Технология"Умные панели"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Мокичева Надежда Николаевна

"Умные панели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paneli.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                   Воскресенский детский сад №4 «Рябинка»

                                         «УМНЫЕ» ПАНЕЛИ

Методическая разработка по использованию игровых панелей в образовательной деятельности  дошкольной образовательной  организации.

                                        Составила : Мокичева Н.Н

                                                      Апрель 2021г

Образовательные технологии –« Умные панели»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вам рассказать о образовательной технологии «Умные» панели.  Первое впечатление  о них - они «живые», теплые, т.к. сделаны из дерева. Панели приятны на ощупь, эстетичны и решают множество образовательных задач.

  «Умные» панели разработаны в Санкт-Петербурге группой компаний «Образовательные технологии».

Как образовательная технология «Умные» панели обладают большим развивающим потенциалом. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования содержит целый ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Одно из них - создание в группе полифункциональной, вариативной и трансформируемой образовательной среды. Игровые панели обеспечивают выполнение этого требования, а также способствуют включению детей в систему социальных отношений, способствуют их позитивной социализации, развитию инициативности и самостоятельности,  обеспечивают развитие по всем  образовательным областям:

- Познавательное развитие - формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектах окружающего мира;

- Речевое развитие -   овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

Социально-коммуникативное развитие - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции своих действий;

- Физическое развитие - развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.

О достоинствах «Умных панелей» можно много говорить, но каждый педагог оценит их по-своему и откроет для себя новые возможности для решения образовательных задач и развития детей.

В нашем комплекте 10 деревянных  панелей и методическое пособие, в котором представлено несколько вариантов игр. Панели можно использовать как для групповой и подгрупповой работы, так и для индивидуальных занятий с детьми. Данное оборудование можно с успехом применять в работе с детьми с ОВЗ. Кроме того, после совместной деятельности с педагогом, дети могут самостоятельно организовывать игры с панелями,  закреплять полученные знания и применять их в играх,  взаимодействую при этом со сверстниками по собственной инициативе. В таких играх каждый ребенок выступает в разных социальных ролях (учитель, ученик, партнер), учится объяснять правила игры и соблюдать их, работать с инструкцией.

У каждой панели есть видимые образовательные задачи .

При использовании  этих панелей решаются разные обучающие  и развивающие задачи. Еще одним достоинством панелей является объединение разных видов деятельности  (игровой, коммуникативной, двигательной, и  конструктивной), что обеспечивает интеграцию образовательных  областей.

1.Игровая панель «Лягушки-попрыгушки» ( Комплекс состоит из 6 фигурок лягушек ( 3 светло –зеленые и 3 темно -зеленые ) и штырьков )

Обучающие и развивающие задачи:

  1. Развитие ориентации в пространстве.
  2. Развитие мелькой моторики, в том числе координации пальцев.
  3. Развитие внимания и наблюдательности
  4. Развитие логического мышления и умения планировать свои действия.

Комплект состоит из 6  фигурок лягушек и штырьков для управления движениями лягушек. Деревянные лягушки  окрашены  в светло –зеленый и темно- зеленые цвета; Каждая лягушка маркирована ,треугольником ,кружком, или квадратом. Задача состоит в том, чтобы с помощью деревянных штырьков довести лягушек от старта до финиша.

Игроки выбирают ,лягушку такого цвета  и с какой маркировкой они будут передвигать .Обе лягушки устанавливаются на стартовой  позиции с помощью двух деревянных штырьков. Темно-зеленая лягушка  по левой стороне  ,а светло –зеленая по правой стороне   или наоборот. Ходы делаются  поочередно .Лягушку продвигают вверх, вытаскивая  один из штырьков и поворачивая лягушку до тех пор ,пока не появится возможность снова вставить этот штырек в отверстие, находящееся уже выше предыдущего. Следующим ходом  снова  вытаскивают  штырек и продвигают  лягушку дальше вверх.  Так продолжается до тех пор ,пока лягушка не достигнет финиша. Если лягушка какого –либо игрока   заблокирована  соперником ,то этот игрок пропускает ход. Большие отверстия  являются непреодолимыми препятствием, поскольку штырек в них не удержится, поэтому использовать их для передвижения невозможно. Выигрывает тот, чья лягушка первой окажется на своем месте наверху игрового поля. В эту игру можно играть и в одиночку .

