оценивания образовательных результатов

В соответствии с возрастными особенностями каждое занятие должно включать разнообразные виды деятельности: игры, этюды, упражнения и т.д. Они должны быть короткие, разнообразные и доступные детям по содержанию. Так как внимание детей ещё не устойчиво, они отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому учащиеся нуждаются в частой смене заданий. В качестве отдыха используются: подвижные игры, шумные игры, танцы, физминутки.

        Способы определения результативности:

- наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями;

- формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста;

- взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями. Диагностика уровня развития детей происходит в начале процесса обучения (тест школьной зрелости Керна-Йерасика) и в конце курса обучения (тест и опросник Керна-Йерасика).

Формы подведения итогов реализации программы

Форма проведения: тесты, анализ результатов работ детей, анкетирование родителей, выполнение практических заданий. Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы, выступают педагоги и педагог-психолог.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

«Познаем мир и знакомимся с математикой»

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Познаём окружающий мир. Учимся думать, наблюдать, сравнивать.

10

3

7

2

Знакомство с цифрами.

10

4

6

3

Учимся считать.

5

1

4

4

Познаём окружающий мир. Учимся думать логически.

5

2

3

Итого

30

10

20

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

«Развитие речи и обучение грамоте»

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство со звуками. Дифференциация звуков по твердости-мягкости.

Азбука. Играем со звуками и словами.

5

2

3

2

Звуковой анализ слов. Азбука. Играем со звуками и словами.

5

2

3

3

Знакомство с буквами, обозначающими

гласные звуки. Азбука. Играем со звуками и словами.

5

1

4

4

Знакомство буквами, обозначающими согласные звуки.

Азбука. Играем и читаем вместе.

15

5

10

Итого

30

10

20

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

«ИЗО и художественный труд»

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Графическая деятельность.

(Учимся рисовать. Клетки, точки, штрихи.)

20

4

16

2

Продуктивная деятельность.

Аппликация. Лепка. Анализ форм и создание образов.

10

2

8

Итого

30

6

24

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Познаем мир и знакомимся с математикой»

Тема 1. Знакомство. Цифра 1. Цифра 2. Цифра 3. Направления движения, ориентация в пространстве. Цифра 4. Геометрические фигуры. Сравнение предметов. Счет. Цифра 5. Цифра 6.

Тема 2. Цифра 7. Цифра 8. Решаем задачи. Думаем логически. Вес. Сравнение предметов по весу. Объединение предметов по признакам. Цифра 9. Режим дня. Время. Число 10. Игра «Танграм».

Тема 3. Решаем задачи. Измеряем. Рассказываем по картинке. Запоминаем и воспроизводим.

Танкграм. Учимся конструировать.

Тема 4. Запоминаем и воспроизводим. Фантазируем. Воображаем. Повторение пройденного материала. Итоговое занятие.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                      «Развитие речи и обучение грамоте»

Тема 1. Знакомство со звуками. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Азбука. Играем со звуками и словами. Знакомство со звуками. Звуки [Ш] и [Ж]. Знакомство со звуками. Звуки [Ж], [З]-[З'], [С]-[C']. Знакомство со звуками. Звуки [Л]-[Л’] и [М]-[М’]. Знакомство со звуками. Звуки [К]-[К’], [П]-[П’], [В]-[В’]. Твердые и мягкие звуки.

Тема 2. Звуковой анализ слов. Азбука. Играем со звуками и словами. Звуковой анализ слов. Звуковой анализ слов. Звуковой анализ слов. Звуковой анализ слов. Звуковой анализ слов.

Тема 3. Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Азбука. Играем со звуками и словами. Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки А-Я. Буквы У-Ю. Буквы Э-Е. Буквы Ы- И.

