Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:
«Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»
Цель: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.
Задачи:
1) Образовательные: формировать умение анализировать произведение; показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях: способствовать развитию конструктивного взаимодействия, повышению уверенности в себе.
2) Развивающие: способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; совершенствовать связную речь.
3) Воспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам; воспитывать интерес к книгам, художественным произведениям; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; формирование понятий «дружба», «друг».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_6_mart.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе
«Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»
Цель: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.
Задачи:
1) Образовательные: формировать умение анализировать произведение; показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях: способствовать развитию конструктивного взаимодействия, повышению уверенности в себе.
2) Развивающие: способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; совершенствовать связную речь.
3) Воспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам; воспитывать интерес к книгам, художественным произведениям; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; формирование понятий «дружба», «друг».
Материалы и оборудование: портрет В. И. Драгунского, иллюстрации к рассказу, мяч для игры, аудиозапись песни В. Шаинского «Улыбка».
Ход образовательной деятельности:
1. Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель: Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень –
Всем «Привет» и «Добрый день».
Дети рассаживаются на стулья.
Гимнастика для глаз «Носик»
Смотрит носик вправо-влево, Резко перемещают взгляд вправо и влево
Смотрит носик вверх и вниз. Резко перемещают взгляд вверх и вниз.
Что увидел хитрый носик?
Ну, куда мы забрались? Мягко проводят указательными пальцами по векам.
Артикуляционная гимнастика «Качели», «Часики».
Воспитатель: У каждого из вас дома есть много игрушек, но среди всех есть игрушка, которую вы любите больше других. И сейчас каждый из вас назовет свою любимую игрушку, но сначала отгадайте загадку:
Не люблю лежать на месте
И пускаюсь часто вскачь
С детворой веселой вместе…
Ты узнал меня – я …. (мяч).
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный мячик». Я беру мячик и передаю его тому, кто стоит рядом со мной. Следующий берет мячик в руки и говорит рядом стоящему ребенку, какая у него самая любимая игрушка и почему, и одновременно отдает мячик и т. д. по кругу. Игра заканчивается, когда мячик снова попадет мне в руки.
Проведение игры «Волшебный мячик»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что игрушки появились очень давно. Но они не всегда были такие как сегодня. Долгий путь проделала игрушка к вам, пока стала вот такой, красивой, яркой. В старину изготавливали игрушки из любых подручных материалов. Сначала из кости, дерева, глины и растений, позже из тряпочек, стекла и уже значительно позже в ход пошла резина, пластик и другие материалы. Раньше к игрушкам относились очень уважительно. Их никогда не оставляли как попало, а хранили в специальных корзинах или сундуках. А где у вас хранятся игрушки? (ответы детей). Что надо делать, чтобы игрушки всегда были красивые? (бережно к ним относиться). Можно ли рвать и ломать игрушки? (ответы детей)
2. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с писателем Виктором Юзефовичем Драгунским (показать портрет писателя). Этот автор писал рассказы о детях, для детей. Сегодня мы с вами прочтем его рассказ «Друг детства».
Воспитатель: Ребята, так кто же такой «друг детства»? (так говорят о человеке, с которым дружил в детстве).
Воспитатель: О ком этот рассказ? - о мальчике Дениске
Воспитатель: Понравился вам Дениска? - да
Воспитатель: Какой он? - мечтательный, любознательный, знает много профессий.
Воспитатель: Кем в детстве мечтал стать Дениска? - капитаном дальнего плавания, путешественником, астрономом, машинистом метро, боксером.
Воспитатель: Почему у него так часто менялось мнение? - его привлекали разные профессии.
Воспитатель: Как отнёсся к просьбе сына папа? Почему так? - (Выслушиваются разные ответы детей).
Что почувствовал мальчик? - Обиду.
Воспитатель: А что предложила мама? - Использовать вместо груши старую игрушку
Воспитатель: Какое чувство он испытал, когда увидел своего игрушечного Мишку? - он вспомнил как сам был маленьким
Воспитатель: Почему же он не стал тренировать свой удар о Мишку? - Дениска не захотел обидеть Мишку, потому что он раньше с ним дружил.
