Конспект по развитию речи в средней группе «Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Технологическая карта по развитию коммуникативно-речевых способностей для детей 4-5 лет.

«Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».

г. Тамбов д/с «Радуга»  

Воспитатель:   Тафинцева Н.А. 

 

Задачи:

- Способствовать развитию познавательного  интереса у  детей при составлении рассказа-описания, ориентируясь на предложенную схему, отражающую последовательность выделения признаков; при классификации одежды по сезонам.

- Развивать самостоятельность при составлении рассказа-описания, активизировать в своей речи прилагательные.

- Продолжать формировать положительное отношение к миру, предметам, которые нас окружают, другим людям и самому себе.

 

Этап занятия

Задачи этапа

Мотив деятельности детей

Социотехника (методы и приемы при организации взаимодействия с детьми)

1.Оргмомент

Вызвать положительное отношение к предстоящей деятельности, привлечь внимание, настроить на участие в деятельности.

Куклы Маша и Миша сегодня пришли к нам в гости, сделать им подарок, оформить витрину магазина.

         К нам сегодня в гости пришли Маша и Миша. Догадайтесь, о чем сегодня мы будем говорить. Чтение отрывка из ст-ния «Мойдодыр»

-Я предлагаю вам для Маши и Миши купить новую одежду. Где это можно сделать?

 

2. Подготовка к составлению рассказа-описания. Игровое упражнение «Чего не хватает».

Развивать умение активно взаимодействовать со взрослым, сверстниками во время  построения диалога, формировать желание использовать в речи прилагательные.

Найти отличия в картинках с одеждой.

      Дети, у нас есть одежда. Давайте, внимательно посмотрим на неё и найдём ошибку, которую допустил портной при пошиве.

           Педагог предлагает исправить ошибку в пошиве одежды. Для этого ребенку

 ( с целью нахождения дефектов в одежде) в паре с педагогом дается рисунок с отсутствующим деталями.

   Набор рисунков:

- платье с воротником и карманами -  платье без воротника и карманов;

- шорты с карманами  и пуговицами – шорты с карманами и пуговицами;

- шуба с рукавами и пуговицами – шуба без рукавов и пуговицы;

- шапка  с помпоном-шапка без помпона;

-плащ с капюшона-плащ без капюшона;

-куртка с рукавами, карманами-куртка без рукавов и карманов.

Образец диалога:

ü  У меня  коричневая шуба. У неё есть рукава и пуговицы.

У меня шуба без рукавов и пуговиц.

(соотнести данное качество с символом схемы)

ü  У меня   синяя куртка. У неё есть карманы и рукава..

У меня синяя куртка. У неё нет карманов и рукав.

(соотнести данное качество с символом схемы)

ü  У меня  зеленый плащ. У него есть  большой капюшон.

 У меня зеленый плащ без большого  капюшона.

(соотнести данное качество с символом схемы)

ü  У меня красная шапка. У неё есть  пушистый помпон.

У меня красная шапка. У неё нет пушистого помпон.

(соотнести данное качество с символом схемы)

ü  У меня желтое платье. У него есть воротник и карманы.

У меня желтое платье. У него нет воротника и карманов.

(соотнести данное качество с символом схемы)

ü  У меня  голубые шорты. У них есть карманы и пуговицы.

             У меня шорты. У них нет карманов и пуговицы.

(соотнести данное качество с символом схемы)

3. Речевое упражнение «Рассмотрим одежду по сезонам года»

Активизировать самостоятельность при формировании умения классифицировать одежду в соответствии с сезоном года. Учить объяснять свой выбор.

Разнести одежду в магазине по отделам, в зависимости от сезона года.

      Давайте всю одежду какая у нас есть разнесем в нужный отдел в магазине, в зависимости от использования в определённый сезон года.

Зимняя одежда.

ü  Это шуба. Мы её носим зимой, чтобы в морозы было тепло.

(соотнести данное качество с символом схемы)

ü  Это  шапка, мы её носим  холодное время года, чтобы голове было тепло.

(соотнести данное качество с символом схемы)

Весенне-осенняя одежда. (Демисезонная одежда)

ü  Это  куртка. Мы её одеваем в прохладную  погоду -осень и весной. (соотнести данное качество с символом схемы)

ü  Это плащ. Его мы одеваем в дождь, чтобы не промокнуть. Плащ можно одевать в тёплую погоду весной, осенью,  в прохладную погоду летом.

(соотнести данное качество с символом схемы)

 Летняя одежда.

ü  Это платье,  мы его носим тёплым летом, чтобы не было жарко.

(соотнести данное качество с символом схемы)

ü  Это  шорты, мы их носим летом, чтобы не было жарко.