Тема 4. Знакомство буквами, обозначающими согласные звуки. Азбука. Играем и читаем вместе. Буквы М – Н. Буквы Р – Л. Буква Й. Буквы Г – К. Буквы З – С. Буквы Д – Т. Буквы Б – П. Буквы В – Ф. Буквы Ж – Ш. Буква Ч. Буква Щ. Буква Х. Буква Ц. Буквы Ь и Ъ. Обобщающее занятие «В стране Загадок».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                            «ИЗО и художественный труд»

Тема 1. Графическая деятельность. (Учимся рисовать. Клетки, точки, штрихи.) Учимся рисовать. «Мои игрушки». Аппликация. Учимся рисовать. «Дикие и домашние животные». Учимся лепить. Учимся рисовать. Птицы. Учимся рисовать. Сказочные персонажи. (Дюймовочка). Учимся рисовать. Замок. Учимся рисовать. Корабли. Учимся рисовать. Снежинка. Учимся рисовать. Теремок. Учимся рисовать. Фрукты. Учимся рисовать. Что такое витраж. Лепка. «Новогодняя ёлочка». Учимся рисовать по звездам. Созвездия. Учимся рисовать. Геометрические фигуры. Учимся рисовать. Золотая рыбка. Учимся рисовать. «Кошкин дом». Учимся рисовать. «Волшебные квадраты». Аппликация. Конструирование. Учимся рисовать. Волшебные клеточки.

Тема 2. Продуктивная деятельность. Аппликация. Лепка. Анализ форм и создание образов. Аппликация. Оригами. Конструирование. Учимся рисовать. Кенгуру. Учимся рисовать.  Корзина с фруктами. Учимся рисовать. Кирпичная кладка. Лепка. Учимся рисовать. Зебра.

Учимся рисовать. Учимся рисовать. Дикобраз. Учимся рисовать. Богатырь. Итоговое занятие.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

                                 

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Будущий первоклассник»

1

Начало учебного года

1 октября

2

Продолжительность учебного периода на каждом году обучения

30 учебных недель

3

Продолжительность учебной недели

 5 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Количество часов

90 часов

6

Окончание учебного года

25 мая

7

Период реализации программы

01.10.2021-25.05.2022

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                 «Познаем мир и знакомимся с математикой»

Тема

Характеристика деятельности, формирование УУД

1

Знакомство.

Наблюдай и сравнивай.

Сравнение предметов по размеру.

Сюжетно-ролевая игра «Мы такие разные»

Рассматриваем, думаем.

2

Цифра 1

Учись внимательно рассматривать, думать.

Цифра 1. Учись быть внимательным

Игра «Угадайка»

3

Цифра 2

Множества «Дикие» и «Домашние»

Учись сравнивать.

Сравнение фигур по размеру, высоте. Учимся считать.

4

Цифра 3

Овощи и фрукты (объединение предметов в множество).

Учись правильно отвечать на вопросы

Будь внимательным, наблюдательным.

Штриховка

Игра «3 медведя»

5

Направления движения, ориентация в пространстве

Закрепление умений ориентироваться в пространстве.

Учись наблюдать, думать, рассказывать

Учись считать и правильно отвечать на вопросы

Игра «Водитель»

6

Цифра 4

Будь внимательным

Цифра 4

Игра «Собери грибочки для белочки»

7

Геометрические фигуры.

Учись замечать сходства и различия.

Называем фигуры.

Порядок чисел.

Игра «По порядку становись»

8

Сравнение предметов. Счет.

Множество предметов (транспорт) Сравнение по величине. Рассказываем по картинке, считаем. Понятия выше – ниже.

Игра «Кто выше?»

9

Цифра 5

Учись считать. Цифра 5.

Цвет. Геометрические фигуры. Счет.

Игра-считалка «5 друзей»

10

Цифра 6

Учись наблюдать. Цифра 6.

Сюжетно-ролевая игра «Репка»

Считаем сказочных персонажей.

Сравниваем по величине.

11

Цифра 7

Учись считать. Цифра 7. Считаем. Объединение фигур по цвету, размеру. Числовой порядок. Игра «Цыплята»

12

Цифра 8

Учись сравнивать по величине.

Цифра 8.

Счет.

Игра – наблюдение «Было-стало»

13

Решаем задачи.

Учись решать арифметические задачи.

Числовой порядок.

Учись сравнивать предметы по величине и количеству.

Игра «Ежики»

14

Думаем логически.

Учись мыслить логически.

Учись наблюдать и анализировать.

Понятия «внутри»  и «вне»

Игра «Ловись, рыбка!»

15

Вес. Сравнение предметов по весу.

