Консультация "Развитие связной речи детей старшего возраста средствами русского фольклора"
консультация по развитию речи (старшая группа)
Консультация "Развитие связной речи детей старшего возраста средствами русского фольклора"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи детей старшего возраста средствами русского фольклора
В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Я, считаю, что формирование речи детей в дошкольные годы жизни — одна из серьезнейших задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Посредством языка осуществляется общение ребенка с окружающими людьми.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, считалки, фразеологизмы).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, т. к. оно, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, методику и ритм родного языка. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.
Среди выразительных средств языка определённое место занимают фразеологизмы, использование которых придаёт речи особую яркость, лёгкость, меткость и образность. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте.
В старшем дошкольном возрасте ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.
Для чтения детям старшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и стихотворения. Содержание стихотворений воспитывает у слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребёнка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Таким образом, фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у дошкольников формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/28/picture-476248-1564305094.jpg)
Тематическая выставка для родителей "Развитие связной речи детей старшего возраста через русский народный фольклор"
Русский народный фольклор...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-880672-1485066762.jpg)
Консультация для воспитателей:"Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами сказочного творчества"
Консультация для воспитателей...
Проект «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора с учетом введения ФГОС ДО».
В этом проекте раскрывается один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе ...
Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»
опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого ребёнка и формирования у него умений общаться...
Описание педагогической работы "Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности"
выступление на педсовете: показана особая роль в развитии связной речи у детей принадлежит театрализованным играм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-330148-1392496446.jpg)
Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/07/picture-1399941-1649316460.jpg)
План по самообразованию "Развитие связной речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок".
Роль художественных произведений в жизни дошкольников непременно важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей-это особый мир, источник представлений о времени и простр...