пальчиковые гимнастики по темам "А у нас в огороде"
картотека по развитию речи

Тупицына Евгения Викторовна

Многие родители считают, что упражнения для развития мелкой моторики нужны детям, испытывающим затруднения в становлении речи. В действительности же педиатры и психологи настойчиво советуют проводить пальчиковую гимнастику всем детям вне зависимости от уровня их развития. Она поможет не только улучшить моторные функции кистей рук, но и активизирует речевые центры в головном мозгу, напрямую отвечающие за становление речи. Кроме этого, регулярные упражнения для развития мелкой моторики рук послужат импульсом для улучшения внимания, памяти, интеллектуальных и творческих способностей ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pg_a_u_nas_v_ogorode.docx116.57 КБ
Файл pg_posuda.docx21.13 КБ
Файл pg_igrushki.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

«У нас на огороде»

(самомассаж фаланг пальцев, начиная с указательного до мизинца на правой руке, затем с мизинца к указательному на левой руке)

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

(большой палец левой руки)

Наш друг – огород!

(большой палец правой руки)

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим.

Движения прямыми ладонями

Мы морковку трем, трем,

Потереть ладони друг о друга

Мы капусту солим, солим.

Сложить пальцы в щепотку.

Мы капусту мнем, мнем

Сжимать и разжимать кулачки.

И в баночки кладем

А потом пробуем.

«В нашем огороде»

В нашем огороде много овощей

Их пересчитаем, станет веселей.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,

Помидор и перец.

(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,

Пять пальчиков в кулак зажали.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

«Овощи у Зины»

У девочки Зиночки

(дети делают ладошки «корзинкой»)

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачок

(сгибают пальчики, начиная с большого)

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина молодец!

(показывают большой палец)

«С базара однажды хозяйка пришла…»

С базара однажды хозяйка пришла, («шагаем» средним и указательным пальцем по столу)

С базара хозяйка домой принесла: (по очереди загибаем на руках пальцы)

Капусту,

 Картошку,

 Морковку

Свеклу,

Петрушку и горох.

Ох!.. (хлопок в ладоши)

Овощи спор завели на столе (пальцы на обеих руках сжимаем в кулаки и потом разжимаем) 

Кто лучше, нужней и вкусней на земле: (загибаем пальцы на руках по очереди)

Капуста?

Картошка?

Морковка?

 Свекла?

Петрушка или горох? Ох!..(хлопок в ладоши)

 Тем временем ножик хозяйка взяла (ладонь раскрываем, другую ладонь ставим ребром и делаем режущие движения)

И этим ножом крошить начала: (загибаем пальцы на руках по очереди)

Капусту,

Картошку,

Морковку,

Свеклу,

 Петрушку и горох. Ох!..(хлопок в ладоши)

Крышкой накрытые в душном горшке (раскрываем ладонь и накрываем другую руку, которая в это время сжата в кулак)

В крутом кипятке кипели, кипели: (по очереди загибаем пальцы на руках)

Капуста,

Картошка,

Морковка,

Свекла,

Петрушка и горох. Ох!...(хлопаем в ладоши)

Супчик овощной оказался неплох! (гладим себя по животу ладошкой)

«Капуста.»

Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Мы морковку трем,  ( Трут ладони друг об друга.)

 Мы капусту солим,  (Указательный и средний палец трутся большой.)

Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками.)

 Мы капусту нарубили,  ( Ритмичные удары ребром ладоней столу.)

Перетерли, ( Трут ладони друг об друга.)

Посолили, ( Указательный и средний палец трутся  большой.)

И набили плотно в кадку(  Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке.  ( Отряхивают руками.)  

«Овощи.»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем овощи считать.

Раз - капуста,

Два - лучок, Т

ри - румяный кабачок.

Четыре - свекла,

 Репа - пять.

Все успели посчитать!

«Огород.»

Левая рука:

Вырос у нас чесночок, (разминают указательный палец)

Перец, томат, кабачок, (средний палец)

Тыква, капуста, картошка, (безымянный палец)

Лук и немного горошка. (мизинец)

Правая рука:

Овощи мы собирали. (разминают мизинец)

Ими друзей угощали, (безымянный палец)

Квасили, ели, солили, (средний палец)

С дачи домой увозили. (указательный палец)

Прощай же на год,

Наш друг-огород.

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим.(Движения прямыми ладонями)

Мы морковку трем, трем,(Потереть ладони друг о друга)

Мы капусту солим, солим.(Сложить пальцы в щепотку.)

Мы капусту мнем, мнем(Сжимать и разжимать кулачки.)

И в баночки кладем

А потом пробуем.