(соотнести данное качество с символом схемы)

4. Физкульт-минутка

Активизировать двигательную деятельность, развивать слуховое восприятие.

Создать хорошее настроение, привлечь внимание, отдохнуть.

  Гномики-прачки.

Жили были в домике маленькие громкий:

Токи-Токи-Лики-Чики-Микки.

1,2,3,4,5- стали громкий стирать.

Токи-рубашки, Тики-платочки,

Лики-штанишки , Чики-носочки,
Микки умница был всё водичка носил.

 

5.Составление рассказа-описания.

Развивать самостоятель-ность, способствовать раз-витию познавательного ин-тереса  при составлении  рассказа –описания, ориен-тируясь на предложенную схему, отражающую после-довательность выделения признаков пред-мета описания.

   Продолжать формировать положительное отношение к миру, предметам, которые нас окружают, другим людям и самому себе.

Сделать покупку в магазине.

А сейчас, ребята, давайте купим  для Маши и Миши одежду в магазине. Нам продадут товар, если вы для выбранной одежды составите рассказа-описание, используя схему, в которой отмечены следующие признаки (схемы-картинки):

-части предмета

-цвет

-материал изготовления

-использование

 

          Воспитатель анализирует рассказы детей в соответствии с критериями:

- самостоятельность

- лексика

-творчество.

 

6. Итог

Развивать умение анализировать свою деятельность и деятельность своих сверстников.

Вспомнить название одежды, её использование в соответствии с временем года.

- Кто к нам сегодня приходил в гости?

- Куда мы ходили?

-Что делали в магазине?

- Что помогала покупать одежду?

-Как вы думаете у вас получалось составлять рассказ-описание?

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по развитию коммуникативно-речевых способностей для детей 4-5 лет.

«Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».

г. Тамбов д/с «Радуга»  

Воспитатель:   Тафинцева Н.А.  

 

Задачи:

- Способствовать развитию познавательного  интереса у  детей при составлении рассказа-описания, ориентируясь на предложенную схему, отражающую последовательность выделения признаков; при классификации одежды по сезонам.

- Развивать самостоятельность при составлении рассказа-описания, активизировать в своей речи прилагательные.

- Продолжать формировать положительное отношение к миру, предметам, которые нас окружают, другим людям и самому себе.

Этап занятия

Задачи этапа

Мотив деятельности детей

Социотехника (методы и приемы при организации взаимодействия с детьми)

1.Оргмомент

Вызвать положительное отношение к предстоящей деятельности, привлечь внимание, настроить на участие в деятельности.

Куклы Маша и Миша сегодня пришли к нам в гости, сделать им подарок, оформить витрину магазина.

         К нам сегодня в гости пришли Маша и Миша. Догадайтесь, о чем сегодня мы будем говорить. Чтение отрывка из ст-ния «Мойдодыр»

-Я предлагаю вам для Маши и Миши купить новую одежду. Где это можно сделать?

2. Подготовка к составлению рассказа-описания. Игровое упражнение «Чего не хватает».

Развивать умение активно взаимодействовать со взрослым, сверстниками во время  построения диалога, формировать желание использовать в речи прилагательные.

Найти отличия в картинках с одеждой.

      Дети, у нас есть одежда. Давайте, внимательно посмотрим на неё и найдём ошибку, которую допустил портной при пошиве.

           Педагог предлагает исправить ошибку в пошиве одежды. Для этого ребенку

 ( с целью нахождения дефектов в одежде) в паре с педагогом дается рисунок с отсутствующим деталями.

   Набор рисунков:

- платье с воротником и карманами -  платье без воротника и карманов;

- шорты с карманами  и пуговицами – шорты с карманами и пуговицами;

- шуба с рукавами и пуговицами – шуба без рукавов и пуговицы;

- шапка  с помпоном-шапка без помпона;

-плащ с капюшона-плащ без капюшона;

-куртка с рукавами, карманами-куртка без рукавов и карманов.

Образец диалога:

  • У меня  коричневая шуба. У неё есть рукава и пуговицы.

У меня шуба без рукавов и пуговиц.

(соотнести данное качество с символом схемы)

  • У меня   синяя куртка. У неё есть карманы и рукава..

У меня синяя куртка. У неё нет карманов и рукав.

(соотнести данное качество с символом схемы)

  • У меня  зеленый плащ. У него есть  большой капюшон.

 У меня зеленый плащ без большого  капюшона.

(соотнести данное качество с символом схемы)

  • У меня красная шапка. У неё есть  пушистый помпон.

У меня красная шапка. У неё нет пушистого помпон.

(соотнести данное качество с символом схемы)

  • У меня желтое платье. У него есть воротник и карманы.

