Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на заданную тему»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дисенбаева Анара Хусаеновна

Доминирующая ОО: речевое развитие.

Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Вид деятельности детей: коммуникативная, игровая, двигательная, изобразительня  

Программное содержание

Задачи:

-Связная речь: учить составлять рассказ на заданную тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы,  точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения;

-Словарь и грамматика: уточнить значения слов «мебель» и «посуда»; учить самостоятельно, образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения;

Материалы и оборудование: игрушки – зайчик, кукольная мебель (стол, стул, кровать); посуда (чашка, кружка, стакан); карандаш, бумага (ватман или формат бумаги А3), картинки с посудой и мебелью.

Предварительная работа: составление небольших рассказов по картинкам, рассказов про времена года, о предметах посуды, пересказы небольших сказок, игра «в живые слова».

Планируемый результат: составляют рассказ на заданную тему, предложенную воспитателем;  сравнивают предметы,  точно обозначая словом черты сходства и различия; находят смысловые несоответствия в тексте стихотворения и умеют аргументировать свои суждения; самостоятельно образовывают названия посуды; умеют строить небольшие предложения.

Структура занятия

1.Вводная часть

Проблемная ситуация с домиком зайчика.

2 мин

2.Основная часть

Беседа о мебели и о посуде для зайчика.

Рассказы детей о том, как ждал заяц гостей.

Физкультминутка «Зайки»

Чтение стихотворения.

Игра «Путанница»

20 мин

3.Заключительная часть

 Подведение итогов занятия.  Рассматривание рисунка детей «Мебель для зайчика»

3 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1.Вводная часть

Воспитатель: Около нашего детского сада я нашла зайца. (показывает игрушку). Он сидел и плакал. У всех зверей есть дом: лиса прячется в … норе, медведь спит в …берлоге, А у зайцев нет дома. Они прячутся под кустиками. Давайте ему построим комнату .

Дети: Давайте!

2.Основная часть.

Воспитатель: Что мы поставим в комнате зайчика?

Дети: Мебель.

Воспитатель: Какую мебель (ответы детей…)

Воспитатель расставляет у себя на столике мебель. Какую ещё вы знаете мебель? (ответы детей…)

Воспитатель: Какую ещё вы знаете мебель? (ответы детей). Какие бывают столы

Дети: Обеденный, кухонный, письменный, журнальный.

Воспитатель: Для чего нужен обеденный стол? Письменный? (дети отвечают). Какие бывают шкафы?

Дети: Платяной, книжный.

Воспитатель: Как назвать одним словом стол, шкаф, кровать -  что это?

Дети: Мебель.

Воспитатель: Кто хочет нарисовать комнату зайцу и расставить там мебель?

Воспитатель приглашает двух детей сесть за заранее приготовленный стол. Просит договориться между собой, какая мебель и где будет стоять, кто, что нарисует.

Воспитатель: Из чего зайка будет есть и пить? (дети отвечают). Как все эти предметы можно назвать одним словом?

Дети: Посуда.

Воспитатель: Какие ещё предметы посуды вы знаете? (ответы детей). Для чего нужны чашка и стакан? (дети отвечают). Чем различаются чашка и стакан.

Дети: Стакан прозрачный, а чашка нет, стакан выше чашки.

Воспитатель: Сравните стакан и кружку. Чем они отличаются?

Дети: Стакан сделан из стекла, стеклянный, а кружка сделана из металла, металлическая, стакан прозрачный, а кружка нет, кружка выше стакана.

Воспитатель: Что выше стакан или чашка

Дети: Стакан выше, а чашка ниже.

Воспитатель: Из чего едят суп?

Дети: Из тарелки.

Воспитатель: Из чего едят второе?

Дети: Тоже из тарелки.

Воспитатель: Как называются тарелки дл первого и второго блюда?

Дети: Глубокие и мелкие.