«В нашем огороде»

В нашем огороде много овощей

Их пересчитаем, станет веселей.((сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,

Помидор и перец.(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,

Пять пальчиков в кулак зажали.(сжимаем – разжимаем пальцы)

«Овощи у Зины»

У девочки Зиночки(дети делают ладошки «корзинкой»)

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачок(сгибают пальчики, начиная с большого)

Положила на бочок,

Перец и морковку

Помидор и огурец.

Наша Зина молодец!(показывают большой палец)

«Апельсин»

Мы делили апельсин;

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)

Он сердит на нас, беда!!!

(бросательное движение правой рукой)

Разбегайтесь кто куда!!!

(бегут пальцами по столу)

«В сад за сливами пошли»

Палец сильный и большой(поднять большие пальцы обеих рук)

В сад за сливами пошёл,

Указательный с порога

Указал ему дорогу,(указательный жест указательным пальцем)

Средний палец самый меткий —

Он срывает сливы с ветки! (средний оттянуть и отпустить)

Безымянный подбирает,(«подбираем» безымянным)

А мизинчик в землю косточки сажает.(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,(движение прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капусту солим-солим(поочередное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капустку трем-трем,(потирать кулачок о кулачок)

Мы капусту жмем-жмем.(сжимать и разжимать кулачки)

Попробовали… Пересолили…

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много, вот:(левую ладошку держат «ковшиком», а пальцем правой руки помешивают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим-варим мы компот.

Угостим честной народ.

 «Овощи»

Мы капусту рубим — рубим, 

 Мы капусту солим — солим,

Мы морковку трем — трем,

Мы капусту жмем — жмем.

«У Лариски – две редиски»

у Лариски – две редиски. (по очереди разгибать пальчики)

У Алешки – две картошки.

У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

«Капуста»

Что за скрип?(Сжимать и разжимать пальцы)

Что за хруст?

Это что ещё за куст?(Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном»)

Покружить ими.

Как же быть без хруста?(Сделать из пальцев шар)

Если я капуста!

«Салат».

Мы морковку чистим- чистим, (Проводят кулачком правой руки по ладони левой)

Мы морковку трём-трём, (Кулачки делают  резкие движения вперёд-назад)

Сахарком её посыплем(Мелко перебирая пальчиками)

И сметанкою польём(Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая)

Вот какой у нас салат,(Протягивают ладони вперёд)

Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)

«Огород»

В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы) 

Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород(Хлопают в ладоши)

Нас прокормит целый год.

«Огород. Овощи»

Вышла Люба в огород – (ставят руки на пояс)

Сколько у нее хлопот!(поднимают руки к щекам и покачивают головой)

Нелегко полить на грядке (разводят руки в стороны)

Овощи все по порядку: ( указательным пальцем правой руки)

Помидоры, лук, капуста (пересчитывают все овощи)

И горошек очень вкусный. (поочередно загибают пальцы на правой)

Репа, огурец, чеснок,(затем на левой руке на каждое название овоща)

Свекла, редька и укроп.

«Ягоды»

 С вветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)

Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой)

Я поем ещё чуть-чуть, (достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

 «Грибы»

Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

«Овощи»

Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

«Фрукты»

Жёлтый-жёлтый наш лимон,

(Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.

(Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим

(Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.

(Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –«помешиваем чай».)

«Овощи - фрукты»

В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Литература

https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-palchikovoi-gimnastiki-na-temu-ovoschi.html

https://borgul.ru/2016/10/palchikovaya-gimnastika-na-temu-ovoschi.html

https://www.getsoch.net/kartoteka-palchikovoj-gimnastiki-na-temu-ovoshhi/

http://detiyasli.ru/deti/stihi-poteshki/palchikovye-igry-na-temu-ovoshi-i-frukty.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/01/kartoteka-podvizhnyh-igr-i-palchikovoy-gimnastiki-po-teme-ovoshchi

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/10/08/kartoteka-palchikovoy-gimnastiki-po-leksicheskim-temam

https://shefield.ru/child/palchikovaya-gimnastika-po-teme-ovoshchi-gimnastika-palchikovaya-i/



Предварительный просмотр:

«Посуда»

Скачет сито по полям, (Чередование положений кулачки-ладони.)

А корыто по лугам. (Чередование положений ладони-замок.)

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла. (пальчики здороваются.)

А за нею вилки, (Чередование положений«коза»-ладони.)

Рюмки да бутылки, 

Чашки да ложки (Круговые движения.) 

Скачут по дорожке. (4 хлопка.)

Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли:

(Пальчики поочерёдно «здороваются» с большим пальцем)

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли:

Чашку даже не разбили,

Ковшик тоже не сломался

Нос у чайника остался.

Ложка чудом уцелела.

Мы посуду моем смело.

