Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей
статья

Козырева Наталья Юрьевна

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx10.75 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей

        Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

        Действительно, пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

        Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

        Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

        Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Почему развитие мелкой моторики важно?

        Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

Описание пальчиковых игр

        Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:

Здравствуй, пальчик, выходи,

На Юлю (называете имя своего ребенка) погляди.

Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)

Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.)

Затем повторяете то же самое со всеми пальчиками.

        Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.

        Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:

Репку мы сажали, («роете» пальчиками в детской ладошке лунку)

Репку поливали, (показываете пальчиками, как льется вода из лейки)

Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)

Хороша и крепка! (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)

Тянем-потянем, (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону)

Вытянуть не можем, (потрясли кистями рук)

Кто же нам поможет? (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)

Тянем-потянем, тянем-потянем!

Ух! (расцепили руки, потрясли кистями)

Вытянули репку.

        Простые правила игры:

1) Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и

мизинчик – они самые ленивые).

2) Обязательно чередуйте три типа движений:

сжатие;

растяжение;

расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1) Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтобы не отправлял в рот куски бумаги).

2) Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.

3) Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

4) Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

        Предлагаемая далее пальчиковая гимнастика состоит из пяти комплексов упражнений. Каждый комплекс разучивается в течении недели (пять комплексов – пять недель).

        Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки.

        Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст.

Комплекс № 1

1) Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь — вместе).

2) Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").

3) Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.).

4) Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

5) Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка «Мальчик-пальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

        Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

Комплекс № 2

1) Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2) Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3) Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук,

соединить их).

4) Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и

безымянный соединить).

5) Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка «Белка»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

        Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

Комплекс № 3

1) Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2) Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3) Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

4) Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5) Корни растения (прижать корни - руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка «Этот пальчик»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

        Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Комплекс № 4

1) Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).

2) Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

3) Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

4) Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5) Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Потешка «Братья»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди ...

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

        Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

Комплекс № 5

1) Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок").

2) Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад).

3) Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

4) Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

5) Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка «Ну-ка, братцы, за работу»

Hу-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь.

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

        Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего возраста

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достиг...

Консультация для родителей младшей группы на тему:«В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в  разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста.

Материал о необходимости пальчиковых игр, которые имеют большое значение для развития ребенка....

"Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей"

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал:Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческо...

Консультация для родителей «В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в  разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...

Консультация "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".

Рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка....