Картотека дидактических и лексико-грамматических игр влияющих на развитие речи детей
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Корниенко Олеся Николаевна
Дидактические и лексико-грамматические игры влияющие на развитие речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_i_leksiko.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические и лексико –грамматические  игры

влияющие на  развитие речи детей.

Предлагаем вниманию родителей: словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т. д.

Словесные игры:

1. «Слово на ладошке»

Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т. д.

2. «Объясни словечко»

Предложите ребёнку объяснить значение слов: подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберёзовик, моховик, мухомор, рыжик (по теме «Грибы).

3. «Что бывает?»

Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Красный: …дом, помидор.

Зимняя: …одежда, рыбалка.

Домашнее: …печенье, задание.

4. Скороговорки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона воронёнка.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

5.«Общие слова»

1-й вариант. Ребёнок должен назвать фрукты, мебель, птиц, овощи, одежду…

2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом:

сосна, берёза, клён – это…

6.«Четвёртый лишний»

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

7. «Посчитай»

Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т. д.

8.«Скажи наоборот»

Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех-, лето-, день-, холод-, север - … и т. п.

Глаголы: пришёл-, нырнул- …

Прилагательные: широкий -, маленький-, богатый -… и т. п.

Наречия: далеко -, высоко- …

9. «Подбери слово»

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теменапример«Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас).

10. «Большой - маленький»

Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложку - ложечка, стул- стульчик и т. д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

11. «Отгадай загадку»

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Например«Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор).

12. «Назови, какой…»

Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

13. «Подумай и ответь»

Предлагайте детям словесные логические задачи.

Например«Кого в лесу больше: ёлок или деревьев? Сорок или птиц?»

14. «Подбери слово»

Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

15. «Расскажи стихотворение»

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

16. «Расскажи сказку»

Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексико-грамматических категорий на занятиях по развитию речи у дошкольников с ЗПР

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, Тема "Фрукты"...

Буклет: Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования в речи детей с системным недоразвитием речи 3- 4 года обучения

Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словобразования в речи детей с системным недоразвитием речи 3-4 года обучения...

Картотека дидактических и лексико - грамматических игр влияющих на развитие речи детей (для родителей).

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматическийстрой усваивается ребенко...

«ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ» (консультация для родителей)

На речь детей влияет много факторов: речь родителей, воспитателей, СМИ, чтение художественной литературы, игры, творческая деятельность. Исследователь детской речи М.Р. Львов выделил два основных факт...

Картотека дидактических игр с готовыми текстами -диалогами по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

В картотеке представлены игры, направленные на формирование у детей грамматически правильной речи, расширение словаря, развитие логики мышления, расширение кругозора, развитие фонематических функций, ...

«Дидактические игры, как универсальный вариативный элемент предметно-пространственной развивающей среды, непосредственно влияющий на развитие речи детей дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры, как универсальный вариативный элемент предметно-пространственной развивающей среды, непосредственно влияющий на развитие речи детей дошкольного возраста»...

Познавательно-игровой проект « Страна пальчиковых игр – влияющих на развитие речи детей» для детей 2 младшей группы.

Цель проекта: организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в дома...