Учись сравнивать предметы по весу и количеству.

Будь внимательным и наблюдательным.

Игра «Мы сходили в магазин»

16

Объединение предметов по признакам.

Будь внимательным и наблюдательным.

Объединение предметов по признаку. Игра «Порядок в сундучке»

17

Цифра 9

Учись считать, сравнивать, доказывать. Цифра 9.

Счет. Сравнение по величине. Графическая работа в РТ.

18

Режим дня. Время.

Учись рассказывать по картинке.

Учись сравнивать по количеству.

Игра «Дни недели»

19

Число 10

Составляем задачу по картинке.

Решаем задачу.

Учись рассказывать по картинке.

Учись сравнивать по количеству.

20

Игра «Танграм»

Конструирование

Игра Танграм.

21

Решаем задачи.

Учись сравнивать по количеству

На сколько больше? На сколько меньше?

Составляем и решаем задачи.

Игра «Угадайка»

22

Измеряем.

Учись измерять

Игра «33 попугая»

Придумай и реши задачу

23

Рассказываем по картинке.

Учись рассказывать о том, что видишь.

Учимся формулировать вопросы по картинке. Игра «Цепочка вопросов»

24

Запоминаем и воспроизводим.

Учись запоминать. Графическая работа - игра «Повтори рисунок»

25

Танкграм. Учимся конструировать.

Придумай задачу

Учись думать, конструировать.

Игра «Колумбово яйцо»

26

Запоминаем и воспроизводим.

Учись запоминать.

Учись конструировать.

Игра «Нарисуй по памяти»

27

Фантазируем.

Развивай фантазию

Игра «Придумай сам»

Графическая работа в РТ

28

Воображаем.

Составляем задачи по картинкам. Решаем задачи.

Думаем, доказываем свои предположения.

29

Повторение пройденного материала.

Повторение и систематизация пройденного.

Игра «Я - ученик».

30

Итоговое занятие.

Итоговая диагностическая работа.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                        «Развитие речи и обучение грамоте»

Тема

Характеристика деятельности,  формирование УУД

1

Знакомство со звуками.

Звуки [Ш] и [Ж]

Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]. Выделение звуков [Ш] и [Ж]

Дидактическая игра «Пошуршим-пожужжим»

Беседа «Осенние звуки»

2

Знакомство со звуками.

Звуки [Ж], [З]-[З'], [С]-[C']  

Беседа «Насекомые»

Дифференциация звуков по твердости и мягкости.

[Ж], [З]- [З'], [С]-[C']  

Дидактическая игра «Строгие и ласковые комарики»

Работа со словами, с предметными картинками

Учимся слышать звуки, выделять их

3

Знакомство со звуками.

Звуки

[Л]-[Л’] и [М]-[М’]

Дифференциация звуков по твердости и мягкости. Звуки

[Л]-[Л’] и [М]-[М’]

Беседа «Дикие животные»

Игра «Эхо»

4

Знакомство со звуками. Звуки [К]-[К’], [П]-[П’], [В]-[В’]

Работа со стихотворением Б. Заходера «Мама-кенгуру»

Дифференциация звуков по твердости и мягкости.

Слушаем стихотворение, выделяем звуки

[К]- [К’], [П]-[П’], [В] –[В’]

Самостоятельная работа с картинками по РТ

Работа со словами

Игра «Живые модели»

5

Твердые и мягкие звуки.

Дифференциация звуков по твердости и мягкости.

Игра «Кто больше?»

Слушаем стихотворение (отрывок «Доктор Айболит»

Выделяем звуки

Игра «Найди портрет героя»

Работа со словами

6

Звуковой анализ слов.

Звуковой анализ слов.

Игра с мячом «Найди пару»

Работа со словами

Самостоятельная работа в РТ

Игра «Кто больше?»

7

Звуковой анализ слов.

Звуковой анализ слов.

Работа со стихотворением Маршака.

Игра «Назови слово»

Игра «Цепочка слов»

Работа со словами

8

Звуковой анализ слов.

Звуковой анализ слов.

Игра «Живые модели»

Сравнение слов

9

Звуковой анализ слов.

Звуковой анализ слов.

