Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: «Зимующие птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: «Зимующие птицы»

Цель: систематизация и уточнение знаний детей по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

  • Расширить словарный запас детей по теме «Зимующие птицы»;
  • Совершенствовать речевые навыки и умения;
  • Учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
  • Совершенствование навыка слогового анализа.
  • Совершенствование умения образовывать множественное число существительных; согласовывать существительные с числительным, изменять существительные по падежам.
  • Учить детей словообразованию с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбору антонимов.
  • Учить детей употреблению предложно-падежных конструкций, составлению сложносочиненных предложений.
  • Учить детей составлять рассказ по схеме.

Коррекционно- развивающие:

  • Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;
  • Развивать память, мышление, внимание через игры и упражнения;
  • Развивать воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью;
  • Воспитывать умение работать в коллективе.
  • Воспитывать бережное отношение к природе и к птицам.

Здоровьесберегающие технологии:

  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Использование динамических пауз по лексической теме.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.

Логопед: Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).

  • Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).
  • Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая….)
  • Ребята, посмотрите, ко мне прилетел «волшебный снежок» и он нас приглашает совершить прогулку по зимнему лесу.

Звучит музыка: звуки зимы.

Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь».

2. Основная часть:

Логопед (под музыку зачитывает стихотворение).

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Логопед: Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)

  • Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)
  • Ребята, я вижу здесь птиц (показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц на мольберте), значит, не все птички улетели. 
  • Ребята, почему эти птицы не поют в лесу? (Они улетели.)
  • А куда они улетели? (Поближе к человеку.)
  • А зачем? (Человек их подкармливает.)
  • Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это, какие птицы? (Зимующие.)
  • если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)
  • если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)
  • если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)
  • если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)
  • если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)

Логопед: Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о птицах (дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор (Дятел)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка -

Это …(Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

Слоговой анализ:

Логопед: Давайте вместе прохлопаем названия птиц и выясним из скольких слогов они состоят. Сне-гирь – в этом слове два слога, си-ни-ца – в этом слове три слога, во-ро-на – в этом слове три слога, дя-тел – в этом слове три слога, со- ва – в этом слове два слога, го-лубь –в этом слове два слога, во-ро-бей – в этом слове три слога.

Развитие лексики:

Вспомним части тела птичек.

У человека нос, а у птицы клюв.

У человека руки, а у птицы крылья.

У животных шерсть, а у птицы перья.

У животных лапы, а у птицы лапки.

Логопед: Молодцы, тогда скажите мне что общее у всех птичек? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Логопед: Чем они отличаются друг от друга? (размеры, окраска, оперенье) Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)

Дидактическое упражнение «Для чего?» (Дети отвечают на вопросы логопеда)

Для чего птице клюв?

Для чего птице крылья?

Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

Игра «Сосчитай -  ка» (согласование имени числительного с именем существительным)

Логопед: У каждого из вас на столе карточки с разным количеством птиц. Пересчитайте их, указывая не только на количество, но и на их название. (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).

Логопед: (обращая внимание на мольберт)

Логопед: Ребята, давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда мы с вами поиграем в игру:

Дидактическая игра «Один – много». (Игра проводится с «волшебным снежком»)

Ворона – много ворон,

Сорока – много сорок,

Синица – много синиц,

Дятел – много дятлов,

Воробей – много воробьёв.

Голубь - много голубей

Снегирь - много снегирей

Клёст - много клёстов

Свиристель - много свиристелей

Поползень -много поползней.

Выполнение звуко- буквенного анализа слов.

Логопед: Давайте выполним звуковой анализ слова «совы» с помощью разноцветных прищепок. Сложите схему (Выполняют и комментируют действие). Запишите слово буквами.

Логопед: Ой, а снежок наш как сверкает! Недаром он волшебный. Ребята, хотите, я превращу вас всех в снегирей (ответ детей).

(Логопед произносит заклинание: — «Вокруг себя раз повернись, в снегиря ты превратись».)

Логоритмическое упражнение «Снегири».

Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту.

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири,

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке,

Головой вертят, улететь хотят.

Кыш-кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(После проведения упражнения педагог произносит «обратное заклинание»: — «Вокруг себя раз повернись и в ребёнка превратись»).

Логопед: У каждой птицы свой характер, как и у человека. Как вы думаете какой характер у снегиря?

 

-Ленивый, грустный, малоподвижный.

-У какая по характеру синица?

-Тонкая, умная, весёлая, юркая.

-А какой воробей?

-Драчливый, весёлый, удалой, шустрый, боевой.

-А что можно сказать про сороку? Какая она?

-Болтливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная, большая.

Логопед: А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.

-Как подаёт голос воробей? (он чирикает)

-А синица и снегирь? (они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они - шипят.)

-Как свой голос подаёт ворона?

-Она каркает! Сорока - трещит, голуби воркуют, сова ухает.

Игра «У кормушки»

Логопед: Посмотрите, на нашу кормушку прилетело много птиц. Скажите, кого и чем вы накормите

(Дети соединяют изображение птицы и корма. Говорят: «Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном.»)

Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:

- Название птицы.

- Какая это птица? Зимующая или перелетная?

- Эта птица крупная или мелкая?

- Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.

- Чем питается зимой?

- Где ночует?

- Какую пользу приносит эта птица?

Дети составляют описательные рассказы

Логопед: Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру "Назови по части целое" и вспомним известных нам зимующих птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу)

Логопед: А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.

Игра «Назови ласково». 

Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

птица – птичка, пичужка

синица – синичка

воробей – воробышек – воробьишко

снегирь  – снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь – голубка, голубок

галка – галочка

Логопед: Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

Заключительная часть

Логопед: Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили. Что вам понравилось?

Подведение итогов занятия.

Логопед: Птицы – полезные.  Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!

Кормушки, которые вы сделали своими руками, мы повесим на улице, на деревья и кустарники, и будем наблюдать какие птицы прилетят в нашу столовую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА НА ТЕМУ « ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА НА ТЕМУ: « ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.

Конспект  НОД  по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Зима"

Занятие способствует развитию словаря, грамматических категорий и развитию связной речи при изучении лексической темы "Зима"...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий «Приставочные глаголы» Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Задачи:Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».Формировать навык образования приставочных глаголов.Закрепить практическое употребление существительных в кос...

Лексико-грамматические задания и игры на тему «Зимующие птицы»

Подборка лексико-грамматических заданий на тему «Зимующие птицы»  пригодится не только педагогам, но и родителям — для домашних занятий по развитию речи. Такие речевые игры и за...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников по теме «Зима - Новый год»

Логопедические игры способствуют социализации детей, потому что ребенок учится взаимодействовать с педагогом и со своими сверстниками. Эти игры предполагают наличие какой-то задачи, поэтому ребенок уч...