Воспитатель: Заяц ждёт гостей. Поможем ему накрыть на стол? (ответы детей). Куда заяц положит хлеб? Как называется специальная посуда для хлеба?

Дети: Хлебница.

Воспитатель: Для сахара? Для салата? Для сухарей? Для салфеток? Для конфет?

Дети: сахарница, салатница, сухарница, салфетница, конфетница.

Воспитатель: Правильно. Гости любят пить кофе и чай. В чём заваривают чай? (дети отвечают). В чём варят кофе? (дети отвечают). В чём заяц подаст к столу молоко?

Дети: В молочнике.

Воспитатель: Сливки?

Дети: В сливочнике.

Воспитатель: Вот какой праздничный стол получился!

Воспитатель спрашивает, кто хочет рассказать, как заяц ждал гостей и накрывал на праздничный стол. Вызывает трёх детей, предлагает распределить обязанности: один должен рассказать, как заяц устроил дом и пригласил друзей, второй - как заяц  готовился к встрече гостей, третий – закончит рассказ.

                                                     Физкультминутка «Зайки»
Зайки серые сидят, (Присели.)
Ушки длинные торчат. (Показываем руками ушки.)
Вот наши ушки,
Вот наши ушки;
Ушки на макушке.
Вот бежит лисичка, (Бег на месте.)
Хитрая сестричка.
Прячьтесь, прячьтесь, (Присели.)
Зайки - попрыгайки.
По лесной полянке,
Разбежались зайки. (Прыжки на месте.)
Вот такие зайки,
Зайки - попрыгайки.

Воспитатель: Помните, я вам читала стихотворение Л. Станчева. Послушайте его ещё раз:

                                                Это правда или нет?

                                                Тёплая весна сейчас, Виноград созрел у нас.

                                               Конь рогатый на лугу, Летом прыгает в снегу.

                                               Поздней осенью медведь, Любит в речке посидеть.

                                               А зимой среди ветвей,  «Га-га-га» -  пел соловей

                                               Быстро дайте мне ответ- Это правда или нет?

Когда слова стоят не на своём месте, попали не в своё предложение, то получается неправильно и смешно.

Приглашает к столу трёх детей, сообщает каждому шёпотом его слово. Они произносят своё предложение: «га-га-га пел соловей». Воспитатель обращается к сидящим на местах.

- Дети Арина, Ясмина и Максим сказали нелепицу из стихотворения. Эту нелепицу или путаницу можно распутать. Кто догадается, что нужно сделать, чтобы получилось так, как бывает на самом деле?

Дети: Надо заменить слова в этом предложении.

Воспитатель: Какие слова можно заменить?

Дети: можно заменить «га-га-га», «пел», и «соловей»

Воспитатель: Каким словом можно заменить слово «соловей»? Тот, кто предложит слово для замены, встаёт на место ребёнка, исполняющего роль слова «соловей»

Воспитатель: Что  у нас получилось? (дети отвечают).

-А каким словом можно заменить слово «пел»? (дети отвечают)

-Что получилось? Какое предложение? (дети отвечают)

Воспитатель: Я тоже придумала путаницу: «летит пушистый крокодил». А эту путаницу можно распутать? (дети отвечают)

Далее проводится работа аналогичная описанной выше,  но уже без модели «живые слова», дети последовательно отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Теперь вы сами придумайте путаницы и нелепицы – то, чего на самом деле не бывает (дети выполняют).

3.Заключительная часть.

В заключении они рассматривают, какую мебель нарисовали их товарищи. Воспитатель хвалит детей. Спрашивает,  что им больше всего понравилось на занятии. Так занятие переходит в свободную деятельность.


 


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на заданную тему».

Доминирующая ОО: речевое развитие.

Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Вид деятельности детей: коммуникативная, игровая, двигательная, изобразительня        

Программное содержание

Задачи:

-Связная речь: учить составлять рассказ на заданную тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы,  точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения;

-Словарь и грамматика: уточнить значения слов «мебель» и «посуда»; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения;

Материалы и оборудование: игрушки – зайчик, кукольная мебель (стол, стул, кровать); посуда (чашка, кружка, стакан); карандаш, бумага (ватман или формат бумаги А3), картинки с посудой и мебелью.