 Варианты игр с панелью  

Каждый из игроков выбирает себе лягушку. Правила игры сохраняются ,но лягушки должны попасть в противоположный стартовый позиции угол . В таком случае лягушки с большой долей вероятности  столкнутся , и игрокам придется искать нестандартный выход, чтобы обойти соперника и прийти к финишу первым.

  1.  У каждого игрока по 2 лягушки .Один размещает своих лягушек вверху панели, а другой внизу. Правила ходов ост аются прежними: за ход разрешается двигать только одну лягушку. Выигрывает тот игрок ,который первым привел к финишу обеих лягушек.  

Варианты использование панели.

На лицевой или обратной стороне панели закрепляются картинки по любой лексической теме, и тогда создаются новые сюжеты и решаются дополнительные образовательные задачи.  В соответствии с темой меняется маркировка лягушек. Правила игры сохраняются: Необходимо провести лягушек при помощи штырьков  к объ екту  в соответствии с маркировкой.

Пример. Игра« Животные северных и южных стран» Или « Домашние и дикие животные»

На панели прикрепляются картинки, изображающие среду обитания животных северных и южных стран. Сбоку размещаются карточки с животными из  « Набора по лексическим тема» или самостоятельно изготовленные педагогом .На одну или две лягушки ( если дети играют парой ) прикрепляют животное .Задача: Определить ,к какому типу относится животное и привести его (домой).Выбор животного ,с которым работает ребенок, может быть сделан самим ребенком или педагогом. При работе в паре дети могут выбрать животное для своего партнера.

 Так же в работе с панелью могут быть использованы варианты тем, предложенных к панелям « Лабиринт» « Мышь в сыре» « Охотник».

2.Игровоя панель «Тир-театр» ( В комплекте 6  пластиковых стаканчиков  и три резиновых мячика)

Говорит само за себя. Экран с откинутой полочкой можно использовать для выступления «дикторов», игр в театр, магазин, библиотеку. А если расставить на полочку кегли  с цифрами, то можно устроить соревнование в тире. Ну  а если кегли с буквами? Догадались, в какие игры можно еще сыграть?

Игровая панель «Тир –театр» помогает решить следующие речевые задачи: развивать навыки звукового анализа и синтеза, закреплять умение определять количество слогов в слове, формировать навык чтения.

Обучающие и развивающие задачи;

  1. Развитие  координации движений
  2. Развитие зрительного и пространственного восприятия
  3. Развитие глазомера, ловкости меткости
  4. Развитие внимания ,сосредоточенности ,целеустремленности
  5. Развитие  связной ,грамматической правильной речи
  6. Развитие навыков фонематического анализа слов
  7. Развитие счетных умений в пределах 10.

Вариативное использование панели

«Попади в цель»

На откидную полочку помещаются стаканчики от одного до пяти штук. Игровая задача состоит в том ,чтобы сбить стаканчики с определенного расстояния специальными цветными мячиками .Расстояние до полочки может постепенно увеличиваться в соответствии с возрастом  и индивидуальными  способностями  и возможностями игроков.

« Цели сбивай и очки считай»

Для этой игры на стаканчиках необходимо наклеить цифры 1,2,3,4,5. Игру можно проводить как соревнование двоих детей или команд,ведя подсчет по сумме цифр на сбитых стаканчиках.

« Веселое троеборье»

Условия этой игры: прыгать на одной ноге, петь или читать стихотворение и сбивать мишени- стаканчики.

« Собери слово»

Для этой игры на стаканчики наклеиваем буквы,  из которых можно составить слова, состоящие из трех ,четырех и пяти звуков. Игровая задача состоит  в том ,чтобы сбить стаканчики с определенного расстояния и составить из букв слова.