«Посуда.»

Девочка Иринка порядок наводила.

(Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в маслёнке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!

«Посуда (2)»

Мы в новом магазине посуду покупали:

(Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.)

Тарелки, блюдца, чашки

(Поднимать поочередно пальцы правой руки)

На полках выбирали.

Красивую кастрюлю, молочник и солонку,

Набор ножей и вилок,

(Поднимать поочередно пальцы левой руки)

Шумовку и масленку. .

«Чайник»

Привет, я – чайник (показываем руками толщину)

Большой и толстый

Вот моя ручка, (руку вбок)

А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)

Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке)

Я буду свистеть (изображаем свист)

С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)

Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик)

 

«Антошка»

Посуду моет наш Антошка.

(Потирают ладошки друг о друга)

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

И закрыл покрепче кран.

(Выполняют имитирующее движение.)

Физминутка «Чайник» (Н. Нищева).

Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца: (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, (Легли, вытянулись.)

Он посуду нам принёс.

«Машина каша» (Н. Нищева).

Маша каши наварила, 

(Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.)

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку, 

(Загибают по одному пальчику на левой руке.)

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыпляткам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, 

(Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала. 

(Сдувают «крошку» с ладошки.)

«Посуда»

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку .

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

«Мамины помощницы»

Помогали дочки маме, (сжимают и разжимают кулачки)

Вымыли посуду сами: (трут одну ладошку другой)

Чайник, чашку, ложки, вазу,

Маленький зеленый тазик. (Загибают пальцы по одному)

Мыли, мыли, мыли, мыли. (трут ладошки друг о друга)

Вазу в дребезги разбили ("рисуют" силуэт вазы, затем встряхивают кистями рук)

Потеряли где-то ложку (Разводят руки в стороны)

Маме помогли немножко! (Хлопают в ладоши).

«Помощники»

Раз, два, три, четыре, (ударяют кулаками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальцы по одному)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили (загибают пальцы по одному)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали! (Ударяют кулачками друг о друга).

«Машина каша»

Маша каши наварила, (указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке)

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу Кошке – в чашку, (загибают по одному пальчику на левой руке)

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыпляткам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (разжимают кулачок)

Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки)

«В магазине»

 Мы в новом магазине посуду покупали:

(руки на столе ладонями вниз, разводить пальцы в стороны и соединять) Тарелки, блюдца, чашки

(поднимать поочередно пальцы правой руки)

 На полках выбирали.

Красивую кастрюлю, молочник и солонку,

Набор ножей и вилок,

(поднимать поочередно пальцы левой руки)

Шумовку и масленку.

"Девочка Иринка"

Девочка Иринка порядок наводила

Девочка Иринка кукле говорила:

(сжимают и разжимают кулачки)

"Салфетки должны быть в салфетнице,

 (поочередно соединяют большой палец с остальными)

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

 А соль?

Ну, конечно, в солонке!"

"Посуда"

В сахарницу сахар насыпаем

(сгибать одновременно большие пальцы рук)

Хлеб и булку в хлебницу кладем.

 (сгибать одновременно указательные и средние пальцы рук)

Молоко в молочник наливаем,

 (сгибать одновременно безымянные пальцы рук)

А в солонку соли наберем.

 (сгибать одновременно мизинцы)

"Чайник"

Вот большой стеклянный чайник,

 (загибают пальчики на каждое название)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

 Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес. (Показывают прямые ладошки)

"Чайник"

Привет, я - чайник

(показываем руками толщину)

Большой и толстый

Вот моя ручка, (руку вбок)

А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)

Если буду кипеть, (хлопаем рукой по макушке)

Я буду свистеть (изображаем свист)

С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)

Чаю себе нальешь. (Наклон в сторону, где рука-носик).

«Антошка»

Посуду моет наш Антошка.

 (Потирают ладошки друг о друга)

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

И закрыл покрепче кран.

(Выполняют имитирующее движение)

"Тарелка"

Вот тарелка для Валерки

 ("Рисуют" руками большой круг)

Желтые колечки.

 ("Рисуют" в воздухе маленькие колечки)

Для котлеты, для пюре,

Для блинов, для гречки.

(Загибают на левой руке пальчики правой рукой, начиная с большого).

Литература

https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2017/03/28/kartoteka-palchikovoy-gimnastiki-po-teme-posuda

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/02/kartoteka-po-teme-posuda-fizminutki-palchikovye-igry-stikhi

http://new.detsadclub.ru/36-vospitatelu/palchikovaya-gimnastika/411-palchikovaya-gimnastika-posuda

https://infourok.ru/prezentaciya-elektronnaya-kartoteka-palchikovyh-igr-po-leksicheskoj-teme-posuda-4216132.html

https://detkamonline.ru/raznoe-2/palchikovaya-gimnastika-po-teme-posuda-fizminutki-pro-posudu-dlya-detej.html



Предварительный просмотр:

«Игрушки»

Я с игрушками играю:

(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,

(Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,

(Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю.