Предварительная работа: составление небольших рассказов по картинкам, рассказов про времена года, о предметах посуды, пересказы небольших сказок, игра «в живые слова».

Планируемый результат: составляют рассказ на заданную тему, предложенную воспитателем;  сравнивают предметы,  точно обозначая словом черты сходства и различия; находят смысловые несоответствия в тексте стихотворения и умеют аргументировать свои суждения; самостоятельно образовывают названия посуды; умеют строить небольшие предложения.

Структура занятия

1.Вводная часть

Проблемная ситуация с домиком зайчика.

2 мин

2.Основная часть

Беседа о мебели и о посуде для зайчика.

Рассказы детей о том, как ждал заяц гостей.

Физкультминутка «Зайки»

Чтение стихотворения.

Игра «Путанница»

20 мин

3.Заключительная часть

 Подведение итогов занятия.  Рассматривание рисунка детей «Мебель для зайчика»

3 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1.Вводная часть

Воспитатель: Около нашего детского сада я нашла зайца. (показывает игрушку). Он сидел и плакал. У всех зверей есть дом: лиса прячется в … норе, медведь спит в …берлоге, А у зайцев нет дома. Они прячутся под кустиками. Давайте ему построим комнату .

Дети: Давайте!

2.Основная часть.

Воспитатель: Что мы поставим в комнате зайчика?

Дети: Мебель.

Воспитатель: Какую мебель (ответы детей…)

Воспитатель расставляет у себя на столике мебель. Какую ещё вы знаете мебель? (ответы детей…)

Воспитатель: Какую ещё вы знаете мебель? (ответы детей). Какие бывают столы

Дети: Обеденный, кухонный, письменный, журнальный.

Воспитатель: Для чего нужен обеденный стол? Письменный? (дети отвечают). Какие бывают шкафы?

Дети: Платяной, книжный.

Воспитатель: Как назвать одним словом стол, шкаф, кровать -  что это?

Дети: Мебель.

Воспитатель: Кто хочет нарисовать комнату зайцу и расставить там мебель?

Воспитатель приглашает двух детей сесть за заранее приготовленный стол. Просит договориться между собой, какая мебель и где будет стоять, кто, что нарисует.

Воспитатель: Из чего зайка будет есть и пить? (дети отвечают). Как все эти предметы можно назвать одним словом?

Дети: Посуда.

Воспитатель: Какие ещё предметы посуды вы знаете? (ответы детей). Для чего нужны чашка и стакан? (дети отвечают). Чем различаются чашка и стакан.

Дети: Стакан прозрачный, а чашка нет, стакан выше чашки.

Воспитатель: Сравните стакан и кружку. Чем они отличаются?

Дети: Стакан сделан из стекла, стеклянный, а кружка сделана из металла, металлическая, стакан прозрачный, а кружка нет, кружка выше стакана.

Воспитатель: Что выше стакан или чашка

Дети: Стакан выше, а чашка ниже.

Воспитатель: Из чего едят суп?

Дети: Из тарелки.

Воспитатель: Из чего едят второе?

Дети: Тоже из тарелки.

Воспитатель: Как называются тарелки дл первого и второго блюда?

Дети: Глубокие и мелкие.

Воспитатель: Заяц ждёт гостей. Поможем ему накрыть на стол? (ответы детей). Куда заяц положит хлеб? Как называется специальная посуда для хлеба?

Дети: Хлебница.

Воспитатель: Для сахара? Для салата? Для сухарей? Для салфеток? Для конфет?

Дети: сахарница, салатница, сухарница, салфетница, конфетница.

Воспитатель: Правильно. Гости любят пить кофе и чай. В чём заваривают чай? (дети отвечают). В чём варят кофе? (дети отвечают). В чём заяц подаст к столу молоко?

