Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кондрашкина Юлия Игоревна

Цель: Продолжать развивать интерес к художественным произведениям и творчеству Н.Н.Носова.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция  образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhivaya_shlyapa.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 муниципального образования Каневской район

Конспект занятия по развитию речи для детей

старшего дошкольного возраста

Тема: Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

Воспитатель: Кондрашкина Ю.И.

Цель: Продолжать развивать интерес к художественным произведениям и творчеству Н.Н.Носова.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция  образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

Образовательные задачи:

-формировать умения воспринимать и характеризовать  литературные образы;

-познакомить с рассказом Н.Носова «Живая шляпа».

Развивающие задачи:

-развить монологическую речь, умение давать развернутые ответы на вопросы по тексту;

-развивать логическое мышление;

Воспитательные задачи:

-воспитывать любовь к чтению;

Методы и приемы: Заинтересовывающий момент, объяснение, пояснение, контроль, вопросы, оценка, выразительное чтение, рефлексия, наглядный прием.

Словарная работа: кабинет, комод, кочерга.

Предварительная работа: чтение рассказов Н.Носова. Рассматривание картин, иллюстраций к рассказам

Оборудование: экран, электронная презентация, книги с рассказами Н.Носова, шляпа, Незнайка, предметы к рассказам Н. Носова (игрушечные две собачки, муляж огурца, лопатка, штаны с заплаткой, кастрюля, автомобиль), иллюстрации к рассказу, раскраски с изображением котенка.

Ход НОД:

В: Здравствуйте ребята! Как вы видите у нас сегодня гости, поздоровайтесь с гостями.

В: Сейчас я вам загадаю загадку, отгадав её вы узнаете куда мы с вами отправимся  в гости

-Чтобы знаний набираться,

Чаще обращайся к ней.

Никогда не расставайся,

Станешь с ней в сто раз умней  (книга)

В: а как называется то место, где хранятся книги? Где находятся много книг?

Д: Библиотека, книжная полка, книжный шкаф.

В: А кто пишет книги?

Д: писатели, поэты.

В:  Каких писателей вы знаете? (дети перечисляют)

В: А вы знаете, что у каждого писателя бывает свой  рабочий кабинет, где он пишет, создаёт книги. И я сейчас вам предлагаю  посетить рабочий кабинет писателя Н.Н.Носова.  

В: Пойдём, ребята?

Д: Да.

(на экране появляется портрет Н. Носова)

-Перед нами портрет Николая Николаевича Носова. Он является одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Его книги хочется читать и перечитывать.  Писателем Николай Николаевич  стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории, воспитывают в детях честность, чувство дружбы, отзывчивость, любовь к труду; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, ложь, грубость и т.д..

В: Пройдёмте дальше. (Выставка книг Н.Носова)

-Ребята, смотрите, кто это? (Незнайка)

-Как вы думаете, почему он здесь? (герой произведений Носова)

 -Ребята, Незнайка сделал выставку книг Н.Носова. Он собрал многие произведения писателя. Это веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные книги с рассказами, настоящий подарок от замечательного писателя. Вы обратили внимание, я сказала книги с рассказами. В основном он писал рассказы для детей. А чем отличаются рассказы от сказок?  

Д: Сказки- это выдуманные истории, а рассказы- это случаи из жизни.

В: Да, молодцы.

В: Сморите, книга. Какая-то зачитанная.Наверное эта книга очень интересная, её много читали. Это книга Носова «Живая шляпа». Прочтём её? Садитесь   удобно, слушайте и смотрите презентацию, которая будут появляться на экране.

(Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».На экране постепенно появляются картинки из рассказа).

(После чтения рассказа проводится беседа).

- Вам понравился этот рассказ?

- Смешная эта история или печальная?  (смешная)

- Как звали мальчиков? (Володя, Владик) .

- Почему мальчики решили, что шляпа живая? (Поползла) .

- Как мальчики узнали секрет шляпы? (швыряли картошкой и шляпа подскочила к верху)

- Что делали мальчики до того, как увидели «Живую шляпу»? (Раскрашивали картинки) .

- Кто сидел под шляпой? (Котенок) .

- Как звали котенка? (Васька) .

- Что вам понравилось в рассказе больше всего?

- Какие непонятные слова встретились в тексте?

Дети: - Комод, кочерга.

(Слайды с изображением комода, кочерги)

Знакомство с новыми словами.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или мелких вещей.

Кочерга - приспособление для перемешивания топлива в печи, толстый железный прут с прямо загнутым концом.

Физминутка

Эй, ребята, не ленитесь

На разминку становитесь.

Походим мягко, как лисята

И как мишка косолапый,

И как заинька – трусишка,

И как серый волк – волчишка.

Вот свернулся ёж в клубочек,

Потому что он продрог

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Воспитатель: А теперь тихонечко садитесь

Воспитатель: а теперь ребята, давайте поиграем в игру, которая

  называется «Узнай рассказ Н. Носова по предмету»

- Перед вами предметы, который собрал Незнайка, если вы правильно назовёте какой предмет из какого рассказа Носова, на экране появится обложка этой книги.

Штаны с заплаткой - рассказ «Заплатка».

Две собачки- рассказ "Бобик в гостях у Барбоса"

Кастрюля – рассказ «Мишкина каша».

Огурец – рассказ «Огурцы».

Телефон – рассказ «Телефон»

Леденец – рассказ «Леденец»

Автомобиль – рассказ «Автомобиль».

Лопата – рассказ «Огородники».

(Дети отгадывают рассказ и кладут предмет на поднос).

В: Видишь, Незнайка, ребята тоже знают рассказы Н.Носова. Молодцы, помогли разобраться Незнайке. Они и стихи знают, сейчас их расскажут.

(дети рассказывают стихи)

Как – то попросил мальчишка

Маму залатать штанишки.

Мать сказала: «Ай – ай – ай!

Сам порвал – сам зашивай!»

Мы решили сами дружно

Голод кашей утолить.

Думали, сготовим быстро.

Знали б вы, что у нас вышло…

Небылицы целый день

Им придумывать не лень

Мы пилоты, каскадеры

Из рассказа …..(фантазёры)

В: Молодцы.

-Н. Носов замечательный детский писатель, он так хорошо понимал детей, и так точно и красочно описывал их чувства в разных жизненных ситуациях, что мы с вами легко могли представить их в своем воображении. Эти чувства, которые Вадик и Вовка испытывали в течение всего рассказа называются эмоции.

- Что почувствовали Вова и Вадик, когда шляпа поползла? (страх)

-Покажите, как они испугались?

Ребята, Что вы сегодня узнали нового? Что было интересно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по читательским умениям Тема: "Чтение рассказа Н. Носова "Живая шляпа".

Цель: -продолжать формировать интерес к художественным произведениям и  творчеству Н. Н. Носова; -развивать  литературную  речь дошкольников, мышление, память, воображение, чувство юмор...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Весёлые рассказы Н. Носова"

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: Весёлые рассказы Н.Носова"...

Конспект НОД по развитию речи с детьми раннего возраста. Тема: "Чтение рассказа Л. Н, Толстого" Спала кошка на крыше"

Конспект НОД по развитию речи с детьми раннего возраста. Тема: "Чтение рассказа Л.Н.Толстого " Спала кошка на крыше"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»Цель: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Весёлые рассказы Н. Носова»

- Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова, и его произведения (рассказ «Фантазеры»);- Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы ...

Конспект занятия по развитию речи для детей 6-7 лет. Веселые рассказы Н.Носова: «Живая шляпа и «Затейники».

Цель: Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н.Носова.Задачи:1. Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.2. Формировать умение давать краткие и развернутые отве...