Игра «Живые модели»

Работа со словами. Самостоятельная работа в РТ с фишками.

Игра «Кто внимательней?!

10

Звуковой анализ слов.

Звуковой анализ слов.

Игра «Живые модели»

Игра «Построим дом»

11

Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки А-Я

Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки [А]-Я

Игра «Живые модели»

Работа со словами.

Графическая работа в РТ

13

Буквы У-Ю

Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Буквы У-Ю

Звуковой анализ слов. Работа со стихотворением. Выделение звуков. Игра с мячом «Твердый-мягкий согласный»

Графическая работа в РТ

14

Буквы Э-Е

Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Буквы Э-Е

Игра «Живые модели»

Игра «Найди свой домик»

Разгадывание кроссворда.

Графическая работа в тетради.

15

Буквы Ы-И

Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки.

Буквы Ы-И

Игра «Живые модели»

Графическая работа в РТ

16

Буквы М-Н.

Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки.

Буквы М-Н.

Чтение слогов

Звуковой анализ слов

Графическая работа в тетради

17

Буквы Р-Л.

Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки. Буквы Р- Л.

Игра-соревнование «Придумай слово по модели»

Чтение слов

Самостоятельная графическая работа в РТ

18

Буква Й

Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки. Буква Й

Игра «Живые модели»

Графическая работа в РТ

19

Буквы Г-К

Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки.

Буквы Г-К

Графическая работа в РТ

Чтение слогов, слов

Постановка ударения

Игра с мячом «Твердый-мягкий»

20

Буквы З-С

Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки. Буквы З-С

Графическая работа в РТ

Звуковой анализ слов

Чтение слогов и слов

Игра «Цепочка слов»

Графическая работа в РТ

21

Буквы Д-Т

Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки.

Буквы Д-Т

Графическая работа в РТ

Чтение рассказа

Игра-соревнование «Назови слово со звуком Д»

Игра «Живые модели»

Найти в тексте и подчеркнуть букву Д

22

Буквы Б-П

Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки.

Буквы Б-П

Графическая работа в РТ

Звуковой анализ слов

Игра «Живые модели».

23

Буквы В-Ф

Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки.

Буквы В-Ф

Графическая работа в РТ

Игра «Измени слово»

Чтение рассказа

24

Буквы Ж-Ш

Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки.

Буквы Ж-Ш

Графическая работа в РТ

Игра «Живые модели»

Звуковой анализ

25

Буква Ч

Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки.

Буква Ч

Графическая работа в РТ

Деление слова на слоги

Ударение

26

Буква Щ

Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки.

Буква Щ

Графическая работа в РТ

Чтение рассказа

Работа со стихотворением

Ударения

27

Буква Х

Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки.

Буква Х

Графическая работа в РТ

Звуко-буквенный анализ слов.

Загадки: отгадай и впиши буквы

Учим скороговорку

28

Буква Ц

Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки.

Буква Ц

Графическая работа в РТ

Самостоятельная работа «Ц или Ч»

Задание «Угадайка»

29

Буквы Ь и Ъ

Знакомство с буквами

 Ь и Ъ

Учись наблюдать, думать

Графическая работа в РТ

30

Обобщающее занятие

«В стране Загадок»

Обобщающее занятие «В стране Загадок»

Обобщение полученных знаний.

Сюжетно-ролевая игра «Я-ученик»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ИЗО и художественный труд»

Тема

Характеристика деятельности, направленной на формирование УУД

1

Учимся рисовать.

«Мои игрушки»

Графическая деятельность:

Воспроизведение линий и фигур в рамках.

Игра «Что спрятано в коробках?»

2

 Аппликация.

Продуктивная деятельность.

Аппликация в технике обрыва «Осеннее дерево»

3

Учимся рисовать.

«Дикие и домашние животные»

Графическая деятельность:

Воспроизведение линий и фигур по клеткам.

Штриховка.

Игра «На лугу пасутся ко…»

4

Учимся лепить.

Продуктивная деятельность. Лепка

5

Учимся рисовать.

Птицы.

Графическая деятельность:

Воспроизведение линий и фигур в системе клеток.

Игра «Помоги свить гнездышко»

6

Учимся рисовать.