« На телевидении»

Экран с откидной полочкой используется для выступления « дикторов» перед аудиторией и демонстрации различных телепрорграмм.Например. « Прогноз погоды на сегодня» « Когда это бывает» - конкурс знатоков с использованием календаря природы., « Что где ,когда»ти.т.д

« Играем в театр»

После прочтения и обсуждения сказки дети разыгрывают ее, выступая в роли актеров – кукольников, а может быть и режиссеров. Ребенку представляется возможность рассказать сказку согласно своему желанию  и видению  .Настольный театр по сюжетам любимых сказок не только доставит детям удовольствие ,но и будет  способствовать развитию речи, у мению общаться со взрослым и сверстникам.

Кроме того ,панель можем быть использована для игры в «Магазин» и « Библиотеку»

3.Игровая панель «Мышь в сыре» или « Дождик» (Деревянный шарик.)

 Представляют собой панель с круглыми отверстиями разного диаметра – «сыр с дырочками». К панели прикреплен шнур, концы которого расположены по краям. В середине шнура находится «мышка» - фигура с отверстием, в котором находится шарик. Основная цель игр – провести «мышку» так, чтобы шарик не упал в отверстия большего диаметра. Ох, и не простая эта задача. Однако, она захватывает всех - и детей, и взрослых! Играть можно одному или в паре.

Обучающие и развивающие задачи:

1. Развитие зрительно- моторной координации

2. Развитие понимания пространственных  отношений (влево- вправо,вверх ,вниз)

3.Формирование целенаправленнности и саморегуляции в двигательной  сфере.

4.Стимулирование  межполушарного взаимодействия  функции головного мозга.

Варианты заданий для решения  указанных задач.

« Доведи до верха»

Игровая задача заключается в том что  « мышка» -подставка, подвешенная на двух шнурах, должна пройти  снизу  вверх по всей поверхности « сыра с дырочками», не уронив лежащий  внутри подставки шарик..Если шарик падает в отверстие, работа начинается с самого начала .Можно поместить на подставку не шарик ,а фишку. Управлять  подставкой с фишкой легче, чем подставкой с шариком, , поскольку у фишки плоская поверхность.

« Парная игра»

Играют двое .Один ребенок  располагается справа от панели, а другой слева. Каждый держит в руке шар для управления .Правила игры сохраняются : надо « пройти»  снизу вверх по всей поверхности «сыра  с дырочками» не уронив лежащую внутри подставки фишку.

Этот вариант игры более сложен ,так как требуются скоординированные действия обоих участников.

«Услышь меня»

Играют двое. Один игрок с завязанными глазами держит шнуры, а другой управляет его действиями с помощью команд, :вверх, вниз, левее ,правее и.т.д. Сложность заключается  в том ,что первый ребенок  вынужден ориентироваться только на словесную  инструкцию своего  товарища.

Вариативное использование панели.

Игры.

« По  следам животных»  

На панель прикрепляется изображения следов животных в виде  дорожек. Ребенку предлагается найти следы определенного животного ( медведя,волка,белки)

« В супермаркете»

На панели прикрепляются картинки товаров, соответствующих разных отделов супермаркета. Ребенку предлагается « купить» товар в определенном отделе. Другие дети  могут  « купить»  товары в соседних отделах.Например,игрушки,  одежду,  мебель, бытовую технику .и.т.д. Дети  проводят свою фишку к тому товару, который соответствует нужному отделу супермаркета.

Аналогичные задания можно предложить детям на любую лексическую тему.

« Путешествие по сказкам»

 К панели в произвольном порядке  прикрепляются картинки с изображением персонажей сказки . « Колобок» .Дети по очереди проводят свою фишку или шарик к тому персонажу, которого колобок встретил первым, вторым и.т.д Перед тем ,как вести фишку, ребенок должен назвать этого персонажа. Аналогичным  образом можно путешествовать по сказкам «Репка» « Теремок»и.т.д  Такой способ  путешествия  позволяет не только рассказать  сказку , определяя последовательность событий, но и дает ребенку возможность овладеть литературной речью.

« Знай  и люби свой город»

На панели размещаются картинки с изображением основных достопримечательностей  Санкт-Петербурга:  Исаакиевский собор, Адмиралтейство,  Петропавловская крепость ,Эрмитаж, Русский музей ,Медный всадник. И.т.д. Дети подводят свои фишки к выбранному  рай отдельный города или области , любой другой город ,поселок или регион.

