Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников
статья по развитию речи
Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), ее произносительной и семантической сторон. Наличие у таких детей вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и др.) создает дополнительные затруднения.
Занимаясь с детьми с OHP III уровня, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания, и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Для этого мы обратились к драмопедагогике и выбрали социально-игровой стиль педагогической деятельности. Это стиль всего обучения, а не одного какого-то занятия. Это не отдельные «вставные номера», не разминка, отдых или полезный досуг, это — стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в нее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_8.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников
Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), ее произносительной и семантической сторон. Наличие у таких детей вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и др.) создает дополнительные затруднения.
Занимаясь с детьми с OHP III уровня, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания, и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Для этого мы обратились к драмопедагогике и выбрали социально-игровой стиль педагогической деятельности. Это стиль всего обучения, а не одного какого-то занятия. Это не отдельные «вставные номера», не разминка, отдых или полезный досуг, это — стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в нее.
На логопедических занятиях мы широко используем театрализованные игры, объединенные одной темой. Театрализованная игра приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества: дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, образного и логического мышления, двигательной активности и т.д. Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно, хотя и используются далеко не полно. Так, А.Н. Граборов отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала. В зарубежной литературе обращается внимание на то, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как и обучение самообслуживанию, чтению, арифметике. Поэтому должны широко использоваться постановка, инсценировка рассказов и песен, игры с распределением ролей, теневой театр, а также пантомимика и жест (при исполнении песен, чтении стихов и литературных текстов, составлении рассказов).
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок
действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием (О. А. Карабанова). Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо, и соответствуют определению: драматизировать — значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети — артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.
Очень важно включать в занятия специальные игры на разви тие воображения, мимики, пантомимики, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.
Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.
На занятиях используется следующее оборудование:
настольная и напольная ширмы;
плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;
декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.);
наборы кукол для пальчикового театра;
куклы би-ба-бо;
рукавички с изображением мордочек животных;
костюмы персонажей сказок;
игрушечные персонажи.
К сожалению, специальной литературы для дошкольников с OHP III уровня нет, поэтому, в соответствии с их речевыми возможностями, мы постарались сами систематизировать матери
алы, в которые входят игры, стихи, потешки, сказки, рассказы, картины и т.д. Были изготовлены маски животных, специальные театры (настольный, пальчиковый, би-ба-бо, пиктограммный).
Театрализованные игры проходят поэтапно. На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.
На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее с родителями или воспитателями заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.
На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок. Для этого подойдут рассказы: «Как Маша стала большой» (по Е. Пермяку), «Почему кот моется после еды» (литовская сказка), «Как собака себе друга искала» (мордовская сказка) и др. Здесь используются разные виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры, используя маски или элементы костюмов. Один и тот же текст подойдет для разных инсценировок. На этом этапе необходимо «оживлять» картинки, рассказы и сказки («Спор животных», «Это я виноват» и др.).
Игровые упражнения
Развитие мимики
Съешьте кислый лимон. Дети морщатся.
Рассердитесь на драчуна. Дети сдвигают брови.
Встретьте знакомую девочку. Дети улыбаются.
Испугайтесь забияку.
Дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот.
Обучение жестам
Покажите высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя.
Покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг.
Покажите разных людей: я, ты, мы.
Развитие пантомимики
Расцвели, как цветы.
Завяли, как травка.
Полетим, как птицы.
Идет медведь по лесу.
Крадется волк за зайцем.
Развитие речевого дыхания
«Игра со свечой».
Логопед предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Ребенок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать ее огонек. Воздух выдыхается тонкой, упругой и плавной струей через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.
Игра «Чудо-лесенка».
Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.
Чу-до-ле-сен-кой—ша-га-ю, Вы-со-ту—я—на-би-ра-ю: Шаг—на—го-ры, Шаг—на—ту-чи...
А—подъ-ем—все—вы-ше, кру-че...
Не—ро-бе-ю, петь хо-чу, Пря-мо—к—солн-цу— я—ле-чу!
Встретил петушок кота
И спросил его тогда:
— Почему ты черный, кот?
— Лазал ночью в дымоход.
— Почему сейчас ты бел?
— Из горшка сметану ел.
— Почему ты серым стал?
— Пес меня в пыли валял.
— Так какого же ты цвета?
— Я и сам не знаю это.
Домашние животные
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Актуализация словаря по изучаемой теме.
Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, глаголов от звукоподражаний).
Развитие связной речи.
Формирование общих речевых навыков.
Развитие зрительного внимания, мышления, творческого воображения, подражательности, мимики, жестов.
ОБОРУДОВАНИЕ
Игра «Кто спрятался?».
Пальчиковый театр.
Фигурки животных.
Костюмы кота и воробья.
Организационный момент
Дети стоят в кругу на коврике.
Логопед. Смотрите, ребята, к нам в детский сад пришел котик! У него сегодня день рождения. Котик решил пригласить к себе в гости домашних животных. Подскажите кто придет к котику?
Дети. К котику придут корова, собака, лошадь, коза, овца, курица.
Л о г о и е д. Как этих живот
ных можно назвать одним словом?
Д е т и. Это домашние животные.
Логопед. Почему они так называются?
Дети. Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает.
Лог о п е д. Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных.
Игра «Кто спрятался?»
Дети сидят за столами.
Логопед (показывает картинку). Все гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать котику сюрприз. Для того чтобы животные вышли к котику, вы должны отгадать и назвать их.
Дети (составляют предложения по картинке). Пришла корова, потому что видна коровья голова. И т.д.
После каждого ответа логопед выставляет фигурки животных.
Образование глаголов
Логопед. Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинника.
Дети образуют глаголы от звукоподражаний.
Собачка — (гав-гав) загавкала.
Коровка(му-му) ...
Лошадка — (иго-го) ...
Козочка — (ме-е-е) ...
Курица — (кудах-тах-тах) ...
Овечка—(бе-е-е) ...
А котик им в ответ — (мяу- мяу) ...
Сочинение сказки
Логопед. Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он — самое полезное. Мы сейчас с вами вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное, и попробуем сочинить сказку «Спор животных». (Раздает детям животных из пальчикового театра.)
Дети садятся в кружок на ковре и по цепочке придумывают сказку.
Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека.
Собака сказала: «Гав-гав. Я . охраняю дом, хозяйку, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я — самое нужное домашнее животное».
Кошка не согласилась: «Мяу- мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке, охраняю клубнику от галок. Я — самое нужное домашнее животное».
В спор вмешалась корова: «Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я — самое нужное домашнее животное».
4 — 6301
Коза возмутилась: «Ме-е-е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я — самое нужное домашнее животное».
Овца заблеяла: «Бе-е-е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я — самое нужное домашнее животное».
Курица не выдержала и сказала: «Кудах-тах-тах. Я даю яйца, пух и перья. Я — самое нужное домашнее животное».
Лошадь, дослушав курицу, сказала: «Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я т-- самое нужное домашнее животное».
В это время вышел хозяин и сказал: «Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу»,И все животные дружно закивали головами.
Физкультминутка «Кошка»
Логопед. А сейчас мы с вами превратимся в котиков. Вокруг себя повернись и в котика превратись!
Дети (выполняют движения в соответствии с текстом)
Осторожно, словно кошка, От дивана до окошка На носочках я пройдусь, Лягу и в кольцо свернусь. А теперь пора проснуться, Распрямиться, потянуться, Я легко с дивана спрыгну, Спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка, Спинку я прогну немножко. Я из. блюдца молочко Полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик,
И опять свернусь колечком, Словно кот у теплой печки.
Слушание сказки
Логопед. Окончили животные свой спор, все остались довольны, что хозяин всех их любит. И наш именинник рассказал гостям очень интересный случай, который с ним однажды произошел. Послушайте и вы.
Почему кот умывается после еды
Однажды залетел воробей на крестьянский двор и стал клевать зерна. Прыгает радостный воробей по травке, зернышко за зернышком подбирает, а хозяйский кот на него из-за угла посматривает. Смотрел кот, смотрел, подкрался, да как прыгнет на воробья. Схватил его за крыло и говорит:
— Неплохо я сейчас позавтракаю!
— Что ты, что ты, кот! — зачирикал испуганно воробей. — Неужели ты собираешься меня съесть?
— А что мне любоваться тобой, что ли? — фыркнул возмущенно кот и приготовился свернуть воробью голову.
— Да постыдись же ты, кот! — опять зачирикал воробей. — Ведь ты же забыл умыться! А разве ты не знаешь, что и хозяин твой, и хозяйка, и все люди на свете сначала умываются, а потом завтракают?
— И то правда!—сказал смущённо кот и поднял лапу, чтобы хорошенько потереть себе мордочку.
А воробей, недолго думая, — прыг в сторону! Взмахнул крыльями и радостный улетел. Очень разозлился кот.
— Ну нет, теперь уж меня не обманешь! — сердито сказал он. — Пусть люди делают, как знают, а я сначала буду завтракать, а потом уж умываться.
С тех пор все коты на свете умываются после еды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».
Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...
Перспективное календарно-тематическое планирование к программе "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников в подготовительной к школе группе"
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи – одна из важнейших задач в системе...
Логопедическая ритмика как часть коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников
Выступление на районном методическом объединении логопедов, раскрывающее организацию и содержание работы по логоритмике...
Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников
Дети с общим недоразвитием речи редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются ...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников.
В статье обозначены здоровьесберегающие технологии: двигательный игротренинг, кинезиологические упражнения, подвижные игры, цветотерапия....
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников.
в статье обозначены здоровьесберегающие технологии: двигательный игротренинг, цветотерапия, двигательный игротренинг, кинезиологические упражнения....
«Использование средств логоритмики в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников»
Представление собственного педагогического опыта совместной деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя ДОУ....