У меня желтое платье. У него нет воротника и карманов.

(соотнести данное качество с символом схемы)

  • У меня  голубые шорты. У них есть карманы и пуговицы.

             У меня шорты. У них нет карманов и пуговицы.

(соотнести данное качество с символом схемы)

3. Речевое упражнение «Рассмотрим одежду по сезонам года»

Активизировать самостоятельность при формировании умения классифицировать одежду в соответствии с сезоном года. Учить объяснять свой выбор.

Разнести одежду в магазине по отделам, в зависимости от сезона года.

      Давайте всю одежду какая у нас есть разнесем в нужный отдел в магазине, в зависимости от использования в определённый сезон года.

Зимняя одежда.

  • Это шуба. Мы её носим зимой, чтобы в морозы было тепло.

(соотнести данное качество с символом схемы)

  • Это  шапка, мы её носим  холодное время года, чтобы голове было тепло.

(соотнести данное качество с символом схемы)

Весенне-осенняя одежда. (Демисезонная одежда)

  • Это  куртка. Мы её одеваем в прохладную  погоду -осень и весной. (соотнести данное качество с символом схемы)
  • Это плащ. Его мы одеваем в дождь, чтобы не промокнуть. Плащ можно одевать в тёплую погоду весной, осенью,  в прохладную погоду летом.

(соотнести данное качество с символом схемы)

 Летняя одежда.

  • Это платье,  мы его носим тёплым летом, чтобы не было жарко.

(соотнести данное качество с символом схемы)

  • Это  шорты, мы их носим летом, чтобы не было жарко.

(соотнести данное качество с символом схемы)

4. Физкульт-минутка

Активизировать двигательную деятельность, развивать слуховое восприятие.

Создать хорошее настроение, привлечь внимание, отдохнуть.

  Гномики-прачки.

Жили были в домике маленькие громкий:

Токи-Токи-Лики-Чики-Микки.

1,2,3,4,5- стали громкий стирать.

Токи-рубашки, Тики-платочки,

Лики-штанишки , Чики-носочки,
Микки умница был всё водичка носил.

5.Составление рассказа-описания.

Развивать самостоятель-ность, способствовать раз-витию познавательного ин-тереса  при составлении  рассказа –описания, ориен-тируясь на предложенную схему, отражающую после-довательность выделения признаков пред-мета описания.

   Продолжать формировать положительное отношение к миру, предметам, которые нас окружают, другим людям и самому себе.

Сделать покупку в магазине.

А сейчас, ребята, давайте купим  для Маши и Миши одежду в магазине. Нам продадут товар, если вы для выбранной одежды составите рассказа-описание, используя схему, в которой отмечены следующие признаки (схемы-картинки):

-части предмета

-цвет

-материал изготовления

-использование

          Воспитатель анализирует рассказы детей в соответствии с критериями:

- самостоятельность

- лексика

-творчество.

6. Итог

Развивать умение анализировать свою деятельность и деятельность своих сверстников.

Вспомнить название одежды, её использование в соответствии с временем года.

- Кто к нам сегодня приходил в гости?

- Куда мы ходили?

-Что делали в магазине?

- Что помогала покупать одежду?

-Как вы думаете у вас получалось составлять рассказ-описание?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области " Речевое развитие" в средней группе на тему:«Составление рассказа- описания о снегире».

Тема НОД: «Составление рассказа- описания о снегире».Задачи:- формировать умение составлять описательный рассказ о снегире;- уточнить  произнесение звука «к». - выработать движение шир...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательных рассказов об игрушках»

Программные задачи: Учить детей описывать предмет (игрушку), целенаправленно выделять внешние отличительные признаки предмета (материал, цвет, форма), а затем его назначение и практические действия с ...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.Тема: «Обувь»

Цель: Расширение знаний детей об обуви, развитие компонентов устной речи.Задачи: Обучающие- Расширять знания детей и обогащать словарный запас по теме «обувь»;- Познакомить детей с п...

занятие по развитию речи. Тема: Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек».

Занятие по развитию речи. Тема: «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек». Программное содержание Цель: Закрепление умений составлять рассказ - описан...

конспект по развитию речи в средней группе "Магазин игрушек"

Объяснить, откуда у детей появляются игрушки. Показать, какими игрушками могли играть их бабушки и дедушки. Развивать связную речь. Учить составлять короткий рассказ о любимой игрушке, используя план,...

Конспект по развитию речи в средней группе «Обувь»

Конспект по развитию речи в средней группе «Обувь»Цель: Расширение знаний детей об обуви, развитие компонентов устной речи.Задачи: Обучающие- Расширять знания детей и обогащать словарный з...