«Помоги животных найти свой дом»

Сверху на панели прикрепляются  картинки с изображением жилищ  животных. Педагог   предлагает ребенку на выбор картинки с изображением животных .Исходя из выбранной картинки, ребенок должен привести фишку к нужному жилищу и объяснить свой выбор .Например: «Медведь живет в берлоге»

Использование панели в работе учителя- логопеда

 В соответствии  с содержанием коррекционно- развивающей работы  учитель –логопед   может решить следующие задачи:

1.Дифференциация поставленных звуков

2.Автоматизация поставленных звуков

3.Развитие навыков фонематического восприятия

4.Развитие навыков фонематического анализа слогов и слов

5.Обогащение глагольного словаря, словаря прилагательных

6.Обогащение словаря омонимами  и антонимами

7.Развитие грамматического строя речи  (согласование числительных и существительных)

8.Развитие навыка самообразования

9. Развитие навыка образования относительных или притяжательных прилагательных.

« Назови слово»

На панели размещаются картинки с предметами , в названии которых есть звук .Этот звук учитель –логопед автоматизирует или дифференцирует  ( мягкий ,твердый, свистящий или шипящий,глухой и звонкий)Снять картинку ребенок ,когда может тогда ,когда доведет до нее шарик и правильно назовет слово.

« Четвертый лишний»

Работа над автоматизацией звука( с) , нужно разместить на панели картинки по любой лексической теме. Например: по теме « овощи».: на панели закрепляются картинки  с изображением  ( капуста, свекла, салата, и слива) .Ребенок  должен сказать ,какую    картинку он считает лишней, и объяснить почему( салат, капуста, свекла, -это овощи ,а слива –это фрукт) ,а затем довести до нее шарик и снять с панели.

«Подбери слова« Наоборот»

Учитель –логопед раздает детям картинки и предлагает найти  противоположную пару на панели( антонимы) . Снять картинкуможно ,когда доведешь до нее шарик.

«Собери слова-  близнецы.»

 Нужно предложить детям найти и собрать  на панели слова – близнецы(омонимы) .Ребенок доводит шарик до картинки и снимает  ее, объяснив значение слова. Например: к слову (ключ)можно подобрать картинки с изображением ключа от двери, скрипичного ключа, гаечного ключа .

« Подбери картинку к схеме слова»

Подбираем картинки различных предметов и  составляем к ним схемы слов. Карточки  со схемами слов он размещает на панели,а картинки к ним раздает детям. Ребенок доводит шарик до схемы слова ,соответствующей его картинке, и снимает ее ,если выполнил задание правильно.

«Собери букет»

Сверху на панели прикрепляются три изображения ваз синего, зеленого и красного цветов. Ребенок выбирает карточку с изображением цветка. Его задание состоит в том ,чтобы определить какой звук в начале названия цветка и довести фишку до нужной вазы ( к красной- если звук гласный, к синей – если звук твердый согласный ,к зеленой – если звук мягкий согласный)

4.Игровая панель « Охотник» ( Деревянный шарик)        

Обучающие и развивающие задачи:

  1. Развитие зрительно – моторной координации
  2. Развитие пространственной ориентации
  3. Становление целенаправленности и саморегуляциив двигательной сфере.

       4.Стимулирование межполушарного  взаимодействия  функции       головного мозга.

Варианты заданий для решения указанных задач.

«Пройти тропой фотоохотника»

 На первом этапе игры ребенок должен провести  подставку без шарика по всей обозначенной панели « Тропе охотника» На втором этапе ставится задача : провести подставку вместе с шариком – фото- аппаратом как можно выше по тропе ,чтобы сфотографировать льва.

« Спасение льва»

 Ребенок отправляется на охоту ,ведя подставку с шариком по трапе

,чтобы « усыпить льва»  и провести его лечение .Для  усложнения можно ограничить игру временем , используя песочные часы или секундомер.

«Парная игра»

Играют двое. Один ребенок располагается справ от панели ,а другой слева. Каждый держит в руках шнур для управления .Задача остается прежней;  провести подставку вместе с шариком  как можно ближе ко льву, чтобы сфотографировать его или (усыпить ) для лечения. Этот вариант игр более сложен ,так как требует скоординированных действий обоих участников.

Вариативное использование панели .