Сказочные персонажи. (Дюймовочка)

Графическая деятельность:

Воспроизведение линий и фигур в системе клеток и точек.

Игра «В гостях у сказки»

7

Учимся рисовать.

Замок.

Графическая деятельность:

Раскрашивание рисунка с учетом симметричного расположения его частей.

8

Учимся рисовать.

Корабли.

Графическая деятельность:

Воспроизведение линий и фигур в системе клеток и точек.

Игра «В гостях у сказки»

9

Учимся рисовать.

Снежинка.

Изобразительная деятельность:

Анализ форм и

создание образа

Рисование карандашами.

10

Учимся рисовать. Теремок.

Графическая деятельность:

Достраивание изображений на основе симметрии.

11

Учимся рисовать.

Фрукты.

Графическая деятельность:

Копирование несимметричных фигур по точкам.

12

Учимся рисовать. Что такое витраж.

Графическая деятельность:

Обведение пунктирных линий и раскрашивание изображений с целью формирования представлений о контуре и силуэте.

13

Лепка

«Новогодняя ёлочка»

Продуктивная деятельность.

Лепка

Новогодняя елочка

14

Учимся рисовать по звездам. Созвездия.

Графическая деятельность: штриховка фигур линиями.

Игра «Волшебные клеточки»

15

Учимся рисовать. Геометрические фигуры.

Графическая деятельность: штриховка фигур линиями, геометрическими фигурами.

16

Учимся рисовать. Золотая рыбка.

Диктант: создание фигуры на основе словесной инструкции.

17

Учимся рисовать.

«Кошкин дом»

Графическая деятельность:

Воспроизведение рисунка на основе измерения.

Учимся ориентироваться в пространстве.

18

Учимся рисовать.

«Волшебные квадраты»

Графическая деятельность: штриховка фигур линиями

Игра «Я художник»

19

Аппликация. Конструирование.

Продуктивная деятельность:

Создание открытки «23 февраля»

20

Учимся рисовать. Волшебные клеточки.

Графическая деятельность:

Раскрашивание рисунка с учетом симметричного расположения его частей.

21

Аппликация.

Оригами.

Конструирование.

Продуктивная деятельность: Создание Открытки для мамы «8 марта»

22

Учимся рисовать. Кенгуру.

Графическая деятельность: повторяем рисунок по контуру.

Дорисовываем симметрично.

Диктант.

23

Учимся рисовать. Корзина с фруктами.

Графическая деятельность:

Раскрашивание рисунка с учетом симметричного расположения его частей.

24

Учимся рисовать.

Кирпичная кладка.

Графическая деятельность: штриховка фигур линиями

25

Лепка

Продуктивная деятельность. Лепка

26

Учимся рисовать. Зебра.

Графическая деятельность: штриховка фигур линиями и геометрическими фигурами.

27

Учимся рисовать.

Графическая деятельность: штриховка фигур линиями и геометрическими фигурами.

ИГРА «Вяжем свитер»

28

Учимся рисовать.

Дикобраз.

Графическая деятельность: штриховка фигур линиями и геометрическими фигурами.

Игра «Зоопарк»

29

Учимся рисовать. Богатырь.

Графическая деятельность: штриховка фигур линиями и геометрическими фигурами.

Игра «3 богатыря»

30

Итоговое занятие

Итоговая диагностическая работа.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Будущий первоклассник» социально-педагогической направленности обеспечивается за счет:

- доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы;

- наличия комфортной развивающей образовательной среды;

- наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного материала;

- применение современных педагогических технологий.

Кадровое обеспечение реализации программы

Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования или классный руководитель, имеющий высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»; высшее либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» без предъявления требования к опыту практической работы.

Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое удобное помещение:

- кабинет оборудован современной мебелью соответственно возрасту;

- рабочее место педагога, оснащено компьютером с выходом в сеть ИНТЕРНЕТ;

- демонстрационный комплекс, включающий в себя: мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер;  

- принтер черно-белый и цветной;

- ксерокс;

- шкаф для хранения демонстрационного материала;

бумага офисная белая и цветная, ножницы с закругленными концами, линейки, простые карандаши и цветные, точилки, ручки шариковые.

