«Сторителлинг, как интегративная технология развития личности детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Авзалова Гюзалия Назифовна

Сторителлинг - это интересно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storitelling_eto_interesno.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Сторителлинг, как интегративная технология развития личности детей дошкольного возраста»

 

          Если Вы впервые знакомитесь с этим способом взаимодействия с миром, Вам полезно будет узнать немного истории…..

       Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа. Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом, руководителем интернациональной фирмы ArmstrongInternational. Разрабатывая данную технику, Дэвид Армстронг

 принял к сведению известный общепсихологический фактор: истории выглядят более живыми, интересны, увлекательны и проще соединяются с личным опытом, нежели принципы или директивы.

Они быстро запоминаются, им дают больше значимости и их влияние на поведение людей сильнее.

Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство

увлекательного рассказа. Первоначально техника сторителлинг зарекомендовала себя как довольно результативное средство построения внешних и внутренних коммуникаций.

В настоящее время данная техника активно используется в образовании, в том числе, и в дошкольном.

 

1. «Что такое сторителлинг, и каким он бывает»

Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы

передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях,

 совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека.

По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга.

Сторителлинг – педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной

структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов

воспитания, развития и обучения.

Педагогический сторителлинг, как техника подачи познавательной информации выполняет

следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга:

1.В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история)

рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию.

При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную

информацию: правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории

          2.В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

          Данный вид сторителлинга содействует передаче не только теоретического, но и практического знания, которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается.

        Оно особенным   способом выражается в практической продуктивной деятельности и предполагает собой передачу  умений и навыков.

       3.Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется         визуальными компонентами (видео, скрайбинг, инфографика).

   2. «Сторителлинг в стране детства»

Остановимся подробнее на видах сторителлинга, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.

Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме.

Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.

Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решение проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.

-       Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

-       Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

-       Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;

-       Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.

 3. «Как приготовить сторителлинг»

Вступление. Вступление, как правило, должно быть коротким. Оно представляет немаловажную значимость, ставя вопрос или обозначая проблему, которую необходимо решить. Совершить это необходимо так, чтобы вызвать у детей интерес и увлечь его. В случае если дети, слушая, витают в облаках, то вступление перед началом истории должно зацепить их внимание и удерживать его. Вступление к истории должно быть связано с главной темой. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту детей. Вступление в истории не должно включать в себя подсказки к решению проблемы рассказываемой истории.

Развитие события. Здесь выявляется сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее

проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Данная часть истории делает проблему хуже, и тем самым создает определенное напряжение. Ситуация не становится разрешенной. По сути, она становится все напряженнее.

Кульминация. Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.

Заключение. Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.

4.Цели и задачи Сторителлинга  

Остановимся на наиболее важных моментах, которые необходимо учитывать при создании истории для детей дошкольного возраста.

Цель сторителлинга– захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи:

-       обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

-       систематизировать и донести информацию;

-       обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

-       наглядно мотивировать поступки героев;

-       сформировать желание общаться.

Какие возможности дает сторителлинг?

Прежде всего, необходимо учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития.

В истории должен быть определенный персонаж или герой. У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.

История должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.

Можно использовать открытые вопросы в адрес детей, которые привлекают детей к участию в рассказанной истории. Нужно понимать, что изложение фактов - это ещё не история. Дети целостно воспринимают мир. Исходя из этого, необходимо добавлять эмоциональный фон к фактам. И нельзя выпускать из виду чувство юмора, оно может помочь разрешить любые проблемы. Кроме того, не стоит забывать то, что воображение и фантазия у детей более гибкие, нежели у взрослого.

Поощрение воображения ребенка содействует формированию метафорического языка. А общеизвестно, что метафоры основательно попадают в наше подсознание. Символический язык ярких придуманных рассказов развивает гибкость ума. В каждой хорошей истории легко различить ее структуру. Слушатель, скорее, ощущает ее сердцем, нежели осознает разумом.

                                           Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети поз...

Проект "Эмоционально-волевое развитие личности детей дошкольного возраста"

Проект направлен на развитие и гармонизацию эмоционально-волевой сферы личности дошкольников...

Возрастные особенности в развитии личности детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева- это "период первоначального фактического склада личности"....

Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

В рамках  дошкольной  педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори»,  я непосредственно веду работу, направленную на социа...

«Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности детей дошкольного возраста».

laquo;Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности детей дошкольного возраста»....

Статья "Сторителлинг как инновационная технология развития речи в дошкольном возрасте"

Как учителя русского языка и литературы, меня очень беспокоит снижение уровня развитяи речи детей в современном мире. Я надеюсь, что технология сторителлинга, при применении с дошкольного возраста, по...