Картину на панели можно легко заменить любой другой ,тогда создаются новые сюжеты и решаются дополнительные образовательные задачи.

«Путешествие по зоопарку»

На панель с обратной стороны в области отверстий прикрепляются картинки с изображением разных животных .Дети по очереди проводят подставку с шариком ,в соответствии с заданием, к животным жарких стран и северных  стран (классификация животных).Усложнение :педагог просит ребенка найти животное ,название которого начинается на звук(з)  и заканчивающего на звук (ц) (звуковой анализ слова)

« Водители»

На панели закрепляются несколько дорог ,пешеходных переходов и знаки дорожного движения. Водитель должен довести  пассажира ,не нарушая правил дорожного движения ,до пункта назначения ( правила безопасного поведения)

« Служба спасения»

На панели в области отверстий  в произвольном порядке закрепляются красные огоньки, символизирующие пожар. Ребенок – пожарный должен провести  подвеску  с шариком – водой и «потушить пожар» попав в цель.

Усложнение:Педагог просит ребенка  рассказать ,какие он знает причины возникновения пожара и как  необходимо  вести себя в этой чрезвычайной ситуации ( правила безопасного поведения в быту.

Использование панели в работе учителя –логопеда.

« У кого какой детеныш»

Эту игру можно проводить  как соревнование детей или команд .На панели закрепляются картинки детенышей животных. Дети получают картинки с изображением взрослых животных. Снять картинку можно, когда доведешь до нее шарик и правильно назовешь детеныша животного( развитие навыка словообразования)  

« У кого сколько»

 На панели закрепляются картинки с разными количеством предметов.Дети получают картинки  с цифрами и задание : найти на панели картинку  с нужным количеством предметов ,довести до нее шарик и назвать количество предметов на картинке ( развитие грамматического строя речи ,согласование числительных с существительными)

« Кто чем питается»

Раздаем детям картинки с изображением животных или птиц,на панели размещаем картинки с изображением их пищи. Игровая задача для детей : найти  картинку с изображением того ,чем питается животное  изображенное на доставшейся им картинке.Снять картинку ребенок может, когда доведет до нее шарик и правильно назовет ,чем питается животное. Игру можно проводить как соревнование двоих детей или команд.

В таких играх каждый ребенок выступает в разных социальных ролях, учится объяснять правила игры и соблюдать их, работать с инструкцией. Благодаря этой технологии развивающая среда становится интерактивной в руках педагогов и самих детей.

Каждый педагог может придумать множество игр с «Умными» панелями. Для этого нужна тема, всем известная игра и немного фантазии.  Тогда старые игры приобретут современное звучание и новый смысл.

Эту технологию уже по достоинству оценили и сами дети, ради которых она и была придумана.

Не знаю, насколько мне удалось передать свои впечатления, но то, что образовательная технология «Умные» панели сделает образовательный процесс интереснее, увлекательнее и  станет изюминкой в работе с детьми не вызывает никаких сомнений!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Умные панели"

Мастер-класс для педагогов по технологии "Умные панели"...

Дидактические игры для комплекта "Умные панели"

В данной публикации я предлагаю несколько вариантов дидактических игр для комплекта игровых панелей....

Игровая технология"Умные панели"

Презентация "Умные панели"...

Почему мы используем "Умные панели - бизиборд"?

Статья будет интересна воспитателям дошкольных учреждений. На своём опыте я убедилась, что бизиборд - результативная система обучения в игровой форме. Бизиборд служит элементом интеграции всех образов...

Авторская игра "Облачка вежливости" в технологии умные стены в рамках международного конкурса инноваций в образовании «Умный мир детства».

Цель игры: активизация вежливых слов и оборотов в разговорной речи детей и взрослых; создание условий для сотрудничества детей и родителей, взрослых в игровой ситуации....

Проект " Умные" панели в группе компенсирующей направленности «Незабудка»

Образовательная технология «Умные» панели обладает большим развивающим потенциалом. «Умные панели» обеспечивают выполнение ряда требований Федерального государственного образов...

Презентация "Умные панели" в ДОУ

Образовательная технология «Умные» панели обладает большим развивающим потенциалом. «Умные панели» обеспечивают выполнение ряда требований Федерального государственного  о...