Методическое обеспечение программы

Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения:

˗ магнитная азбука;

˗ дидактические настольные игры;

˗ учебные пособия;

˗ предметные картинки;

˗ раздаточный и счетный материал;

˗ набор цифр;

˗ набор геометрических плоскостных и объемных фигур;

˗ книги-раскраски;

˗ карточки для словарной работы;

˗ компьютер.

 

       

Информационное обеспечение реализации программы

Программное обеспечение: операционная система: Windows (XP или выше). Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных ниже браузеров: Internet Explorer; Mozilla Firefox; Google Chrome, Office, Paint.

Список литературы:

Литература для педагогов:

  1. Готовимся к школе. Рабочая тетрадь. (Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И.)
  2. Я и мои друзья. Рабочая тетрадь. (Козлова С.А.)
  3. Я и моя семья. Рабочая тетрадь. (Куликова Т.А.)
  4. Я хочу в школу. Рабочая тетрадь. (Козлова С.А.)
  5. Учимся думать. Что с чем объединяется? Рабочая тетрадьЧ.1. (Салмина Н.Г.)
  6. Учимся думать. Что с чем объединяется? Рабочая тетрадь Ч.2. (Салмина Н.Г.)
  7. Учимся думать. Что, как и с чем связано? Рабочая тетрадь Ч.1. (Салмина Н.Г.)
  8. Учимся думать. Что, как и с чем связано? Рабочая тетрадь Ч.2. (Салмина Н.Г.)
  9. Умелые ручки. Рисуем по звездам. Рабочая тетрадь №1. (Салмина Н.Г., Глебова А.О.)
  10. Умелые ручки. Рисуем по звездам. Рабочая тетрадь №2. (Салмина Н.Г., Глебова А.О.)
  11. Умелые ручки. Рисуем по сетке. Рабочая тетрадь №1.(Салмина Н.Г., Глебова А.О.)
  12. Умелые ручки. Рисуем по сетке. Рабочая тетрадь №2. (Салмина Н.Г., Глебова А.О.)
  13. Умелые ручки. Форма и штриховка. Рабочая тетрадь. (Салмина Н.Г., Глебова А.О.)
  14. Учимся рисовать. Рисунок, аппликация и лепка. Рабочая тетрадь. (Салмина Н.Г., Глебова А.О.)
  15. Учимся рисовать. Анализ форм и создание образа. Рабочая тетрадь.(Салмина Н.Г., Глебова А.О.)
  16. Придумай и расскажи (комплект). Дидактические материалы. (Виноградова Н.Ф.)
  17. Календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками. Региональный опыт. Методическое пособие. (Яненко Н.Н., Исаева Л.А., Бабась Л.В., Ткачук Е.В.)
  18. Рассказы-загадки о природе. Пособие для дошкольника. (Виноградова Н.Ф.)
  19. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Предшкольная пора" Воспитание, развитие и обучение детей 5-6 лет. Программа. (Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е., Козлова Т.А., Куликова Т.А., Салмина Н.Г. Под ред. Виноградовой Н.Ф.)
  20. Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. (Галанов А.С.)
  21. Путешествуем по сказкам. Игры (комплект). Пособие для дошкольника. (Салмина Н.Г., Филимонова О.Г.)
  22. Формирование школьно-значимых функций в условиях вариативности моделей подготовки детей к школе. Диагностика школьно-значимых функций первоклассников. (Ценарёва Н.Н., Парасотченко Т.В., Петрова Н.Н., Марчук С.В. Под ред. Ценаревой Н.Н.

23. Интернет-ресурсы:  https://www.vgf.ru/

Литература для обучающихся:

1. Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами. Рабочая тетрадь №1. (Журова Л.Е., Кузнецова М.И.)

2. Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами. Рабочая тетрадь №2. (Журова Л.Е., Кузнецова М.И.)

3. Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе. Рабочая тетрадь №1. (Журова Л.Е., Кузнецова М.И.)

4. Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе. Рабочая тетрадь №2. (Журова Л.Е., Кузнецова М.И.)

5. Знакомимся с математикой. Пособие для дошкольника. (Щербакова Е.И.)

6. Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи. Рабочая тетрадь. (Салмина Н.Г., Глебова А.О.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...