Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
консультация по развитию речи (средняя группа)

Лямина Светлана Сергеевна

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду? В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей,как: • маленький словарный запас • неумение согласовывать слова в предложении • нарушение звукопроизношения • плохое развитие связной речи • несформированность психических процессов • несовершенство различных видов мышления. Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

 

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

 

К. Д. Ушинский

 

Что такое мнемотехника?

 

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).

 

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

 

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

 

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

 

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

 

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей,как:

 

• маленький словарный запас

 

• неумение согласовывать слова в предложении

 

• нарушение звукопроизношения

 

• плохое развитие связной речи

 

• несформированность психических процессов

 

• несовершенство различных видов мышления.

 

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

 

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

 

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память,и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

 

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

 

Мнемотехника помогает развивать:

 

• зрительную и слуховую память

 

• зрительное и слуховое внимание

 

• воображение

 

• восприятие

 

• развивает кругозор

 

• развивает все стороны речи

 

Начиная работу по технологии мнемотехника,воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

 

1.Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

 

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

 

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

 

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

 

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

 

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

 

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

 

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

 

12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

 

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

 

1 этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

 

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

 

Например: ёлочка (какая) колючая

 

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

 

Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

 

Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

 

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

 

• «Подскажи словечко»,

 

• «Найди пару»

 

• «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст

 

• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст

 

2 этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.

 

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

 

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

 

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

 

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

 

Что такое мнемотаблица?

 

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

 

Мнемотаблицы -схемы можно использовать:

 

• для ознакомления детей с окружающим миром

 

• при заучивании стихов

 

• при пересказах художественной литературы

 

• при обучении составлению рассказов

 

• при отгадывании и загадывании загадок

 

• для обогащения словарного запаса

 

• при обучении составу числа

 

• при воспитании культурно-гигиенических навыков

 

• при воспитании навыков самообслуживания

 

• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

 

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию,она должна соответствовать ряду требований:

 

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

 

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

 

• соответствовать уровню развития детей.

 

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

 

Мнемотаблицы бывают двух видов:

 

1. обучающие - содержат познавательный материал.

 

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

 

Как работать с мнемотаблицей.

 

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

 

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает,что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т. е. информация группируется (рациотехника).

 

Этап 2: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).

 

Этап 3: Составление сюжета, т. е. отработка одного из методов запоминания.

 

4 этап : Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

 

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

 

5 этап: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.

 

Чем отличается мнемотехника от других технологий.

 

• Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.

 

• Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.

 

• Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

 

• Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.

 

• Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями.

 

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

 

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей. Материал консультации знакомит с историей мнемотехники, актуальностью её использования в ДОУ, методами и приёмами мнемотехники, а также расскажет о том, что такое мнемот...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»...

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.

Мнемотехника — система методов, дающая возможность запомнить информацию при помощи ассоциаций. Использовать мнемотехнические приемы в можно и нужно в работе с детьми дошкольного возраста. Эта ме...

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Использование приёмов мнемотехники для дошкольников обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей заметно обл...

"Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста».

Мнемотехника – это специально разработанные приемы и способы, направленные на тренеровку памяти, речи, облегчающие процесс запоминания информации....

Презентация "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Данную презентацию можно использовать на педсовете для ознакомления воспитателей с мнемотехникой. К презентации добавлен текст....