(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

«Игрушки»

Мой весёлый круглый мяч,

(Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!

(Смена рук.)

Я тебя поймаю,

(Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!

(Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

«У Антошки есть игрушки. «

У Антошки есть игрушки:

(Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого) 

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина. 

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

«Катины игрушки»

На большом диване в ряд

(Попеременно хлопают в ладоши , стучат кулаками.)

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино,

(Загибают поочередно все пальцы)

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разгибают поочередно все пальцы.)

Помогаем нашей Тане

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.)

Мы игрушки сосчитать

«Есть у нас игрушки»

Есть у нас игрушки: (Хлопки)

Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный, (Руки сложить в круг перед собой)

Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)

«Я с игрушками играю.»

Я с игрушками играю:

 (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,

(Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,

(Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю.

 (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

«Есть игрушки у меня.»

Есть игрушки у меня: 

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня, 

(загибают пальчики на обеих руках)

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран

– Настоящий великан.

Сколько вместе? Как узнать? 

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Помогите сосчитать!

«Чудо-Юдо рыба кит»

Чудо - юдо рыба-кит.

(Руки скрещены, правая сжата в кулак)

Все бока его изрыты,

(голова), а левая раскрыта (хвост).

Частоколы в ребра вбиты,

(Вращение кулачков.)

На хвосте сыр-бор шумит,

(Ладони плотно сжаты и подняты вверх.)

На спине село стоит;

(Плавное покачивание ладоней.)

Мужички на губе пашут,

(Сложить ладони «домиком» над головой.)

Между глаз мальчишки пляшут,

(Скрестить пальцы обеих рук между собой.)

А в дубраве, меж усов,

(Левая ладонь сжата в кулак, а правая приставлена сверху (шляпка гриба)

Ищут девушки грибов..

«Матрёшки»

Мы — красавицы матрёшки, (Разжимаем кулачки.)

Разноцветные одёжки, (Шевелим пальчиками.)

Раз — Матрёна, два — Малаша, (Загибаем поочерёдно пальцы.)

Мила — три, четыре — Маша, Маргарита — это пять.

Нас нетрудно сосчитать. (Сжимаем и разжимаем кулачки 2 раза.)

«Дымковские барышни»

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Наши руки крендельком,

Щёки будто яблочки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

(Сжимаем и разжимаем кулачки на протяжении потешки.)

Игрушки

«Шарик»

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

«Мои игрушки»

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

«Юла»

Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу.

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя,

Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

(поочерёдно загибают пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдно разгибают пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан.

(загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать!

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

«У Антошки есть игрушки.»

У Антошки есть игрушки:

(Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого)

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

«Катины игрушки»

На большом диване в ряд

(Попеременно хлопают в ладоши , стучат кулаками.)

Куклы Танины сидят:

Два медведя,

Буратино,

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

 (Загибают поочередно все пальцы.)

Раз, два, три, четыре, пять.

 (Разгибают поочередно все пальцы.)

Помогаем нашей Тане

Мы игрушки сосчитать..

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками)

«Есть у нас игрушки»

Есть у нас игрушки:

Пластмассовые погремушки,

(Встряхивают кулачки.)

Мишка мягкий меховой,

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Мяч резиновый цветной,

(Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный,

(Руки сложить в круг перед собой)

Шарик легкий надувной,

(Руки сложить в круг перед собой.)

Я люблю играть с тобой.

(Хлопают в ладоши)

«Я с игрушками играю.»

Я с игрушками играю:

(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,

 (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,

(Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю.

(Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

«Индюк»

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная. (Пальчики обеих рук «идут» по столу).

Литература

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/03/14/kartoteka-palchikovyh-igr-po-teme-igrushki

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/29/kartoteka-palchikovoy-gimnastiki-dlya-2-mladshey-gruppy

https://infourok.ru/kartoteka-palchikovoy-gimnastiki-po-temam-2465367.html

https://www.i-igrushki.ru/archive/treniruem-palchiki.html

https://ds2-lub.edu.yar.ru/logoped/kartoteki_logopedicheskih_igr/kartoteka_palchikovih_igr.html

https://ciur.ru/deb/deb_dstyl/temp/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8.pdf

https://kladraz.ru/blogs/elena-anatolevna-deinekina/palchikovaja-gimnastika.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

САД И ОГОРОД (ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА)

картотека пальчиковых игр по теме " САД И ОГОРОД"...