Статья "Сторителлинг как инновационная технология развития речи в дошкольном возрасте"
статья по развитию речи

Петрова Яна Петровна

Как учителя русского языка и литературы, меня очень беспокоит снижение уровня развитяи речи детей в современном мире. Я надеюсь, что технология сторителлинга, при применении с дошкольного возраста, поможет развить связную речь детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

Тема: «Сторителлинг как инновационная технология развития речи в дошкольном возрасте».

Автор: Петрова Яна Петровна

Должность: воспитатель

Санкт-Петербург

2022 г.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений, а художественно-эстетическое без художественных образов, стихов, литературных текстов, их обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому о месте речевого развития в полноценном формировании личности не стоит и спорить.

XXI век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

  • Односложная, из простых предложений речь 
  • Недостаточный словарный запас.
  • Использование сленга
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неумение построить монолог, пересказать текста своими словами.  
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Неумение использовать интонации, громкость голоса и темп речи.

В целом уровень речевого развития у современных детей дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.

Проблема развития речи является крайне актуальной.

Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка.

Существует большое количество методик развития речи. Есть интересные инновационные подходы:

  • Мнемотехника
  • ТРИЗ
  • Сиквейн
  • Сторителлинг

Сегодня я предлагаем вам посмотреть, на  интересную, достаточно эффективную, активизирующую речевое развитие технологию - сторителлинг.

Сторителлинг в переводе с английского означает «рассказывание историй».

Конечно, рассказывание историй нельзя назвать каким-то новой технологией, однако широкой публике в качестве специального технологии, сторителлинг был представлен в 1992 году руководителем американской компании Дэвидом Армстронгом.

Сторителлинг – это «рассказывание» мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.

Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Существует определенная классификация сторителлинга.

Классический сторителлинг – это когда рассказчик – один, а остальные слушают.

Активный сторителлинг - участники сами вовлечены в процесс создания, трансформации, придумывания, делания, обсуждения

Цифровой сторителлинг - когда всё предыдущее делаем, но с применением цифровых современных средств.

Для того чтобы история была интересна, существуют простые правила создания историй.

Какой должна быть хорошая история?

  • Простая;
  • Неожиданная;
  • Конкретная;
  • Реалистичная;
  • Эмоциональная;
  • Краткая

Если же вы хотите создать идеальную историю, то она должна подчиняться следующим правилам:

  • Реалистичная – если слушатель не верит вам, его интерес мгновенно сойдёт на нет;
  • До конца содержит интригу;
  • Испытания и выход;
  • Грамотно структурирована;
  • Эмоционально насыщена;
  • Содержит детали;
  • Заставляет слушателя почувствовать себя в роли главного героя;
  • Динамична;
  • Разбавлена визуальным контентом;
  • Легко воспроизводится;
  • Вызывает разные эмоции

Если задуматься и вспомнить захватывающие детские книги и фильмы и проанализировать сюжет, то можно установить, что существует два основных сюжета для создания историй.

Сюжет «История успеха» (примером данного сюжета служат сказка «Золушка», фильм «Красотка»). Основное в этом сюжете: перемещение героя в новые условия или на новый жизненный уровень. Был бедным — стал богатым, была страшной — стала красавицей. И ответ на вопрос: Как ему/ей это удалось?

Структура такого сюжета очень проста:

  • Главный герой
  • Ситуация, в которую герой попадает
  • Появление проблем/появление врагов Действия героя/проявление положительных качеств героя
  • Помощь друзей
  • Счастливое решение проблем
  • Результат (переход на новый уровень).

Сюжет  хорошо использовать для мотивации, объяснение процесса, сравнение процессов и явлений, выбор средств решения задач, эволюция процесса.

Особенности использования данного сюжета при создании истории заключается в использовании следующих приемов:

  • активное использование визуальных средств презентация, видеовставки и пр.)
  • для усиления эффекта от истории; четкие уровни «До» и «После»;
  • наличие антигероев (добрая Золушка — злые сестры).

Второй сюжет, который можно активно применять в создании истории это «Квест/детектив». Этот сюжет можно проследить в таких произведениях как «Дети капитана Гранта», «Снежная королева», «12 подвигов Геракла», «Волшебник из страны ОЗ» и пр. Основное в данном сюжете: герой отправляется в путешествие, по пути решая различные задачи.

Структуру этого сюжета можно разделить на следующие составляющие:

  • Главный герой
  • Цель
  • Локации (точки квеста)
  • Решение определенных задач в каждой локации
  • Достижение мини-результатов
  • Достижение главной цели

Это сюжет хорошо использовать для моделирования проблемных ситуаций, решение различных аналитических задач, отработки навыков и умений. Прояснение порядка действий.

Особенности использования данного сюжета при создании истории заключается в использовании следующих приемов:

  • часто герою помогают соратники, без которых ему не обойтись.
  • Этот вариант сюжета подходит для «активного сториттелинга».
  • Слушатели либо «попадают» в смоделированную преподавателем ситуацию
  • и выполняют определенные задачи, либо могут самостоятельно придумать квест для прохождения.

Любая история в сторителлинге должна иметь четкую конструкцию и содержать определенные части. Пример данный частей (глав) приведен в таблице ниже:

Вступление

Вступление к истории, как правило, должно быть коротким. Вступление к рассказу должно быть связано с главной темой вашей истории

Развитие события

Здесь раскрывается сюжетная линия и характеры действующих лиц. Эта часть позволяет нам глубже проникнуть в проблему или конфликт, о котором мы узнали во вступлении.