Воспитатель: Вспомните главные слова, которые передают чувства Дениски в этот момент? - «…и я любил его тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал».
Воспитатель: Почему Дениска назвал своего Мишку «самым лучшим другом детства», «настоящим дру-гом»? - потому что Мишка всегда с Дениской играл, слушал его сказки, спал с ним, Дениске было с ним интересно.
Воспитатель: Почему Дениска чуть не заплакал? - Ему стало стыдно за себя, ведь он хотел бить своего «самого лучшего друга, настоящего друга детства».
Воспитатель: Но почему, же Дениска отказался от своей мечты? Чем закончился рассказ? - Мальчик решил, что он не будет боксёром.
Воспитатель: Какой поступок совершил мальчик? - Правильный, мудрый, верный, хороший.
Воспитатель: Каким человеком оказался мальчик? - Добрым, отзывчивым, милосердным, великодушным, с золотым сердцем, никогда никого не обидит, никого не предаст.
Воспитатель: Что помог вам понять автор рассказа? (автор помог понять, что друзей предавать нельзя).
Физкультминутка «Стали дети ровно в круг»
Стали дети ровно в круг, а затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок, и над головой - хлопок.
А теперь все дружно перепрыгнем лужу!
А сейчас идем по кругу, улыбаемся друг другу.
Воспитатель: Ребята, есть такая пословица про дружбу: «НЕТ ДРУГА — ИЩИ, А НАЙДЕШЬ — БЕРЕГИ». Как вы ее понимаете? (ответы). Многие из вас знают веселую песенку о дружбе. Давайте мы сейчас её послушаем, и будем подпевать все вместе (звучит песня В. Шаинского «Улыбка»).
Воспитатель: В этой песне есть замечательные слова:
С голубого ручейка начинается река. Ну а дружба начинается с улыбки.
В самом деле, добрая открытая улыбка всегда привлекает сердца людей. Почему, как вы думаете? Потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Вы тоже улыбнитесь ему в ответ. Ведь улыбка — начало дружбы.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Дружбой нужно дорожить. Настоящий друг не оставит в беде, поддержит добрым словом, утешит. Ребята, о чем мы с вами говорили? (ответы). Правильно, о дружбе, о друзьях. Всем нам нужна дружба. Без друга очень трудно. Друзей нужно беречь. Спасибо вам за работу.
Рассказ Виктора Драгунского «Друг детства».
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.
То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:
— Го-о-тов!
Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.
Когда я все это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга — просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу» — такой продолговатый тяжелый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.
Я сказал папе:
— Папа, купи мне грушу!
— Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.
Я рассмеялся:
— Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!
— А тебе зачем? — сказал папа.
— Тренироваться, — сказал я. — Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?
— Сколько же стоит такая груша? — поинтересовался папа.
— Пустяки какие-нибудь, — сказал я. — Рублей десять или пятьдесят.
— Ты спятил, братец, — сказал папа. — Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.
И он оделся и пошел на работу.
А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:
— Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.
И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.
Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.
Она бросила его мне на диван и сказала:
— Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот, какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!
И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.
А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный — желтый стеклянный, а другой большой белый — из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается.
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара.
— Ты что, — сказала мама, она уже вернулась из коридора. — Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:
— Ты о чем, мама? Со мной ничего. Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение рассказа Б. Жидкова "Как я ловил человечков"
Цель НОД - помочь вспомнить известные им сказки и рассказы, познакомить с рассказом Б. Жидкова "Как я ловил человечков"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на заданную тему»
Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО: познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеВид деятельности детей: коммуникативная, игрова...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»»
Основная идея рассказа в том, что неважно кем быть по профессии, главное — оставаться человеком....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на предложенную тему»
О.С.Ушакова...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение рассказа К. Паустовского "Кот - варюга"
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на тему «Домашние животные»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на тему «Домашние животные»...