Дети: В молочнике.

Воспитатель: Сливки?

Дети: В сливочнике.

Воспитатель: Вот какой праздничный стол получился!

Воспитатель спрашивает, кто хочет рассказать, как заяц ждал гостей и накрывал на праздничный стол. Вызывает трёх детей, предлагает распределить обязанности: один должен рассказать, как заяц устроил дом и пригласил друзей, второй - как заяц  готовился к встрече гостей, третий – закончит рассказ.

                                                     Физкультминутка «Зайки»
Зайки серые сидят, (Присели.)
Ушки длинные торчат. (Показываем руками ушки.)
Вот наши ушки,
Вот наши ушки;
Ушки на макушке.
Вот бежит лисичка, (Бег на месте.)
Хитрая сестричка.
Прячьтесь, прячьтесь, (Присели.)
Зайки - попрыгайки.
По лесной полянке,
Разбежались зайки. (Прыжки на месте.)
Вот такие зайки,
Зайки - попрыгайки.

Воспитатель: Помните, я вам читала стихотворение Л. Станчева. Послушайте его ещё раз:

                                                Это правда или нет?

                                                Тёплая весна сейчас, Виноград созрел у нас.

                                               Конь рогатый на лугу, Летом прыгает в снегу.

                                               Поздней осенью медведь, Любит в речке посидеть.

                                               А зимой среди ветвей,  «Га-га-га» -  пел соловей

                                               Быстро дайте мне ответ- Это правда или нет?

Когда слова стоят не на своём месте, попали не в своё предложение, то получается неправильно и смешно.

Приглашает к столу трёх детей, сообщает каждому шёпотом его слово. Они произносят своё предложение: «га-га-га пел соловей». Воспитатель обращается к сидящим на местах.

- Дети Арина, Ясмина и Максим сказали нелепицу из стихотворения. Эту нелепицу или путаницу можно распутать. Кто догадается, что нужно сделать, чтобы получилось так, как бывает на самом деле?

Дети: Надо заменить слова в этом предложении.

Воспитатель: Какие слова можно заменить?

Дети: можно заменить «га-га-га», «пел», и «соловей»

Воспитатель: Каким словом можно заменить слово «соловей»? Тот, кто предложит слово для замены, встаёт на место ребёнка, исполняющего роль слова «соловей»

Воспитатель: Что  у нас получилось? (дети отвечают).

-А каким словом можно заменить слово «пел»? (дети отвечают)

-Что получилось? Какое предложение? (дети отвечают)

Воспитатель: Я тоже придумала путаницу: «летит пушистый крокодил». А эту путаницу можно распутать? (дети отвечают)

Далее проводится работа аналогичная описанной выше,  но уже без модели «живые слова», дети последовательно отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Теперь вы сами придумайте путаницы и нелепицы – то, чего на самом деле не бывает (дети выполняют).

3.Заключительная часть.

В заключении они рассматривают, какую мебель нарисовали их товарищи. Воспитатель хвалит детей. Спрашивает,  что им больше всего понравилось на занятии. Так занятие переходит в свободную деятельность.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в средней группе «Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».

Технологическая карта по развитию коммуникативно-речевых способностей для детей 4-5 лет.«Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».г. Тамбов д/с «Радуга»  Воспитатель:...

План-конспект по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по составлению рассказа из опыта на тему "За что я люблю свою маму"

План-конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа из опыта....

НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание и составление рассказа по картине И. Грабаря «Март»

НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание и составление рассказа по картине И. Грабаря «Март»...

Конспект по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картинке с помощью мнемотаблицы: «Зимние забавы».

Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания времени года зимы образные сло...

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Составление рассказа на заданную тему»

Конспект занятияв старшей группе по развитию речи.  Тема: «Составление рассказа на заданную тему»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа на заданную тему»

mdash; связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему;— словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах мн...