Кульминация

Когда напряжение достигает апогея и ситуация начинает казаться невыносимой, возникает решение

Заключение

По сути, кульминация завершила историю; но  здесь должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.

Ну и, конечно следует уделить внимание непосредственно использованию сторителлинга в дошкольном учреждении. В каких формах можно его применить, как на фоне данной технологии создать игровые приемы для детей.  Предлагаю рассмотреть несколько вариантов.

Кубики Историй – это уникальная настольная игра-пособие жанра storytelling, развивающая фантазию и речь. Несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes». Оригинальные «Story cubes» для детей они сложные т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Поэтому желательно создать кубики с яркими понятными картинками в соответствии с возрастом детей.

Правила для одного игрока: надо бросить кубики (от 3 до …) на стол и начать историю с каких-нибудь слов типа «Однажды…» или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все картинки, которые выпали на верхних гранях кубиков.

Правила для нескольких игроков: первый участник круга историй (из всех, кто участвует в сочинении сказки) бросает первый кубик, чтобы начать историю. Затем другой участник бросает второй кубик и продолжает рассказ, присоединив детали к предыдущей завязке. И так далее, пока сказка не будет окончена. Можно попытаться записать ход сюжета, вдруг он и впрямь выйдет интересным.

Также можно использовать для более взрослых детей карты Проппа (они представлены ниже и содержат все варианты действий для создания истории по любому сюжету)

https://sun9-34.userapi.com/impf/c844418/v844418719/6fd99/iaz9Qy4Y_po.jpg?size=604x480&quality=96&sign=78944979d4336e4b6c6867772589110a&type=album

В самом младшем возрасте удобнее всего использовать «Корзинку историй».

Таинственно открываем корзинку и достаем первую игрушку….Когда-то жила ….

Где она живёт? …….. Дом, в котором она жила……….

Существует несколько способов, как собрать корзинку.

1.Собираем сами (педагог)

2.Собирают дети, по вашей подсказке.

Для детей постарше можно сделать «Story map» («Карту историй»).

Нарисовать тропинку на длинных обоях и наклеить по бокам распечатки со сценами сказки или ее персонажами.

Ребенок идет по тропинке и рассказывает, что видит.

или

Разложить на полу, в произвольном порядке, картинки со сценами и персонажами.

Ребенок должен найти нужную сценку и рассказать ее.

Еще один вариант сочетает в себе историю и оживший мультфильм (по примеру мультфильма «Пластилиновая ворона»). Это «Convert desk» («Доска преобразований»).

Плоскостное изображение с помощью пластилина на определенную тему. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала педагог может изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их (на познавательных занятиях, в изобразительной деятельности).

Кроме вышеперечисленных приемов сторителлинга, требующих подготовки, можно использовать простые упражнения по созданию историй, постепенно усложняя их. Позвольте представить вам некоторые из них.

Игра «Стишки в кубике» 

(на кубике изображены картинки из детских стихов, игрок должен угадать из какого стихотворения картинка и рассказать его)

Игра «Кубик загадка» (для расширения словаря) – игрок бросает кубик, на грани куба выпадает изображение какого-либо предмета, игрок рассказывает, что это за предмет или подбирает слова прилагательные какой, что делает.

Игра «Снежный ком».  

По  очереди добавляются  слова к предложенному началу фразы (каждый участник игры добавляет своё слово). Темы для данного упражнения могут быть самые разные. К примеру:

1. «Собираемся в дорогу»

Взрослый: «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан …».

Ребенок: «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло».

Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:

2. «Готовим завтрак, обед, полдник, ужин»

Взрослый: » Мы готовим завтрак, давай составим меню».

Ребенок: «Обычно на завтрак я ем бутерброд».

Следующий игрок: «А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю …».

Следующий» «Я не люблю, ни бутерброд, ни…, я предпочитаю …» и т. д.

Игра «Продолжи предложение» 

Упражнение может носить как реальный, так и шуточный характер. Об этом вы можете заранее договориться с ребенком.

Взрослый начинает сложное предложение, ребенок продолжает. Вариантов может быть масса, на любую интересную ребенку тему.

Наш корабль выплыл в открытое море и тут…

Путешественники разбили лагерь на берегу реки и увидели

Принцесса неожиданно проснулась, потому что…

Карлсон,  не смог прилететь в этот день, ему пришлось…

Как инновационная технология сторителлинг позволяет:
• разнообразить образовательную деятельность с детьми;
• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
• обогатить устную речь дошкольников;
• облегчить процесс запоминания сюжета.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

Литература

  • Аникович Н. Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии сторителлинг. 2018
  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. - 355 с.
  • Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. - №8. - С. 23-35.
  • Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.
  • Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

Федорова, С. В. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста / С. В. Федорова, А. А. Блинова. —// Молодой ученый. — 2017. —


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"...

«Биоэнергопластика - инновационный метод развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса.»

В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика....

Образовательные технологии развитии речи детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Образовательные технологии развитии речи детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность...

Мастер-класс для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста синквейн"

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает "пять". Таким образом, синквейн...

ТЕХНОЛОГИЯ «ВИММЕЛЬБУХ» КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие и формирование правильной устной речи является одной из наиболее актуальных задач современного образования. Современные правовые документы в сфере образования касаются создания особых условий...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребе...

Технология ВИММЕЛЬБУХ как инновационное средство развития речи детей дошкольного возраста

Вим-мель-бух!Это особенная игра для людей любого возраста — книги без текста. В этих картинках огромное количество деталей, их можно рассматривать бесконечно.Разные герои, предметы живут своей ж...