Познавательно-игровой проект « Страна пальчиковых игр – влияющих на развитие речи детей» для детей 2 младшей группы.
учебно-методический материал (младшая группа)

Полякова Елена Дмитриевна

Цель проекта: организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchikovye_igry.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

             Познавательно-игровой проект                                    

« Страна пальчиковых игр – влияющих на развитие речи детей» для детей 2 младшей группы.

Паспорт проекта
Движения руки всегда тесно связаны
с речью и способствуют ее развитию.  (В.М. Бехтерев)

1. Название проекта: «Страна пальчиковых игр».
2. Вид проекта: познавательно- игровой, творческий, развивающий.
3. Срок проекта: Февраль – май 2022 г. Проводятся 1 раз во вторую половину дня. Длительность - 15 минут.
4. Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
5. Цель проекта: организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.
6. Актуальность проекта:
         В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей 3-4 лет обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств.  для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. Так как через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. Исходя из этого, в данной программе представлен комплекс игр и упражнений для работы пальчиков. Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Данный проект разработан по принципу интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
В процессе проектной деятельности мы также будем уделять внимание просвещению родителей в данном вопросе, а также создавать условия для развития моторики пальцев рук в домашних условиях.

  • 7. Задачи проекта:
    - Разучить с детьми пальчиковые игры,  упражнения;
    - Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений;
    - Развивать речь, внимание, воображение, память у младших дошкольников;
    - Пополнять развивающую предметно-пространственную среду группы играми и пособиями для развития мелкой моторики;
    - Просвещать родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей (родительское собрание, доклады, консультации, памятки);
    - Помочь родителям создать дома условия для развития мелкой моторики малышей в домашней обстановке.
    Предполагаемый результат:
    • Развита мелкая моторика рук у детей;
    • Положительная динамика в развитии речи детей;
    • У воспитанников стало более развито внимание, мышление, память, воображение;
    • Проявление интереса у детей к пальчиковым играм;
    • В группу приобретены игры и пособия  для развития мелкой моторики.
    • Активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики у детей.
    Подготовительный этап:
            • Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.  

Подбор картотеки пальчиковые  игр,  упражнения;     

• Обсуждение с родителями проекта.

• Изучение методической литературы по данной теме:
О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год).
С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год); «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» (Москва «Классик», 2008 год) 
 С. Шанина С.Е.«Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». Москва: «Риполплассик», 2008;
 Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
 Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
 Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
 А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая. Подготовка наглядного материала:
 Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
• Оформление стенда для родителей:
«Значение развитие моторики рук для речевой активности ребенка»
«Пальчиковые игры с детьми»
• Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации, выставки детских работ .
• Привлечение родителей к участию в изготовлению игр, пособий с пальчиками.

План проекта

Февраль.

-Теоретический семинар на тему: «Влияние пальчиковой игры на развитие речи ребёнка».

-Памятка для воспитателей « Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями».
«Здравствуй, зимушка-зима!» - Буклет для родителей «Пальчиковые игры со стихами, скороговорками».
- Рисование по трафаретам, штриховки.
- Игровое упражнение «Лепим снежки», «Снеговик» 
- Пальчиковые игры «Мы во двор пришли гулять», «Зима», «Игрушки»
-Д/упражнение «Снежинки» (порвать на мелкие кусочки листы белой бумаги)
-Игры с мозаикой
- Коллективная работа «Елка» (рисование ладошками)

 Март

 -Родительское собрание «Страна пальчиковых игр и влияние их на развитие речи детей».

-Памятка  для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи ребёнка».
«Весна» - Д/игра «Сложи картинку» (разрезная картинка из 4 частей)
- Пальчиковые игры: «Прятки», «Сорока-Ворона», «Повстречались»
- Д/упражнение «Рисуем весенний дождь» (изображение прямых линий)
-Игры со шнуровкой
- Игры со строительным материалом
- Д/игра «Ёж» (прищепки)

Апрель 

-Памятка для родителей «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр».
- Пальчиковые игры: «На двери висит замок», «Ладушки-ладошки», «Котята», «Апельсин»
- Игры с массажными мячиками
- Игровое упражнение «собери букетик из цветов» (септопластика лепка из пластилина на бумаге)
- Д/игра «Чудесный мешочек» (определение овощей на ощупь)
-
 Рисование одуванчиков, пальчиками, используя гуашь
Май

 - Консультация для родителей «Речь на кончиках пальцев».
«Все работы хороши» - Изготовление папки - передвижки о пальчиковых играх и упражнениях как эффективном средстве речевого развития детей
- Массаж «Я катаю шишку» (массаж ладоней, пальцев рук)
- Д/игра «Тропинка в лес» (выкладывание дорожки из палочек)
- Игры с лего и конструктором
- Пальчиковые игры: «Засолка капусты», «Паучок», «Части лица»
- Игры со шнуровкой»)
- Д/игра «Водитель» (собрать машину из геометрических фигур)
- Игровое упражнение «Золушка» (сортировка белой и красной фасоли)
- Д/игра «Веселые прищепки»
- Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из  геометрических фигур)
Заключительный этап
Анализ проделанной работы.  Итоговое мероприятие по проекту  пальчиковые игры совместно с родителями и детьми.

Приложение 1. Пальчиковые игры.
Приложение 2. Теоретический семинар на тему: «Влияние пальчиковой игры на развитие речи ребёнка».

Памятка для воспитателей « Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями».
Приложение 3. Родительское собрание «Страна пальчиковых игр и влияние их на развитие речи детей».

Памятка  для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи ребёнка».

 Доклад для родителей «Речь на кончиках пальцев». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр направленных на развитие речи, у детей первой младшей группы.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12038566","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"402","width":"480"}}]]...

Познавательно-игровой проект «Сюжетно -ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста», средняя группа

Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»Вид проекта:   познавательно - игровойУчастники проекта:  Дети, воспитатели группы №7 и ро...

Практикум для родителей на тему "Значение пальчиковых игр для развития речи детей во второй младшей группе ".

Цель практикума заключается в создании условий для повышения педагогической грамотности родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников. Необходимо дать родителям теоретические знания о...

«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

В этом материале,говорится о развитии речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий....

Развитие речи детей 2-ой младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский Из опыта работы в группе младшего возраста, где речь  некоторых детей только формируется, а у других уже акт...

Опыт работы «Развитие речи детей 2-ой младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Опыт работы«Развитие речи детей 2-ой младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»....